Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ошибки банков при перечислении налоговых платежей ("Советник бухгалтера", 2005, N 8)



"Советник бухгалтера", 2005, N 8

ОШИБКИ БАНКОВ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Обязанность банков по приему налоговых платежей закреплена в Налоговом кодексе. Так, в п. 1 ст. 60 НК РФ определено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента по перечислению налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Поручение налогоплательщика может быть выполнено, но не всегда должным образом - банк может придержать перечисление налогов или ошибиться при вводе платежных поручений.

Опоздание при уплате налоговых платежей

Отдельная статья Налогового кодекса определяет ответственность банка за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ). Ответственность банка предусмотрена только материальная - влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. Кроме того, на руководителя банка будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.8 КОАП РФ). Эти выплаты перечисляются в бюджет. Чтобы и организация получила компенсацию, необходимо случай ошибки предусмотреть в договоре с банком.

Такая ситуация может возникнуть у каждого: налоговые платежи не дошли или дошли, но не в срок. В результате организации может быть выставлено требование по уплате пени и недоимки (если платежи вообще не дошли), ведь налоговая инспекция не вскрывает причины неуплаты налога. Что же делать в подобной ситуации?

Конечно, нужно доказать непричастность к тому, что платеж пришел в налоговую инспекцию с опозданием. Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Таким образом, согласно данной статье, если налогоплательщик предъявит доказательства того, что он передал в банк платежное поручение в срок, и на момент передачи у него на счету был остаток, то он выполнил свою обязанность по уплате налога. Для этого инспектору необходимо представить платежные поручения с печатями о том, что они приняты банком, и выписку в день отправки платежных поручений по налогу с положительным остатком. После этого налоговая инспекция начисляет пени банку, который перевел платежи с запозданием, согласно ст. 133 НК РФ.

У большинства организаций проблемы на этом заканчиваются, но не у всех. Дело в том, что Определением Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О было введено понятие добросовестности налогоплательщиков применительно к вопросу о моменте уплаты налога (данное Определение разъясняло п. 3 мотивировочной части Постановления КС РФ от 12.10.1998 по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Другими словами, Определение разделило налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных. Для недобросовестных налогоплательщиков, согласно данному Определению, ст. 45 НК РФ не применяется. Следовательно, если налоговый инспектор заподозрит налогоплательщика в недобросовестности, он может потребовать уплаты начисленных пеней и штрафа. Так как это можно сделать только через суд, у организации есть шанс избежать уплаты начисленных сумм в случае, если суд примет сторону налогоплательщика. Однако это бывает не всегда.

Арбитраж

Довольно часто суды встают на сторону налогоплательщика. Например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2003 N А19-889/03-43-Ф02-963/03-С1. Организация передала в банк платежные поручения по уплате налогов. Банк принял платежки, но уплату не произвел из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка. Налогоплательщик не был извещен об этом. Суд признал организацию добросовестной, а ее обязанность по уплате налога исполненной согласно ст. 45 НК РФ.

К такому же выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в своих Постановлениях от 25.02.2003 N А28-6713/02-337/18 и от 10.02.2003 N А28-7215/02-372/11.

В Постановлении ФАС Московского округа от 22.10.2003 N КА-А40/8170-03 суд также принял сторону налогоплательщика. Организация сдала в банк платежное поручение об уплате налога. Обязанность по уплате не была исполнена банком, так как были изменены банковские реквизиты получателя, о которых налогоплательщик своевременно извещен не был. Платежное поручение с новыми реквизитами было передано в банк по истечении установленного срока исполнения налоговой обязанности. Суд принял решение, что в данном случае к налогоплательщику можно применять ст. 45 НК РФ, так как ошибка в заполнении платежного поручения произошла не по вине организации.

Обратите внимание, что организация не обязана доказывать свою добросовестность. Если не доказано обратное, все организации изначально являются добросовестными. Однако в суде нужно привести всевозможные доводы, доказывающие невиновность фирмы. Доказательствами могут послужить не только документы, перечисленные в ст. 45 НК РФ, но и наличие действующей лицензии у банка, через который проводились налоговые платежи, и отсутствие информации со стороны банка о том, что у него финансовые проблемы.

Так, наличие письма банка о его неплатежеспособности может повернуть дело не в пользу налогоплательщика, как, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2003 N А21-3521/02-С1. В своем письме банк сообщил о своей неплатежеспособности и о том, что налоги не будут перечислены. Однако, несмотря на это, фирма все же передала платежки именно в тот самый банк, хотя и имела деньги на счетах в других банках. Суд согласился с обвинениями налоговых инспекторов и признал организацию виновной. Однако если бы фирма имела только один банковский счет, дело, скорее всего, было бы выиграно налогоплательщиком.

Недобросовестность налогоплательщика была признана и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2004 N Ф04/3246-452/А75-2004. Организация уплачивала налоги через банк, который отказался погасить предъявленные к оплате векселя, о чем налогоплательщику было известно заранее. Так как на расчетный счет налогоплательщика не поступала стоимость предъявленных к оплате векселей, то денежные средства на момент предъявления платежных поручений на оплату налогов на расчетном счете налогоплательщика отсутствовали. Усугубил положение налогоплательщика тот факт, что у него были счета в других банках. На этих счетах имелись достаточные денежные средства на уплату налогов. Суд вынес решение в пользу налоговой инспекции.

