|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Налог на прибыль организаций ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 29)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 29
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ирина Николаевна Сбитнева, советник налоговой службы II ранга.
- Добрый день. Наша организация заключила агентский договор с гостиницей. Мы привлекаем для нее клиентов. Если мы не выполним план по клиентам, гостиница выставляет нам штрафные санкции. Можем ли мы учесть их в расходах? - Уточните, пожалуйста, какие конкретно условия прописаны в договоре? - В договоре сказано, что если план по заселению в гостиницу не выполнен, то мы обязаны возместить стоимость первых суток проживания за каждый номер. - То есть гостиница выставляет вам счет? - Нет, она составляет для нас перечень номеров, которые остались невостребованными. Уже на основании этого перечня каждый месяц мы подписываем с гостиницей акт о признании нами штрафных санкций. - На основании договора и акта вы можете признать штрафные санкции в составе расходов. Ведь ваши расходы документально подтверждены. То есть требование ст. 252 НК РФ выполнено. Только не забудьте, что все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Тогда штрафы, предусмотренные условиями договора, учитываются в составе внереализационных расходов по ст. 265 НК РФ.
- У меня еще один вопрос. Некоторые гостиницы в рамках агентских договоров рассчитываются с нами по кредитным картам. Деньги поступают на расчетный счет за минусом банковской комиссии. Она увеличивает наши расходы? - Нет, это же расход не ваш, а других организаций. Допустим, комиссию за перечисление зарплаты на счета работников вашей организации учесть можно, так как банковские комиссионные расходы оплачиваете вы. - А можно ли тогда в договоре прописать, чтобы эти расходы нам возмещала гостиница? - Думаю, что да. Ведь услуги банка по пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ, по сути, уменьшают ваш доход. И вообще, чем больше вы пропишете в договоре прав и обязанностей, тем проще вам будет обосновать свои расходы для целей налогообложения прибыли.
* * *
- Беспокоит главный бухгалтер из Москвы. Мы собираемся провести реконструкцию здания магазина. В частности, расширить торговый зал и отремонтировать подсобные помещения... - У вас получается два вида работ: капитальные вложения в реконструкцию и обычный ремонт. - Совершенно верно. Реконструкцию нужно отнести на увеличение стоимости здания, а ремонт сразу списать на расходы. Как их разделить? - Здесь можно пойти двумя путями. Первый - отдельно учитывать материалы, которые пойдут на реконструкцию и на ремонт. Еще один вариант - заключить два отдельных договора: один - на реконструкцию торгового зала, а другой - на ремонт подсобных помещений. Тогда легче будет вести учет пообъектно. С двумя договорами определить стоимость реконструкции и объем затрат на ремонт не составит проблем. - А если у нас будет акт выполненных работ на одну сумму. Получается, что все затраты увеличат стоимость объекта? - Тогда стоимость здания будет завышена. Так что с самого начала вам нужно расходы на реконструкцию и текущий ремонт в целях налогового учета отделить друг от друга.
* * *
- У меня вопрос по последним изменениям в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. - Вы имеете в виду изменения, которые внес Федеральный закон N 58-ФЗ? - Да, конечно. В поправках сказано, что по основным средствам можно списывать в состав расходов стоимость капитальных вложений в размере 10 процентов. А если мы покупаем имущество для сдачи в лизинг, действует то же правило? - Это зависит от того, как вы учитываете имущество, сданное в лизинг. - Оно у нас числится в составе доходных вложений в материальные ценности. - Я считаю, что эта норма применяется только для основных средств. Посмотрите ст. 259 Налогового кодекса. Ведь там сказано "10 процентов от первоначальной стоимости основных средств". - Понятно. А если мы, к примеру, купим компьютер для собственных нужд, мы можем списать 10 процентов от его стоимости сразу? - Да, в этом случае это будет основное средство. Не забывайте, что эта норма действует только со следующего года.
