Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Упрощенная система налогообложения ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 30)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 30

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Тамара Михайловна Ухина - главный государственный налоговый инспектор отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по г. Москве.

- Добрый день. Скажите, пожалуйста, надо ли организациям, применяющим "упрощенку", сдавать учетную политику в налоговую инспекцию?

- Вы имеете в виду приказ об учетной политике вместе с годовой отчетностью?

- Совершенно верно.

- По Закону о бухгалтерском учете <*> организации, применяющие упрощенную систему, освобождены от ведения бухучета. Следовательно, формировать учетную политику и сдавать ее в налоговые органы не надо. Но я вам советую создать внутренний документ (например, приказ), в котором будут раскрыты основные моменты вашего учета доходов и расходов. В конечном итоге он может пригодиться вам для подтверждения того или иного метода учета отдельных операций при возникновении споров с налоговой инспекцией.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

- Еще один вопрос. Как быть с расходами на приобретение бухгалтерских программ?

- Так вы же бухгалтерский учет не ведете...

- В том-то и дело, что ведем. Мы выплачиваем дивиденды, и данные бухучета нам необходимы для их расчета.

- Да, действительно вам необходим бухгалтерский учет. В этом случае вы добровольно отказываетесь от освобождения по ведению бухучета. ФНС России в таком случае принимает в качестве расходов затраты на оплату бухгалтерских программ.

- А расходы на правовые базы данных можно учесть в "упрощенке"?

- Здесь все зависит от вида деятельности. Если вы, к примеру, оказываете консультационные услуги, тогда эти расходы учесть можно.

* * *

- У меня есть вопрос по поводу списания стоимости приобретенных товаров.

- Вы имеете в виду последние разъяснения Минфина России <**>?

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Речь идет о Письме Минфина России от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70.

- Да. Правда ли, что стоимость товаров можно списывать на расходы сразу, не дожидаясь их реализации?

- Да, это так. Сейчас факт реализации для списания покупной стоимости товаров не важен. Товары учитываются в расходах единовременно. Конечно, при условии, что они оплачены и приняты к учету. Однако обратите внимание на то, что с 1 января 2006 г. все возвращается на свои места. То есть стоимость покупных товаров будет учитываться в качестве расхода только после их реализации.

- Значит, разъяснения Минфина действуют только до конца года?

- Совершенно верно. Ведь с начала следующего года вступит в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ, который внес изменения в гл. 26.2 НК РФ. Правила списания покупной стоимости товаров прописаны в новой редакции ст. 346.17 НК РФ.

- Еще один вопрос. А НДС как списывать по товарам?

- По разъяснениям Минфина России, сейчас налог включается в расходы аналогично стоимости приобретенных товаров. То есть также после их оплаты и оприходования. Но опять же с 1 января 2006 г. суммы НДС по оплаченным товарам будут списываться иначе. В расходы попадает только часть НДС, приходящаяся на реализованные товары.

- Такое правило будет действовать и по приобретенным работам и услугам?

- Безусловно. За исключением НДС по купленным основным средствам. Здесь особый порядок учета налога.

- Ну а, скажем, НДС по канцелярским товарам сразу можно списать?

- Конечно. Только не забудьте, что для подтверждения расходов потребуются первичные документы на оплату, оприходование и списание в производство и счет-фактура.

* * *

- Тамара Михайловна, скажите, что входит в понятие "материальные расходы для упрощенной системы"?

- Материальные расходы при "упрощенке" принимаются в том же порядке, что и для налога на прибыль. То есть по правилам ст. 254 НК РФ. Единственное исключение - это материальные затраты в виде оплаты работ (услуг) производственного характера.

- А в чем здесь разница?

- При упрощенной системе не все работы или услуги производственного характера могут быть приняты в качестве материального расхода. Учитываются только те, которые поименованы в ст. 346.16 НК РФ. Или если эти работы (услуги) являются составной частью процесса получения дохода.

- У меня еще один вопрос. Получили заем. Он не будет доходом?

- Конечно, нет.

- А если мы выдаем заем, то он не будет расходом. Соответственно полученные по нему проценты мы учитываем в составе доходов?

- Все правильно.

- И последнее. Если я веду коммерческую деятельность через посредника, то его доходом и соответственно моим расходом будет комиссионное вознаграждение?

- Абсолютно верно. Кроме того, скажу вам, что изменения, внесенные в гл. 26.2 НК РФ, предусматривают в составе расходов комиссионные, агентские вознаграждения и вознаграждения по договорам поручения.

- А сейчас такого расхода нет?

- Сейчас нет, но учесть его можно в составе материальных расходов как оплату работ (услуг) производственного характера. Ведь без этих услуг комитент не сможет получить доход.

* * *

- С 2003 г. мы перешли на упрощенную систему. Подали заявление в конце 2002 г. Однако налоговая инспекция ни уведомление, ни отказ о применении "упрощенки" нам не выслала. Сейчас идет проверка за 2003 г., и налоговики требуют пересчитать налоги по общему режиму. Правильно ли это?

