|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Аудиторская проверка предприятия ("Советник бухгалтера", 2005, N 8)
"Советник бухгалтера", 2005, N 8
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Среди многочисленных проверок, которые проходит предприятие в процессе своей деятельности, существуют проверки, которых на предприятии не опасаются, а частенько и ждут - это аудиторские проверки. При грамотно выбранном аудиторе и правильно заключенном договоре с ним пользу от этого мероприятия могут ощутить и менеджмент, и финансовые работники предприятия. В предлагаемой статье автор постарается убедить читателя, ни разу не сталкивавшегося с аудиторской проверкой, в том, что она не имеет ничего общего с финансовым контролем, а искушенному бухгалтеру помочь понять, как правильно строить свои отношения с аудиторами, чтобы извлечь из сотрудничества с ними максимальную пользу. Аудиторская деятельность в Российской Федерации является предпринимательской деятельностью, т.е. аудиторы оказывают услуги по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей заинтересованным пользователям финансовой отчетности, в числе которых могут быть руководители и собственники имущества предприятия, а также инвесторы и контрагенты. Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Основанием для проведения аудиторской проверки может являться требование законодательства. Такая аудиторская проверка называется обязательной. В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" обязательной проверке подлежат учет и отчетность: - открытых акционерных обществ; - кредитных и страховых организаций, бирж, фондов; - организаций, у которых годовая выручка превышает 500 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или валюта годового баланса (на конец года) в 200 тысяч раз превышает МРОТ; - государственных или муниципальных унитарных предприятий, имеющих финансовые показатели деятельности, указанные в предыдущем пункте; - других организаций, обязательный аудит которых предусмотрен федеральным законом. Например, отчетность банков подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
При расчете финансовых показателей для определения необходимости проведения обязательного аудита следует применять МРОТ, равный 100 руб., так как Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что МРОТ, определенный ст. 1 Закона, применяется исключительно для регулирования оплаты труда и для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Кроме обязательного аудита существует понятие аудита инициативного, когда мнение независимого эксперта требуется менеджменту или собственнику предприятия. Потребность в аудиторском мнении о достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности может возникнуть, например, при смене собственника или привлечении инвестиций. Аудиторская проверка проводится на договорной основе аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. В настоящее время аудит является лицензируемым видом деятельности. Согласно Приказу Минфина России от 01.04.2002 N 26н "Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности" применяется единый бланк лицензии на осуществление всех видов аудита. После вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит вправе осуществлять только аудиторские организации. Индивидуальные аудиторы могут проводить инициативный аудит и оказывать клиентам услуги, сопутствующие аудиту. Как и все коммерческие взаимоотношения, аудиторская проверка начинается с выбора аудиторской фирмы и заключения договора на проведение аудита. При выборе аудиторской фирмы необходимо обратить особое внимание на наличие и сроки действия ее аудиторской лицензии, особенно если речь идет об обязательном аудите. Критерием компетентности специалиста-аудитора могут являться его аудиторский стаж и количество аудиторских проверок, в которых аудитор принимал участие. Предприятию, планирующему аудиторскую проверку, необходимо понимать, что целью аудита является "выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации" (п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"), а не поиск как можно большего количества ошибок в ведении бухгалтерского учета и начислении налогов. Опыт показывает, что многие руководители предприятий и даже квалифицированные бухгалтеры до сих пор считают, что аудит - это как бы налоговая проверка, но только не бесплатная и с санкциями, а за деньги и без штрафов. Конечно, квалифицированный аудитор никогда не оставит без внимания проблемы, возникающие у клиента. Но следует иметь в виду, что проверка соответствия законодательству налогового учета на предприятии может быть предметом самостоятельного договора, например, в рамках специального аудиторского задания. Консультирование финансовых работников по вопросам методологии бухгалтерского учета и налогообложения может быть предусмотрено в рамках договора на проведение аудита (тогда необходимо увеличить время, которое должны отработать аудиторы на аудируемом предприятии, и соответственно стоимость договора) и оформлено отдельным договором на оказание консультационных услуг. В ходе проверки изучается и анализируется взаимосвязь первичных документов с бухгалтерской отчетностью. Не следует ожидать, что аудиторы проверят правильность отражения в учете всех хозяйственных операций, осуществленных предприятием в проверяемом