Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Добровольная ликвидация организации: право, учет, налоги (Окончание) ("Финансовая газета", 2005, N 33)



"Финансовая газета", 2005, N 33

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

ПРАВО, УЧЕТ, НАЛОГИ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", N 31, 2005)

Промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Как правило, сам ликвидационный баланс готовит бухгалтерия организации во главе с главным бухгалтером, а затем представляет его ликвидационной комиссии, также под контролем комиссии составляются инвентаризационные ведомости, которые затем проверяются членами комиссии.

Промежуточный ликвидационный баланс - это, можно сказать, предликвидационный баланс, который уточняет реальное финансовое состояние организации перед удовлетворением требований кредиторов, предъявленных на момент истечения двухмесячного срока, установленного ст. 63 ГК РФ. При составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо руководствоваться ПБУ 4/99. В качестве исходных данных используется последний бухгалтерский баланс, составленный накануне принятия решения о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс содержит сведения о составе активов и пассивов общества, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. В специальном приложении необходимо отразить перечень всех предъявленных кредиторами требований с указанием сумм задолженности и реквизитов, а также указать результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией.

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс составляется после выявления и уточнения, но до погашения претензий кредиторов. В случае полного погашения кредиторской задолженности еще на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств (без продажи имущества) отпадает необходимость в отражении таких операций с помощью ликвидационного баланса. Соответственно после стадии расчета с кредиторами ликвидационная комиссия имеет право утвердить промежуточный ликвидационный баланс в качестве ликвидационного.

Порядок удовлетворения требований кредиторов

Ликвидационной комиссией выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения (за исключением кредиторов пятой очереди - им денежные суммы выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса) в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Погашение задолженности и выплата денежных сумм кредиторам первых четырех очередей производятся сразу после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а кредиторам пятой очереди - по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия, рассматривая требования кредиторов, проверяя их обоснованность, может отклонить некоторые из них. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований того или иного кредитора последний вправе до утверждения окончательного ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося после расчетов по предыдущим очередям имущества ликвидируемого общества. Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия обязана осуществить продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Порядок реализации имущества должника установлен Законом N 119-ФЗ, согласно ст. 59 которого арест и реализация имущества должника-организации осуществляются в следующей очередности:

в первую очередь - имущества, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);

во вторую очередь - готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в нем;

в третью очередь - объектов недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производстве.

Полученные от реализации имущества средства поступают на расчетный счет или в кассу организации. Из общей суммы выручки погашаются расходы, связанные с проведением торгов, а также расходы, вызванные продолжением функционирования ликвидируемого общества. Оставшееся имущество направляется на удовлетворение требований кредиторов.

Необходимо обратить внимание на то, что налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Поэтому ликвидационная комиссия, выполняющая функции органа управления ликвидируемого общества, обязана своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур. Операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами.

Если имущества ликвидируемого общества недостаточно, то следует заметить, что в соответствии с Законом N 127-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Ликвидационный баланс

По окончании расчетов с кредиторами и дебиторами, произведенных уточнений и проведения инвентаризации имущества и обязательств ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен быть одобрен учредителями (участниками) юридического лица и согласован с органом, осуществившим регистрацию данной организации. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое должно перейти к учредителям (участникам), обладающим вещными правами на него. Если исходить из экономической сути ликвидации, то это - абсолютное прекращение деятельности, которое влечет за собой одновременное закрытие всех статей актива и пассива баланса методом двойной записи с использованием только тех счетов бухгалтерского учета, которые соответствуют статьям ликвидационного баланса.

В активе ликвидационного баланса остатки могут быть по любым строкам, если реализация имущества не произведена или произведена частично. Если же все имущество общества реализовано, то остатки средств будут только по стр. "Денежные средства" (счета 50 "Касса" и 51 "Расчетные счета").

В пассиве баланса не будет остатков по разделу "Долгосрочные обязательства", а в разделе "Краткосрочные обязательства" могут возникнуть остатки по следующим строкам: "Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов", "Доходы будущих периодов" и "Резервы предстоящих расходов". Распределение имущества ликвидируемой организации между учредителями (участниками) осуществляется в последнюю очередь. При этом сумма валюты баланса пассива за минусом остатка по строке "Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов" должна быть распределена между всеми учредителями (участниками) пропорционально доле в уставном капитале либо по иной методике, предусмотренной уставом или решением общего собрания участников. После этого в пассиве баланса вся сумма, учтенная на счете 75, будет отражена по стр. "Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов". Эта сумма должна соответствовать стоимости активов общества, подлежащих распределению.

В бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие записи:

Дебет 80, 82, 83, 84, 98, 99, Кредит 75, субсчет "Расчеты по выплате доходов" - на сумму стоимости имущества, причитающегося акционеру. Если предварительно остатки по другим счетам были перенесены на счет 80, то используется только запись: Дебет 80, Кредит 75. В данном случае сосредоточение средств в уставном капитале носит чисто технический характер. Увеличения уставного капитала и его регистрации в установленном порядке не происходит, а только суммируются на одном счете средства, подлежащие распределению между учредителями (участниками) общества,

Дебет 75, субсчет "Расчеты по выплате доходов", Кредит 51 (50) - на сумму денежных средств, выплаченную акционеру,

Дебет 75, субсчет "Расчеты по выплате доходов", Кредит 01 - на сумму стоимости имущества, если участниками принято решение о распределении имущества вместо его реализации.

В налоговом учете следует различать причитающиеся участникам части ликвидационной стоимости организации и дивиденды, так как согласно п. 2 ст. 43 НК РФ выплаты при ликвидации организации участнику этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого участника в уставный (складочный) капитал организации, не являются дивидендами. Выплаты в натуральной или денежной форме при ликвидации организации в сумме, не превышающей первоначального взноса участника в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) организации, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на основании пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ. Выплаты, полученные (подлежащие получению) при ликвидации организации сверх взносов в уставный капитал, подлежат включению в состав внереализационных доходов в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, облагаемой по ставке 24%, предусмотренной п. 1 ст. 284 НК РФ.

Если учредителем (участником) ликвидируемой организации является иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающая доходы от источников в Российской Федерации, то доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ, устанавливающих понятие дивидендов и процентов), согласно пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

После списания активов и уменьшения задолженности по расчетам с участниками баланс должен стать нулевым.

Проверки налоговыми органами

Один из этапов ликвидации организации - выездная налоговая проверка, которая проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, где указана причина осуществления контрольного мероприятия (ликвидация налогоплательщика). Согласно ст. 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность. Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации. Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации. В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно ст. 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

Если организация реализовала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то после продажи активов вновь появляется обязанность по уплате налогов. Пунктом 1 ст. 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 49 НК РФ).

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном гл. 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации (п. 4 ст. 49 НК РФ). Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном гл. 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

В заключение отметим, что после выполнения всех действий ликвидационной комиссии по распределению имущества между учредителями (участниками), закрытию банковских счетов, передаче дел в архив и окончательной подаче документов на регистрацию ликвидации в регистрирующий орган не позднее 5 дней регистрирующий орган выдает свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ либо решение об отказе. Основанием для отказа в государственной регистрации может являться (Закон N 129-ФЗ):

непредставление определенных Законом N 129-ФЗ документов, необходимых при государственной регистрации;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Таким образом, с момента выдачи свидетельства завершается процедура добровольной ликвидации организации.

Т.Шкарупета

Бухгалтер-эксперт

ООО "АЛРУД-бухгалтерские услуги"

Подписано в печать

17.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Краткосрочное кредитование компаний: корпоративные облигации (Начало) ("Финансовая газета", 2005, N 33) >
Статья: Пени на суммы авансовых платежей индивидуальных предпринимателей ("Финансовая газета", 2005, N 33)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.