|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Добровольная ликвидация организации: бухгалтерский и налоговый учет (Начало) ("Аудиторские ведомости", 2005, N 9)
"Аудиторские ведомости", 2005, N 9
ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Ликвидацией организации называют прекращение деятельности организации как юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация организации может происходить в добровольной или принудительной форме. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случае банкротства, признания недействительной регистрации, отсутствия лицензии, осуществления деятельности, запрещенной законом или противоречащей установленным целям, и др. В статье показаны особенности отражения соответствующих операций в бухгалтерском и налоговом учете.
Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет ее ликвидацию: - число участников ООО (ЗАО) превышает 50 человек. Общество подлежит преобразованию в ОАО в течение года; по истечении этого срока общество подлежит ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 3 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"); - неполная оплата уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации. Общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (п. 2 ст. 20 Закона N 14-ФЗ); - по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества (п. 3 ст. 20 Закона N 14-ФЗ). Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие его признания несостоятельным (банкротом). Банкротом организация может быть признана в случае установления судом неплатежеспособности, при оформлении объявления о неплатежеспособности с реализацией имеющихся активов в пользу кредиторов. В каждой стране существует определенный порядок очередности кредиторов при востребовании долга обанкротившейся фирмы, например в Российской Федерации после продажи всех активов фирмы в первую очередь оплачиваются долги по социальному страхованию, затем обязательства перед персоналом фирмы и налоги, наконец, коммерческие кредиты. Добровольная ликвидация может иметь место по решению учредителей юридического лица в связи с истечением срока, на который организация создана, или при достижении целей его создания. Причин для прекращения деятельности фирмы у учредителей может быть множество, но самой распространенной является кредиторская задолженность перед поставщиками и бюджетом.
Создание ликвидационной комиссии
Ликвидация начинается с принятия решения о ней. Принимается оно высшим органом управления юридического лица (обычно это общее собрание участников или акционеров) и оформляется протоколом. Никакой другой орган (совет директоров или правление) такое решение принять не может, но вправе поставить на обсуждение собрания участников вопрос о ликвидации. В акционерном обществе это может сделать совет директоров, в обществе с ограниченной ответственностью - совет директоров (наблюдательный совет), генеральный директор или даже участник. Если решение о добровольной ликвидации принимается участниками ООО, то для его принятия необходимо согласие всех участников (п. 1 ст. 92 ГК РФ). Если решение принимается уполномоченным органом управления, то должна быть соблюдена установленная законом и учредительными документами процедура принятия решений такого органа. Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была ликвидирована до конца календарного года, последним налоговым периодом по налогам, для которых налоговый период не является календарный месяц или квартал, является период от начала года до дня завершения ликвидации. Для ликвидации организация должна: - принять решение о ликвидации; - провести инвентаризацию имущества и обязательств; - взыскать дебиторскую задолженность; - составить промежуточный ликвидационный баланс; - погасить кредиторскую задолженность; - рассчитаться с учредителями; - составить ликвидационный баланс. Решение о ликвидации организации принимается общим собранием учредителей (участников). На общем собрании учредителей назначаются и утверждаются состав ликвидационной комиссии, проект порядка ликвидации, сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией и ликвидации юридического лица. Если участником (акционером) ликвидируемой организации является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления. Состав ликвидационной комиссии необходимо согласовать с регистрирующим органом. В настоящее время государственную регистрацию юридических лиц при ликвидации осуществляют налоговые органы. Решение о ликвидации необходимо в трехдневный срок довести до сведения налоговой инспекции, в которой организация зарегистрирована (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). С момента образования ликвидационная комиссия становится единственным органом управления юридическим лицом, а полномочия прежних органов (руководителя, совета директоров, общего собрания) прекращаются. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Перед началом ликвидации комиссия помещает объявления о ликвидации организации в печатных изданиях, в которых должны быть указаны: - наименование ликвидируемого юридического лица; - дата принятия решения о ликвидации; - наименование органа, который принял решение о ликвидации; - ИНН организации, номер в ЕГРЮЛ; - адрес, телефон, факс; - порядок и сроки предъявления требований кредиторов к организации. Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, в который обязательно должны быть включены: - инвентаризация имущества организации; - составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации; - сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами; - анализ и оценка дебиторской задолженности и разработка мероприятий по ее взысканию; - анализ и характеристика кредиторской задолженности; - подготовка сведений о размерах и составе активов организации; - определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации; - определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов; - установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами; - список увольняемого персонала ликвидируемой организации; - установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей; если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована; - определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов; - подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц; - закрытие счетов в банках; - передача на хранение в архив документов по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний общества; прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган. Отсутствие задолженностей перед бюджетом подтверждается в результате налоговой проверки. Зачастую реальной причиной ликвидации является неудовлетворительное состояние бухгалтерской отчетности и стремление должностных лиц организации уклониться от ответственности за совершение налоговых, таможенных или иных правонарушений. При ликвидации организации получают гарантированную налоговую проверку. Установлена специальная форма N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", которая приведена в Приложении N 8 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Кроме самого решения о ликвидации в протоколе, фиксирующем это решение, должно быть предусмотрено образование ликвидационной комиссии и ее состава. О назначении комиссии нужно уведомить налоговую инспекцию по форме согласно Приложению N 9 к Постановлению N 439. К уведомлению следует приложить документы о формировании ликвидационной комиссии, о назначении ликвидатора или о назначении конкурсного управляющего.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица
Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы (подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины) представляются в регистрирующий орган после завершения ликвидации юридического лица. Документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются в следующем порядке: - документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения; - заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: - руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; - учредитель (учредители) юридического лица при его создании; - руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; - конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; - иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим деятельность после внесения записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; - ликвидационный баланс; - документ об уплате государственной пошлины; - газета, в которой опубликовано объявление о ликвидации. В соответствии с требованием к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц (Постановление N 439), заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк. Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, а на конверте рекомендуется сделать пометку "Регистрация". Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально. Любой документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Инвентаризация имущества и обязательств при ликвидации организации
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Основные цели инвентаризации при ликвидации организации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Имущество инвентаризируется по его местонахождению и по материально-ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Действия и результаты инвентаризации оформляются в соответствии с унифицированными формами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (с изм. и доп. на 03.05.2000) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Ошибки при инвентаризации и их последствия
Несмотря на то что порядок инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, на практике организации часто допускают различные нарушения. Инвентаризация считается недействительной, если: - состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем; - документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов комиссии во время инвентаризации; - в приказе не указаны сроки инвентаризации; - во время перерывов в работе комиссии не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи, в результате чего возможно внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации; - приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии; - у материально-ответственных лиц не взяты расписки о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию, при выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные при инвентаризации; - сопоставляются данные бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот (идеально составление инвентаризационных описей от руки по факту), в результате чего имеется возможность искажения фактических данных и их несоответствие данным бухгалтерского учета; - инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре; - итоги не выверены на каждой странице (число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей), а также проставлен общий итог в натуральных показателях, даже если расчет проводился в денежном измерении; - на каждой странице нет записи "Цены, итоги проверил" и подписи материально-ответственного лица, в силу чего инвентаризационная опись не является документом, на основании которого можно предъявлять претензии к материально-ответственным лицам; - ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии; - инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки (они должны быть прочеркнуты), в результате чего имеется возможность внесения дополнительных данных; - на последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально-ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и подтверждения, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение, вследствие чего при выявлении недостач для предъявления претензий к материально-ответственному лицу основания отсутствуют.
(Окончание см. "Аудиторские ведомости", 2005, N 10)
О.А.Глушецкая ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит" Подписано в печать 16.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |