|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: В списках "живых" не значится ("Новая бухгалтерия", 2005, N 9)
"Новая бухгалтерия", 2005, N 9
В СПИСКАХ "ЖИВЫХ" НЕ ЗНАЧИТСЯ
Компании, которые не сдают отчетность и не проводят операции по своему расчетному счету, могут быть ликвидированы по решению налогового органа. Такое право налоговикам предоставил Федеральный закон от 02.07.2005 N 83-ФЗ.
Сегодня в России более одного миллиона фирм, которые существуют только на бумаге, а вернее сказать, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Никакой деятельности они не ведут, по адресу, указанному в учредительных документах, не находятся, исполнительные органы у них отсутствуют. Можно сказать - настоящие "мертвые души". Такие фирмы стали бельмом на глазу налоговиков, ведь пока они числятся в ЕГРЮЛ, с ними надо работать, их надо проверять, контролировать и т.д. и т.п. Но чтобы проверить фирму, сначала ее надо хотя бы найти, а это как раз и не удается. Да и некому в налоговых органах заниматься поисками "пропавших без вести". Казалось бы, избавиться от недействующей фирмы можно, ликвидировав ее. Но до принятия Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" налоговым органам это было практически не под силу. Проблема заключалась в том, что ликвидация такой фирмы могла производиться только в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в порядке, установленном для процедуры банкротства отсутствующего должника. Налоговая инспекция, решив избавиться от недействующей фирмы, должна была идти в суд и доказывать, что у этой фирмы есть признаки банкротства, а сама фирма фактически прекратила свою деятельность. При этом суд приступал к рассмотрению заявления налогового органа, только если у нее имелись средства на финансирование процедуры банкротства (средства на подобные вещи выделяются ей по смете). Однако далеко не все недействующие фирмы отвечают признакам банкротства. Соответственно к ним с ликвидацией не подступишься. А те недействующие фирмы, у которых задолженность все же есть, могут не обладать имуществом, за счет которого можно было бы вернуть хотя бы расходы, связанные с процедурой банкротства. То есть получалось, что и в этом случае налоговой инспекции не было никакого смысла заниматься ликвидацией недействующей фирмы.
"Живые" и "мертвые"
6 июля 2005 г. ситуация кардинально изменилась, поскольку с этой даты вступил в силу вышеназванный Федеральный закон от 02.07.2005 N 83-ФЗ (далее - Закон). Этот Закон, во-первых, установил критерии отнесения юридических лиц к недействующим, а во-вторых, ввел упрощенную процедуру ликвидации недействующего юридического лица. Отныне юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность (недействующим), если оно в течение последних двенадцати месяцев: - не представляло в налоговый орган отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, - и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Обратите внимание, что организация может быть признана недействующей только в том случае, если два этих условия выполняются одновременно. Определить, является ли юридическое лицо действующим, налоговая инспекция сможет очень просто. Ей достаточно будет запросить из банка (банков), где открыт счет (счета) организации, не сдающей отчетность, выписки о движении средств по этим счетам. Если окажется, что операций по счету не было, то налоговая инспекция запустит процедуру ликвидации этого юридического лица. Отдельно стоит сказать о тех организациях, кто сдает "нулевую" отчетность и не проводит операций по счету. Признать их недействующими нельзя, так как в этом случае не выполняется первое из двух названных условий. С точки зрения Закона важен именно факт несдачи отчетности. А если отчетность организацией сдается, то те данные, которые она в ней указывает, абсолютно не важны.
Приступить к ликвидации
Как сказано в Законе, процедура ликвидации начинается с того, что налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Это решение налогового органа должно быть опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента его принятия. Одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ налоговым органом публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены их заявления. Хотя в Законе и не сказано, где публикуются такие сведения, но можно предположить, что в том же "Вестнике государственной регистрации". Если в течение трех месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ никаких заявлений от указанных лиц не поступит, то налоговый орган попросту внесет в Единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении из него недействующей организации. И на этом процедура ликвидации закончится. Если же соответствующее заявление в отношении недействующего юридического лица к налоговикам все-таки поступит, то "вычеркнуть" организацию из ЕГРЮЛ налоговый орган уже не сможет. В этом случае ликвидировать организацию придется через суд. Кто будет обращаться в суд и с каким требованием, заявитель и налоговый орган должны будут решить совместно. Предусмотрел Закон и возможность обжалования решения налогового органа об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Такую жалобу может подать любое лицо, которое посчитает, что его права и законные интересы были нарушены исключением организации из ЕГРЮЛ (например, кредиторы, бывшие работники и др.). Жалоба подается в арбитражный суд. А подать ее можно в течение года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В заключение отметим, что новый порядок ликвидации недействующих организаций распространяется на всех без исключения юридических лиц, в том числе и на тех, кто был зарегистрирован давным-давно еще в соответствии с Законом РФ от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
В.Мешалкин АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 18.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |