Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новеллы фондового рынка ("Новая бухгалтерия", 2005, N 9)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 9

НОВЕЛЛЫ ФОНДОВОГО РЫНКА

Текущий год оказался богат на события в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг. Так, 13 мая 2005 г. вступили в силу сразу два важных приказа ФСФР России. В этой статье мы расскажем о новых Стандартах эмиссии ценных бумаг.

Новые Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты) утверждены Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, а Приказом от 16.03.2005 N 05-5/пз-н введено в действие Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Кроме того, Федеральный закон от 18.06.2005 N 61-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" внес изменения сразу в эти Законы.

Новые Стандарты призваны регулировать эмиссию акций, опционов эмитента и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов этих ценных бумаг. В Приложениях к Стандартам установлены формы документов, заполняемые при эмиссии ценных бумаг.

Наибольший интерес представляет, конечно же, порядок эмиссии акций акционерными обществами, поскольку он так или иначе затрагивает интересы всех акционеров.

Акция является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации (ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Акции размещаются выпусками и не имеют заранее установленного срока погашения.

В отличие от акции облигация не предусматривает права ее владельца управлять обществом (ст. 2 Закона N 39-ФЗ). Она лишь закрепляет право держателя на получение в установленный срок ее номинальной стоимости и фиксированного в ней процента (дисконта). В свою очередь опционом эмитента выступает эмиссионная ценная бумага, предусматривающая право ее владельца на покупку в установленный срок определенного количества акций эмитента такого опциона по предусмотренной в опционе цене.

Что касается проспектов эмиссии, то согласно п. 2 ст. 19 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в двух случаях:

- при размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки;

- при их размещении путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

Таким образом, главной новеллой Стандартов стало то, что в соответствии с нормами указанного Закона уточнены положения об обязанности регистрировать проспект ценных бумаг.

Как уже говорилось, обязательная государственная регистрация проспекта выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна осуществляться в двух основных случаях: при размещении ценных бумаг путем открытой подписки и при их размещении путем закрытой подписки среди круга лиц, превышающих 500. Причем ко второй категории Стандартами отнесены также и лица, имеющие преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг. Тем самым устранены возможные споры между эмитентами и регистрирующими органами о необходимости регистрации проспекта, если число возможных приобретателей оказалось более 500. Даже если они своим правом и не воспользовались.

Кроме того, Стандартами разъяснено, что во всех иных случаях эмитенту (если тот предполагает публичное обращение ценных бумаг) дано право по его усмотрению регистрировать проспект ценных бумаг (п. 2.1.3 Стандартов).

Другое новшество состоит во введении требования о соответствии порядка и условий размещения объявленных акций определенной категории (типа) положениям устава АО (п. 2.2.2 Стандартов). На практике это должно означать, что все указанные условия должны быть детально перечислены в уставе общества.

По сравнению с ранее действовавшими Стандартами <*> Стандарты ФСФР России содержат новый раздел, посвященный эмиссии ценных бумаг иностранных эмитентов в Российской Федерации.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Утверждены Постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 N 03-30/пс (не применяются с даты вступления в силу Приказа от 16.03.2005 N 05-4/пз-н).

Теперь эмиссия ценных бумаг иностранных эмитентов в Российской Федерации (за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций) осуществляется при наличии международного договора Российской Федерации. Такой договор может заменить и соглашение, заключаемое между ФСФР (на основании решения Правительства РФ) и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента.

Для государственной же регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций международных финансовых организаций Стандартами установлен перечень дополнительно представляемых в регистрирующий орган документов.

В новом документе сформулированы и подробно регламентированы действия эмитентов на каждом из следующих этапов эмиссии:

- принятие решения о размещении ценных бумаг;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске);

- государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска);

- размещение ценных бумаг;

- государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Не обойдены вниманием и отдельные случаи эмиссии.

Например, Стандартами (п. п. 4.1.3 и 5.1.1) установлено, что направление на увеличение уставного капитала АО прибыли прошлых лет должно быть предусмотрено решением общего собрания акционеров этого общества.

Для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых среди акционеров (или конвертации в акции с большей номинальной стоимостью) за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия (выписка) протокола общего собрания акционеров, которым принято такое решение (п. п. 4.2.2 и 5.2.2). Это является дополнительной гарантией прав акционеров на дивиденды.

Изменен и порядок определения цены размещения ценных бумаг при подписке советом директоров или общим собранием акционеров эмитента.

Прежними Стандартами (п. 6.1.9) было предусмотрено, что цену размещения ценных бумаг устанавливал совет директоров акционерного общества. Общее собрание акционеров могло лишь решить, стоит при такой цене увеличивать уставный капитал путем размещения дополнительных акций или нет. Исключение составлял единственный случай, когда функции совета директоров исполняло общее собрание акционеров.

Из содержания новых Стандартов следует, что по общему правилу цену (цены) размещаемых путем подписки ценных бумаг должно устанавливать общее собрание акционеров (или правила определения цены должны быть закреплены в уставе общества). При этом новыми Стандартами предусмотрен целый ряд альтернативных вариантов определения таких цен.

Во-первых, цена (цены) могут определяться в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента (пп. "а" п. 6.1.11). Главное условие - порядок определения цены размещения в виде формулы должен позволять определить цену размещения на любую дату в течение всего срока размещения ценных бумаг.