- А когда вы подали заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения?

- 19 декабря 2002 г.

- Применение вами упрощенной системы неправомерно. Ведь срок подачи заявления - с 1 октября по 30 ноября. Поэтому налоговая инспекция права.

- Но они должны были прислать уведомление о невозможности применения упрощенной системы! Кроме того, все декларации с 2003 г. налоговая инспекция исправно принимала.

- Да, налоговая инспекция обязана была уведомить вас в месячный срок. Но, по сути, вы не имели права применять упрощенную систему в 2003 г., поскольку срок подачи заявления пропущен.

* * *

- В собственности нашей организации есть помещение, которое мы сдаем в аренду. Коммунальные услуги оплачиваем мы. Арендатор перечисляет нам только арендную плату. Можем ли мы списывать в расходы коммунальные платежи?

- Скажите, аренда у вас основной вид деятельности?

- Нет.

- Вы можете отнести на расходы только ту часть коммунальных платежей, которая приходится на используемые непосредственно вами помещения. И учтите еще один момент. В составе материальных расходов можно учесть не все коммунальные расходы, а только часть из них, а именно расходы на электроэнергию, воду и отопление.

- Услуги связи мы тоже можем включить в расходы?

- Здесь возникает вопрос, кто реально получает услуги связи: вы или арендатор. Если вы оплачиваете расходы арендатора, то учесть их вы не можете.

- И что же нам делать?

- Я бы посоветовала вам заключить трехсторонний договор. Насколько я знаю, телефонная сеть идет в этом вопросе навстречу организациям. То есть на время сдачи помещений в аренду вы предоставляете право пользования телефонными номерами арендатору. С условием, что по окончании срока действия договора номер переходит к вам. В этом случае счета на оплату услуг связи будут поступать вашему арендатору.

- С этим понятно. А как же быть с коммунальными платежами? Их терять тоже не хочется.

- Можно поступить аналогично, как и по услугам связи. То есть составить трехсторонний договор между вами, арендатором и коммунальными службами. И прописать в нем, допустим, что арендатор перечисляет оплату стоимости услуг на ваш счет, а вы в свою очередь перечисляете их поставщику услуг. В этой ситуации у вас не возникает ни дохода, ни расхода.

* * *

- Хотим поменять в офисе окна и оконные решетки. Можно ли учесть такие затраты в расходах?

- Здесь все зависит от того, как классифицировать работы по замене окон. Если эти работы носят характер реконструкции, то расходы учесть нельзя. Если же замену окон рассматривать как капитальный ремонт, то это уже будут расходы на ремонт. А они учитываются по ст. 346.16 НК РФ.

- Скажите, а карты для выхода в Интернет можно списать в расходы?

- Это зависит от вашего вида деятельности.

- Мы занимаемся сдачей помещений в аренду.

- Расходы должны быть обоснованы, оправданы и направлены на получение дохода. Ваши расходы на покупку интернет-карт нельзя считать оправданными, поскольку они напрямую не связаны с вашей деятельностью. Кроме того, такой расход ст. 346.16 НК РФ не предусматривает. Допустим, если бы у вас был интернет-магазин, тогда это был бы совершенно оправданный расход.

* * *

- Беспокоит бухгалтер частного охранного предприятия. Мы работаем на "упрощенке". Арендуем для охранников спортзал. Какие условия нужно соблюсти, чтобы учесть такой расход?

- Во-первых, поддержка физического состояния сотрудников фирмы должна являться необходимым условием для осуществления уставной деятельности охранного предприятия. Во-вторых, такое требование должно быть предусмотрено законодательством и уставом фирмы. Если эти условия у вас выполняются, то расходы на аренду спортивного зала можно учесть.

- Хорошо. А по какой статье это можно сделать?

- По пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ - как материальные расходы.

* * *

- Слышала, что с 1 января 2006 г. можно поменять объект налогообложения. Так ли это?

- У меня к вам два встречных вопроса. Какой у вас объект налогообложения и с какого года вы работаете на "упрощенке"?

- На упрощенной системе мы с 2003 г. А объект налогообложения - доходы.

- Хочу вас обрадовать, вы действительно можете со следующего года изменить объект. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе с 1 января 2006 г. изменить объект. Только не забудьте уведомить о своем решении налоговую инспекцию до 20 декабря 2005 г.

- Большое спасибо. Всего доброго.

"Прямой разговор" подготовили

А.В.Илюшечкин

Эксперт "УНП"

С.В.Новиковская

Руководитель отдела

внешних связей "УНП"

Подписано в печать

19.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Основным видом деятельности нашего потребительского кооператива является предоставление потребительского кредита (ОКВЭД 65.22.1). Облагается ли наша деятельность НДС? ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 30) >
Вопрос: В пп. 21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ сказано, что "расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов" уменьшают полученные доходы при исчислении единого налога по "упрощенке". Какие конкретно расходы подразумевает этот подпункт? Где можно найти перечень этих расходов? ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 30)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.