Кроме того, дело может быть проиграно и по причине того, что счет организации был открыт в "проблемном" банке (Постановление ФАС Центрального округа от 03.07.2003 по делу N А68-137/АП-02/13). Учитывая состояние корреспондентского счета банка, суд указал, что на момент открытия счета банк был неблагонадежен и заявитель не мог об этом не знать. Об этом свидетельствует и то, что данный счет был фактически открыт лишь для проведения вышеперечисленных операций, поскольку у фирмы имелось несколько рабочих счетов в других банках, на которые заявителю поступали денежные средства и с которых заявитель сам осуществлял платежи, в том числе и в бюджеты различных уровней. В итоге суд признал организацию недобросовестным налогоплательщиком.

К вопросу о "проблемных" банках можно добавить следующее. Согласно Определению Конституционного Суда от 25.07.2001 N 138-О налоговые органы вправе систематически информировать налогоплательщиков о тех банках, к услугам которых для перечисления налоговых платежей прибегать не следует, а также в целях побуждения добросовестных налогоплательщиков к исполнению своих налоговых обязательств и пресечения случаев злоупотреблений при выборе банка для перечисления налогов в бюджет предъявлять к налогоплательщикам требования об отзыве своих расчетных документов на списание налогов. Конечно, право - это не обязанность, но всегда можно сослаться на то, что налоговый орган не предоставлял организации подобной информации.

Неверный КБК

Операционист банка может ошибиться в указании кода бюджетной классификации. Это довольно распространенная ошибка, ведь действующий КБК содержит 20 цифр. Проблемы, возникающие в связи с этим, могут быть небольшими, в случае, если деньги попали в тот же бюджет, что и налог в платежном поручении организации. При этом указание в платежном поручении неверного КБК не приведет к возникновению недоимки, поскольку сумма налога поступила в бюджет, несмотря на то, что учтена она была по другому КБК. Пени в данном случае организации также не будут начислены. Ведь исходя из содержания ст. 75 НК РФ пеня является компенсацией потерь бюджета в результате недополучения сумм налога, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, чего в данном случае не произойдет.

Проблемы могут возникнуть, если платеж попал в другой бюджет. Так, в Письме УМНС по г. Москве от 05.08.2004 N 11-11н/51518 говорится, что если при вводе платежного поручения банк совершил техническую ошибку, указав неверный КБК, и при этом ошибочный КБК соответствует налогу из другого бюджета, то налоговая инспекция не вправе зачесть эту сумму. При этом делается вывод, "что действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе произвести зачет денежных средств между бюджетами различных уровней, а также начисление пеней на сумму недоимки, образовавшейся вследствие перечисления кредитной организацией денежных средств налогоплательщика на неверный КБК, являются правомерными". Таким образом, налоговая инспекция, скорее всего, не примет доводы налогоплательщика и начислит пени. В результате организации придется подавать иск в суд.

Обратите внимание, что налоговый орган на основании ст. 46 НК РФ может принять решение о взыскании суммы пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках до судебного разбирательства. А значит, в случае положительного судебного решения у налогоплательщика может возникнуть проблема с возвратом необоснованно взысканных пеней. Обязанность по возврату налоговыми органами излишне взысканных сумм пеней установлена в пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Вместе с тем налогоплательщик может применить к банку требование о возмещении уплаченных или взысканных налоговым органом в бесспорном порядке из-за ошибки банка денежных сумм.

В настоящее время между ФНС (Письмо от 25.07.2005 N 10-1-13/3367) и Минфином (Письмо N 03-02-07/1-54) возникли разногласия по вопросу о начислении пеней по платежам, которые были перечислены в надлежащий бюджет, но с неверно указанным КБК. Налоговики настаивают на том, что такой налог считается не уплаченным и на его сумму необходимо начислить пени, а это означает, что пока два ведомства разбираются что к чему, налоговые инспекторы будут по прежнему начислять пени из-за банальной ошибки в КБК.

Арбитраж

Арбитраж в основном встает на сторону налогоплательщика, как, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.02.2005 N А05-9399/04-29. Организация направила в банк платежное поручение на перечисление налога в бюджет. Во исполнение данного поручения банк перечислил денежные средства в сумме на счет казначейства, но в электронном платежном поручении ошибочно указал другой код бюджетной классификации. При обнаружении неуплаты налоговая инспекция выставила требование по уплате налога и пени. Организация предоставила доказательства уплаты налога, и налоговая инспекция произвела зачет переплаты. Однако выставила требование об уплате организацией пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога. Организация не согласилась с указанным решением и обратилась с заявлением в арбитражный суд. Суд принял сторону налогоплательщика, указав на то, что допущенная банком, а не организацией ошибка в указании кода бюджетной классификации повлекла возникновение у налогоплательщика недоимки по налогу. Суд сделал вывод о добросовестности налогоплательщика.

К такому же мнению пришел ФАС Волго-Вятского округа в своем Постановлении от 17.01.2005 N А29-4333/2004А: если организация предъявила в банк надлежащим образом оформленные платежные поручения для уплаты налога с правильным указанием кодов бюджетной классификации и выписка из лицевого счета налогоплательщика подтверждает наличие на его расчетном счете достаточного количества денежных средств, а также их списание в этот же день, то обязанность по уплате налога исполнена налогоплательщиком. При этом отношения к тому, что банк ошибся при вводе кода бюджетной классификации, организация не имеет. Аналогичную точку зрения имеет ФАС Московского округа, что подтверждается Постановлением от 14.11.2003 N КА-А40/9039-03.

А.Д.Мусина

Консультант

по налогообложению

Подписано в печать

16.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудиторская проверка предприятия ("Советник бухгалтера", 2005, N 8) >
Статья: Информация для бухгалтера (комментарий к новым документам) ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.