Во-вторых, исключительное право определять цену размещения ценных бумаг может быть в равной степени делегировано как совету директоров (наблюдательному совету) общества или осуществляющему его функции общему собранию акционеров, так и любому иному уполномоченному органу управления - в иных юридических лицах.

В последнем случае порядок определения цены (цен) размещения ценных бумаг может предусматривать (п. 6.1.12):

- определение цены (цен) размещения ценных бумаг в ходе торгов, на которых осуществляется их размещение;

- минимальную цену размещения ценных бумаг, ниже которой уполномоченный орган управления эмитента не может определить цену размещения;

- иные требования или условия, в соответствии с которыми уполномоченным органом управления эмитента должна определяться цена размещения ценных бумаг.

При этом условия проведения торгов должны предусматривать подачу участниками торгов заявок, содержащих количество приобретаемых ценных бумаг и цену их приобретения (конкурентные заявки), а также могут содержать общую сумму, на которую заявитель обязуется приобрести ценные бумаги без определения количества приобретаемых ценных бумаг и цены их приобретения (неконкурентные заявки).

Приоритетному удовлетворению должны подлежать конкурентные заявки, содержащие наибольшую цену приобретения. Если же условия проведения торгов предусматривают подачу участниками торгов как конкурентных, так и неконкурентных заявок, приоритетному удовлетворению подлежат конкурентные заявки.

По общему правилу конкурентные заявки должны удовлетворяться по цене, указанной в конкурентной заявке. Неконкурентные заявки должны удовлетворяться по средневзвешенной цене всех удовлетворенных в ходе торговой сессии конкурентных заявок или иной цене, рассчитанной на основании такой средневзвешенной цены.

С даты вступления в силу новых Стандартов из Постановления ФКЦБ России от 11.10.1999 N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" исключены положения, ограничивающие право профессиональных участников оказывать эмитентам услуги финансового консультанта при наличии обязательств между ними.

Во-первых, новые Стандарты не содержат обязанности финансового консультанта делать в меморандуме, представляемом в регистрирующий орган, заявления о том, что он и эмитент не имеют обязательств друг перед другом, не связанных с оказанием услуг финансового консультанта (п. 2.4.4).

Во-вторых, в Стандартах нет указания на обязанность финансового консультанта, подписавшего проспект, осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства и условий размещения, предусмотренных решением о выпуске ценных бумаг.

Претерпели изменения и нормы, связанные с регистрацией отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Если раньше он утверждался любым уполномоченным на то лицом, ранее утвердившим решение о выпуске, то теперь отчет об итогах выпуска ценных бумаг утверждается только единоличным исполнительным органом общества (например, директором), если уставом АО прямо не предусмотрено, что принятие решения по данному вопросу относится к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров этого общества (п. 2.6.2 Стандартов).

В новых Стандартах эмиссии учтены также изменения в законодательстве о налогах и сборах.

Строго формально речь о налогообложении можно было вести до 1 января 2005 г., когда вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ. Ранее действовал Закон РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами", который предусматривал налогообложение номинальной суммы выпуска ценных бумаг, заявленной эмитентом. С 1 января 2005 г. названный Закон утратил силу, и в соответствии со ст. ст. 333.16, 333.17, 333.33 НК РФ эмитенты в настоящее время должны платить государственную пошлину. Ее размеры установлены пп. 44 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган помимо ранее установленных документов теперь необходимо представлять платежные поручения (квитанции установленной формы - при наличной форме уплаты), подтверждающие факт уплаты эмитентом государственной пошлины за:

а) рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В случаях когда регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией отчета об итогах выпуска ценных бумаг, пошлина взимается и за рассмотрение заявления о регистрации, и за регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг (п. 2.4.2);

б) регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг <*> (п. 2.4.2);

в) рассмотрение заявления о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг <**> (п. 2.6.4);

г) регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг <**> (п. 2.6.4);

д) рассмотрение заявления о регистрации проспекта ценных бумаг (п. 11.2);

е) регистрацию проспекта ценных бумаг (п. 11.2).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Исключение составляют случаи государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых для увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации.

<**> За исключением случаев, когда государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг.

Все вышеперечисленные документы должны содержать также отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины.

Можно предположить, что изменения в налоговом законодательстве приведут к снижению эмиссионной активности мелких эмитентов и сокращению количества вновь создаваемых.

Это обусловлено тем, что ранее действовавший Закон о налоге на операции с ценными бумагами исключал из перечня объектов налогообложения номинальные суммы выпусков следующих ценных бумаг акционерного общества:

- размещаемых среди учредителей акционерного общества при учреждении акционерного общества;

- общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;

- конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающие размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества;

- размещаемых при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

- размещаемых при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

- размещаемых в случае увеличения обществом своего уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций в части, равной величине уставного капитала акционерного общества до его увеличения;

- общества, созданного путем преобразования юридического лица иной организационно-правовой формы, в части, не превышающей размера уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда кооператива) преобразуемого юридического лица.

Теперь во всех перечисленных случаях государственная пошлина будет взиматься. Следовательно, создавая, к примеру, новое юридическое лицо с уставным капиталом в 10 000 руб., его учредитель между ООО и ЗАО, скорее, выберет ООО, как более "дешевое" в организационном плане.

Л.Зуйкова

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

18.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В соответствии с коллективным договором работникам предприятия выплачивается премия по итогам работы за год (в конце года). Следует ли начислять на эту премию районный коэффициент и северную надбавку? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 9) >
Статья: В списках "живых" не значится ("Новая бухгалтерия", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.