* * *
- На связи город Чебоксары. У меня вопрос в связи с новыми изменениями в ст. 319 НК РФ. В частности, о распределении суммы прямых расходов на остатки незавершенного производства... - А что вам непонятно? По новым правилам бухгалтер выбирает порядок распределения прямых расходов, который ему удобен, и закрепляет его в учетной политике. - То есть, если мне удобно распределять расходы, я буду это делать, а если нет, то и рассчитывать ничего не надо. - Нет, так вопрос не стоит. Если у вас есть реализованная продукция и остаток товаров на складе, то налоговые органы будут смотреть, какие расходы вы отнесли к прямым, какие - к косвенным, а какие приходятся на остаток товаров. Раньше порядок, установленный Налоговым кодексом, не учитывал специфику отдельных отраслей деятельности организаций. А теперь порядок распределения расходов отдан на откуп самим организациям. И его нужно прописать в учетной политике. Это не значит, что вообще распределять расходы не надо. - Я хочу с вами посоветоваться, как мне лучше поступить. Мы производим по одному контракту несколько единиц продукции в год. После выпуска первой единицы я списываю часть прямых затрат. А оставшиеся расходы списываю после выпуска второй единицы продукции... - Вы избираете метод учета либо по контракту, либо по изготовленной продукции. На мой взгляд, вам лучше списывать прямые расходы в зависимости от выпуска продукции. И закрепите выбранный метод в учетной политике. Как раз вам и дано право самим установить порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и изготовленную в текущем месяце продукцию.
* * *
- Ирина Николаевна, у меня к вам несколько вопросов. Первый - мы оборудовали комнату личной гигиены сотрудников, а именно душевые кабины. По ст. 223 Трудового кодекса обязанность по охране труда работников возложена на работодателя. Можно ли учесть такие расходы для налога на прибыль? - Как вы будете доказывать экономическую обоснованность таких расходов? Если вы внутренними или отраслевыми документами обоснуете необходимость таких помещений, то проблем с признанием расходов не возникнет. - Понятно. Думаю, что мы сможем подтвердить экономическую обоснованность таких расходов. Наше производство имеет свою специфику и без таких помещений нам не обойтись. - Тогда вы можете без проблем учесть стоимость душевых кабин в расходах. - Еще один вопрос. Сотрудники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, проходят предварительные медосмотры при поступлении на работу. Причем оплачивает медосмотр работодатель за счет своих средств. Как быть с такими расходами? - Поскольку прохождение медосмотра является обязательным условием для приема на работу, я считаю, что такие расходы уменьшают базу по налогу на прибыль. Тем более что такая обязанность для работодателя предусмотрена Трудовым кодексом. - И последний вопрос. По ст. 264 НК РФ в расходах учитываются затраты на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся на территории организации. То есть в этом случае идет речь о здравпункте, находящемся на балансе организации... - Безусловно. - Так вот, наша организация несет расходы по коммунальным услугам, ремонту помещений и медицинского инвентаря и покупает лекарства. А медицинские услуги оказывают сотрудники, не состоящие в штате нашей организации. - В таком случае, чтобы учесть расходы на содержание медпункта, в уставе вашей организации должно быть сказано, что оказание медицинских услуг является одним из видов вашей деятельности. Соответственно, на него должна быть лицензия. А для оказания медицинских услуг должен быть свой штат медицинских специалистов. В вашем случае расходы на содержание медпункта учесть нельзя. Поскольку собственного штата врачей у вас нет <*>. ————————————————————————————————<*> По этому вопросу есть и другая позиция. Подробнее см. "УНП" N 21, 2005, с. 7 "Больничные" траты в расходы".
* * *
- Мы арендуем здание. В договоре с арендодателем есть условие о том, что мы обязаны застраховать гражданскую ответственность перед третьими лицами. Но проблема в том, что страховой взнос платим мы, а возмещение получит арендодатель. Можно учесть такие расходы? - Иными словами, у вас договор страхования в пользу арендодателя. - Да, именно такой договор страхования у нас и заключен. - Вы можете учесть расходы по страхованию в пользу третьих лиц. Это уже сложившаяся практика. Тем более такое условие есть в договоре с арендодателем.
* * *
- На балансе нашей организации есть автомобиль. Он уже полностью самортизирован, но до сих пор работает. Сейчас приобрели для него кузов. Как расценить такой расход: как ремонт или модернизацию? Мы посоветовались с аудиторами, и они нам ответили, что это модернизация. - У меня к вам встречный вопрос. В связи с чем понадобился новый кузов? - Старый пришел в негодность. А так как новый автомобиль стоит дорого, руководство решило заменить кузов. Ведь двигатель еще может работать. - Тогда это не модернизация, а ремонт. И такие расходы вы можете списать сразу. - Спасибо. Всего вам доброго.
"Горячую линию" подготовили А.В.Илюшечкин Эксперт "УНП"
А.В.Кононова Менеджер по работе с авторами "УНП" Подписано в печать 12.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |