Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Покупка бывшего в эксплуатации основного средства ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 33)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 33

ПОКУПКА БЫВШЕГО В ЭКСПЛУАТАЦИИ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА

Безусловно, приобретение основного средства, бывшего в эксплуатации, имеет свои положительные стороны. Одним из таких плюсов является то, что организации, приобретающие подержанное основное средство, вправе уменьшить срок полезного использования на период фактической эксплуатации имущества бывшим собственником. Об этом, а также о том, как учесть в дальнейшем такое имущество в бухгалтерском и налоговом учете, вы узнаете из нашей статьи.

Срок полезного использования

Стоимость основного средства (ОС) списывается на затраты путем начисления амортизации. При этом существует взаимосвязь между сроком списания и сроком полезного использования, который устанавливается при принятии основного средства на учет. Получается, чем срок полезного использования меньше, тем быстрее стоимость ОС спишется на расходы.

Для бухгалтерского учета сроком полезного использования считается период, в течение которого применение основного средства приносит экономические выгоды (доход). Для отдельных групп имущества срок определяется исходя из количества продукции (объема выполненных работ), которое ожидается получить от использования объекта ОС. В бухгалтерском учете организация может устанавливать любой срок полезного использования.

А вот в налоговом учете уже появляются особенности. Срок полезного использования определяется фирмой самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1). Организация может увеличить срок полезного использования только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено основное средство (п. 1 ст. 259 НК РФ). Для основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования определяется в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

Фирма, приобретающая использованные ранее основные средства, должна определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, который уменьшается на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками (п. 12 ст. 259 НК РФ).

Обратите внимание! Нельзя устанавливать срок полезного использования меньше 13 месяцев, так как для целей налогообложения прибыли амортизируемым считается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Такого мнения придерживаются московские налоговики (Письмо УМНС России по г. Москве от 18.08.2004 N 26-12/54016). С этим утверждением также соглашаются и чиновники Минфина России (Письма от 05.08.2004 N 02-5-11/136@, от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/209). При этом в разъяснениях уточняется, что срок эксплуатации бывшим собственником должен быть подтвержден документально. Если предыдущий собственник представил письмо о периодах эксплуатации оборудования, то оно не будет являться достаточным основанием для уменьшения срока полезного использования. К такому выводу пришли налоговики в Письме УМНС России по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61646. Подтверждающим документом должен быть акт о приеме-передаче имущества. Он применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями.

Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия для организации-сдатчика может оформляться следующими документами:

- по форме N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)";

- по форме N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)";

- по форме N ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ".

Эти документы утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика. Акт составляется в количестве не менее двух экземпляров. К нему прилагается и техническая документация, относящаяся к одному или нескольким объектам.

В формах N N ОС-1 и ОС-1а разд. 1 "Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи" заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В акте по форме N ОС-1 в разд. 1 фактический срок эксплуатации указывается в графе 4, в акте по форме N ОС-1а предназначена графа 6, а в акте по форме N ОС-1б - в графе 9.

Организация, которая приобрела основное средство, бывшее в употреблении, может из срока полезного использования, установленного Классификацией основных средств, вычесть срок, указанный в соответствующих графах акта приема-передачи.

Если приобретаемым объектом является недвижимое имущество, например здание, то помимо акта приема-передачи необходим также технический паспорт здания (его копия либо выписка из него с указанием года постройки). Такое мнение высказали налоговые органы в Письме УФНС по г. Москве от 28.10.2004 N 26-12/69723.

Таким образом, если организация по приобретенному основному средству, бывшему в употреблении, может документально подтвердить срок фактической эксплуатации этого имущества у предыдущих собственников, то она может уменьшить установленный в соответствии с Классификацией срок полезного использования на срок фактической эксплуатации этого основного средства у бывших собственников. Если же срок фактической эксплуатации основного средства у предыдущих собственников документально не подтвержден, то организация определяет его в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский и налоговый учет бывшего

в эксплуатации объекта ОС

В бухгалтерском учете покупка бывших в эксплуатации основных средств отражается аналогично приобретению нового имущества. Первоначальной стоимостью неновых основных средств является сумма затрат на приобретение, сооружение, изготовление за минусом НДС (п. 8 ПБУ 6/01). При этом фактическими затратами считаются:

- суммы, уплаченные поставщику;

- расходы, связанные с работами по договору строительного подряда и по другим договорам;

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;

- регистрационные сборы, госпошлины и т.п.;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги;

- вознаграждения по посредническим договорам;

- другие затраты.

Пример. ООО "Уют" в июле 2005 г. купило у мебельной фабрики бывшее в эксплуатации деревообрабатывающее оборудование для производства мебели, не требующее монтажа. Стоимость объекта ОС составила 47 200 руб. (в том числе НДС - 7200 руб.). Расходы на доставку - 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Оплата произведена 20 июля 2005 г. Оборудование введено в эксплуатацию 25 июля 2005 г. Согласно учетной политике амортизация как для бухгалтерского, так и для налогового учета начисляется линейным методом. Для целей налогообложения прибыли основное средство относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Организация установила срок полезного использования - 5 лет и 6 месяцев. Фактический срок эксплуатации оборудования у бывшего собственника составил 1 год. Следовательно, ООО "Уют" будет применять срок 4 года и 6 месяцев (5 лет 6 месяцев - 1 год), или 54 месяца. В бухгалтерском учете срок полезного использования составил также 4 года и 6 месяцев.

В бухгалтерском учете делаются проводки:

Д-т сч. 08-4 "Приобретение объектов основных средств" К-т сч. 60 - 40 000 руб. - отражены фактические расходы на приобретение деревообрабатывающего оборудования для производства мебели

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 7200 руб. - отражен НДС по поступившему объекту ОС

20 июля 2005 г.

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 47 200 руб. - оплачено основное средство

Д-т сч. 08-4 "Приобретение объектов основных средств" К-т сч. 60 - 1000 руб. - отражена стоимость расходов на доставку

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 180 руб. - отражен НДС по расходам на доставку оборудования

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 1180 руб. - перечислена плата за доставку основного средства

25 июля 2005 г.

Д-т сч. 01 К-т сч. 08-4 "Приобретение объектов основных средств" - 41 000 руб. (40 000 руб. + 1000 руб.) - принято к учету в составе ОС деревообрабатывающее оборудование для производства мебели

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 7380 руб. (7200 руб. + 180 руб.) - принят к вычету НДС по оплаченному и введенному в эксплуатацию основному средству.

При линейном способе норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

К = (1/n) х 100%,

где К - норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта;

n - срок полезного использования амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Произведем расчет.

Норма ежемесячной амортизации составит 1,85% (1 : 54 месяца х 100%).

Сумма амортизации за месяц составила 758 руб. (41 000 руб. х 1,85%).

Д-т сч. 20 К-т сч. 02 - 758 руб. - начислена амортизация по объекту основных средств.

В налоговом учете первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом НДС.

Так как в примере указано, что в бухгалтерском и налоговом учете срок полезного использования один и тот же, следовательно, ежемесячная амортизация в налоговом учете составит тоже 758 руб.

Для того чтобы не было различий между бухгалтерским и налоговым учетом, организациям рекомендуется использовать одинаковый срок полезного использования основного средства и один и тот же метод начисления амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В этом случае бухгалтерам не придется определять разницы, которые образуются в соответствии с ПБУ 18/02.

Е.Букач

Эксперт "ЭЖ"

Подписано в печать

18.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Организация раздельного учета ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 33) >
Статья: Налогообложение авансовых платежей ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 33)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.