периоде. Невозможность сплошной проверки следует из ограниченности времени проведения аудита. Обычно аудитор на основании аудиторской выборки анализирует отражение в бухгалтерском учете наиболее характерных хозяйственных операций, а также выбирает для контроля операции, наиболее существенные в суммовом выражении. Это нормальная практика аудита, установленная аудиторскими стандартами. Во время проведения аудита квалифицированный аудитор старается так организовать процесс документальной проверки и общение с руководством и работниками аудируемого предприятия, чтобы не был затруднен текущий учетный процесс. Действия аудиторских организаций и аудиторов на всех этапах подготовки и проведения аудиторской проверки, а также оформление результатов проверки регламентированы нормами Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и аудиторскими стандартами. Одним из основных принципов аудиторской деятельности являются обязанность аудиторов обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, а также запрет на разглашение их без письменного согласия аудируемого лица. Протоколы бесед и интервью, опросные листы, тестовые задания и тому подобный инструментарий являются рабочей документацией аудитора и соответственно собственностью аудиторской фирмы, обязанность которой предоставлять все это клиенту не установлена законодательством, так что аудиторы имеют полное право отказать проверяемому предприятию в возможности ознакомиться с этими документами, скопировать их и уж тем более не обязаны вносить в них исправления по требованию предприятия, даже если оно не согласно с изложенными в этих документах информацией или позицией. Аудитор в ходе аудиторской проверки может выявить нарушения действующего законодательства, но не может их исправить. Описание, анализ и оценку последствий выявленных нарушений ведения бухгалтерского учета и искажений показателей финансовой отчетности аудитор может оформить в качестве отдельного документа, на данный момент отсутствующего в аудиторских стандартах. Это может быть письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. Аудиторская организация может указать в письменной информации все выявленные ошибки и искажения, которые связаны с фактами хозяйственной жизни аудируемого предприятия и оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Помимо этого, в письменной информации может быть приведена любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудиторы сочтут целесообразным довести до предприятия. Представление такого отчета клиенту не является обязательным, но автор рекомендует предусмотреть обязанность составления и передачи отчета клиенту в договоре на проведение аудита. Отчет является результатом доверительной работы аудитора с клиентом, то есть документом конфиденциальным. Поэтому предприятие не обязано знакомить с содержанием этого документа налоговые или другие проверяющие органы. Письменная информация не может рассматриваться предприятием как полный перечень всех существующих недостатков, так как в ней приводятся лишь те из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки. Важное правило, на которое хочется обратить особое внимание, это положение Федерального закона "Об аудиторской деятельности", устанавливающее не право, а именно обязанность проверяемого предприятия оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Поэтому, получив отчет, работники бухгалтерии должны непременно его изучить и как можно более оперативно приступить к устранению отмеченных существенных недостатков. Отказ предприятия от их исправления или от включения в отчетность соответствующих пояснений означает, что аудиторы не смогут выдать положительное аудиторское заключение и обязаны будут включить в текст заключения положения, привлекающие внимание к факту существования отдельных аспектов, искажающих отчетность. В результате проверки аудитор должен прийти к определенному мнению, за которое он и несет ответственность перед клиентом и лицензирующим органом. Мнение аудитора оформляется в виде официального документа - аудиторского заключения. Этот документ имеет стандартную структуру. Согласно Федеральному стандарту N 6 аудиторское заключение в обязательном порядке должно включать в себя ряд разделов. Первый раздел, информационная часть, содержит реквизиты документа и обеих сторон договора на проведение аудиторской проверки: - наименование. В документе должно быть указано, что это "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности"; - адресат. В качестве адресата, как правило, выступают собственники предприятия (акционеры, участники). Однако договором может быть определен и иной адресат, например орган управления предприятием, предусмотренный его уставом (совет директоров, наблюдательный совет). В случае, когда аудиторская проверка, предусматривающая выдачу официального аудиторского заключения, проводится по инициативе третьего лица, заключение может быть адресовано этому лицу, выступающему в качестве заказчика по договору. При этом необходимо отметить, что в любом случае (независимо от адресата аудиторского заключения) ответственность за подготовку подтверждаемой бухгалтерской отчетности возлагается на исполнительный орган аудируемого предприятия; - основные сведения об аудиторе. Здесь в обязательном порядке указываются организационно-правовая форма и наименование аудиторской фирмы (если проверка инициативная и проводилась индивидуальным аудитором, то, соответственно, его фамилия, имя, отчество и указание на то, что он является предпринимателем без образования юридического лица). Необходимой информацией являются также место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, номер, дата предоставления и срок действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности (реквизиты лицензии включают и наименование выдавшего ее органа). Если аудиторская фирма или аудитор являются членами аккредитованного профессионального аудиторского объединения, то эти сведения также подлежат включению в текст заключения; - основные сведения об аудируемом лице. Перечень сведений о клиенте аналогичен соответствующему перечню для фирмы-исполнителя, включая сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности. Далее следует вводная часть. В ней указан перечень проверенной финансовой отчетности аудируемого лица с перечислением форм отчетности, включая пояснительную записку, и указанием отчетного периода. Кроме того, именно здесь размещается заявление о разграничении ответственности. То есть аудиторы указывают, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой отчетности возложена на аудируемое лицо, а аудиторы, основываясь на проведенном аудите, отвечают за выражение мнения о достоверности этой финансовой отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В следующем разделе, носящем наименование "Часть, описывающая объем аудита", перечисляются все нормативные акты и иные документы, в соответствии с которыми проводился аудит. Это основные федеральные законы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, а также иные документы, включая приказы и распоряжения руководства предприятия. В тексте заключения также обязательно должно быть зафиксировано, что проверка осуществлялась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разработанными и действующими в рамках профессионального аудиторского объединения, членом которого является аудиторская компания, или самой фирмой. Эта информация включается в текст аудиторского заключения для того, чтобы пользователь отчетности не беспокоился и был уверен в том, что аудиторы провели все необходимые в данных обстоятельствах процедуры, которые, согласно правилам аудита, должны быть непременно осуществлены для получения надлежащих доказательств, и приняли во внимание положения всех документов, которыми предприятие руководствовалось при подготовке отчетности. Кроме того, в соответствии со стандартом в этом разделе должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе, и должны быть перечислены методы и техники, которые были использованы при его проведении. Следующий раздел аудиторского заключения содержит непосредственное выражение мнения аудитора о достоверности отчетности и соответствии бухгалтерского учета законодательству. Для этого используется стандартная формулировка, которая рекомендована федеральным стандартом и, как правило, используется на практике практически без изменения. Собственно, характеристика заключения как "положительного" или модифицированного ("положительного с привлечением внимания к отдельным аспектам", "положительного с оговоркой", "отказа от выражения мнения" и "отрицательного") как раз и зависит от этой формулировки. Завершают аудиторское заключение дата и подпись аудитора. Дата подписания аудиторского заключения не может быть более ранней, чем дата утверждения соответствующей финансовой отчетности предприятия. Эта дата определяет временную характеристику ответственности аудитора. То есть, подписывая заключение и ставя определенную дату, аудитор тем самым фиксирует и утверждает, что именно на эту дату сформировано его мнение об отчетности. В ряде случаев финансовая служба предприятия может быть не согласна с выводами аудиторов, в связи с чем она имеет право отстаивать свое мнение. Аудитор в соответствии с действующим порядком не несет никакой ответственности за достоверность бухгалтерской отчетности. Он несет ответственность исключительно за мнение о бухгалтерской отчетности, которое он выражает в аудиторском заключении. А то, что был проведен аудит, ни в коей мере не снимает с руководства организации ответственности за достоверность отчетности. Если организация не согласна с мнением аудитора о состоянии учета, то она не обязана вносить исправления в учет. Другими словами, мнение аудитора не должно превалировать над мнением организации, несущей ответственность за достоверность отчетности. Однако если аудитор посчитает предлагаемые исправления существенными, а они не будут внесены, он не только имеет право, но и обязан рассмотреть вопрос о выдаче заключения, отличного от безусловно положительного. Таким образом, и мнение аудируемого лица не должно превалировать над мнением аудитора, несущего ответственность за верность заключения. В заключение напомним, что в бухгалтерском учете организации стоимость аудиторской проверки включается в издержки производства и обращения. В налоговом учете указанные расходы в соответствии с п. 17 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации должны быть отражены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
С.И.Сапронова Аудитор, консультант по налогам и сборам Подписано в печать 16.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |