|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Интервью в номер (Начало) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 17)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 17
ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР
О.Д.Хороший - и.о. руководителя Управления налогообложения прибыли ФНС России.
Специально для читателей журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" мы предлагаем интервью с Олегом Давыдовичем Хорошим, который ответил на наиболее интересные вопросы по налогообложению прибыли, в том числе по изменениям, внесенным Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в гл. 25 НК РФ.
Вопрос 1. Законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ внесены изменения в ст. 318 НК РФ. В частности, налогоплательщикам, оказывающим услуги, разрешено относить на уменьшение доходов прямые расходы в полном объеме без распределения на остатки незавершенного производства. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Вправе ли налогоплательщик произвести перерасчет налоговых обязательств в текущем году? Можно ли вносить изменения в учетную политику для целей налогового учета задним числом? - Да, Закон N 58-ФЗ, на мой взгляд, создал определенные проблемы как нам, так и налогоплательщикам, - имеется в виду тот факт, что многие положения Закона вступают в силу задним числом, и поэтому встает вопрос о возможности перерасчетов. Разъяснения по вашему вопросу содержатся в недавно выпущенном Письме Минфина России <1>, согласно которому налогоплательщик может учесть все то новое, что предложено законодательством, либо за семь месяцев ("ежемесячники"), либо за 9 месяцев (за три квартала 2005 г.). При этом обращаю внимание на то, что отчетность формируется нарастающим итогом с начала года. То есть то, как повлияли указанные поправки на расчет налоговой базы, налогоплательщик может отразить только в отчетности за указанные периоды. В то же время налоговые органы не вправе отказать в принятии деклараций за истекшие отчетные периоды 2005 г., составленных с учетом положений Федерального закона N 58-ФЗ. Если налогоплательщик захочет реализовать и уточнить все положения, которые предложены, то это его право. ————————————————————————————————<1> Речь идет о Письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18 "О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ".
Что касается учетной политики, то напоминаю: в ст. 313 НК РФ говорится о том, что учетная политика может меняться с начала налогового периода при изменении методов учета и в случае изменения законодательства о налогах и сборах. В данном случае меняется законодательство, и у налогоплательщика есть право посмотреть, каким образом он должен (вернее, считает возможным) действовать, подтвердив это в учетной политике. Соответствующие приказы (распоряжения) руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения необходимо представить одновременно с налоговыми декларациями.
Вопрос 2. Новая редакция ст. ст. 256 и 258 НК РФ признает капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, амортизируемым имуществом. Новые положения вступают в силу с 1 января 2006 г. Означает ли это, что у налогоплательщиков, которые в текущем году начисляют амортизацию по неотделимым улучшениям и включают эти суммы в налоговые расходы, возникнут проблемы по налогу на прибыль? - Действительно, с 1 января 2006 г. подобные расходы - в виде капитальных вложений в арендованные основные средства - будут относиться к амортизируемому имуществу. Также предусмотрен специальный порядок начисления амортизации на такое имущество. Я хочу сказать, что эта норма была введена с нашей подачи, правда, она сильно переделана по сравнению с тем, что предлагалось изначально. По возникшей проблеме мы не раз давали ответы, которые сводились к следующему. Если капитальные вложения формируют так называемые отделимые улучшения, то мы соглашались рассматривать их как амортизируемое имущество у арендатора с соответствующим порядком начисления амортизации и учетом расходов в общеустановленном порядке. Если это неотделимые улучшения и расходы на их осуществление не возмещаются арендодателем, то, по нашему мнению, имеет место безвозмездное улучшение чужого имущества со всеми вытекающими последствиями - расходы у арендатора в целях налогообложения учитываться не будут. И вот с 2006 г. эта проблема будет решена. Арендатор сможет учесть расходы в виде капитальных вложений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается последним, в качестве амортизируемого имущества. Но по этому году проблема осталась. - Хотелось бы уточнить на конкретном примере следующее. Большое помещение решили разделить, поставив перегородку. На основании норм законодательства и Административного кодекса мы должны произвести регистрацию в бюро технической инвентаризации о том, что видоизменилось помещение. Мы не владельцы здания, поэтому не имеем права от своего имени обращаться в органы БТИ, а также оплатить за собственника все счета, которые, разумеется, будут выставлены на имя последнего. И что нам делать с этой перегородкой сейчас, в настоящее время, а не с 1 января 2006 г.? - С позиции налогового законодательства, повторюсь, проблема будет решена с 2006 г. В настоящее время этот вопрос в НК РФ никак не отражен. О позиции налоговых органов я сказал выше. - А расходы по регистрации? - С расходами по регистрации у арендодателя могут возникнуть проблемы (хотя не думаю, что он займется регистрацией). А расходов в этой части достаточно много: БТИ делает обмер - за это надо заплатить. После этого нужно согласование с пожарниками - это тоже деньги. Потом расходы на СЭС и т.д. Если арендодатель не несет расходы, связанные с модернизацией своего помещения, то не вижу оснований учитывать у него подобные расходы. Если перевыставить указанные расходы арендатору, то проблемы возникнут у него.
Вопрос 3. Организация приобретает объект основных средств, бывший в эксплуатации. Какими документами подтвердить его срок эксплуатации предыдущим собственником, чтобы исключить возможные претензии налоговых органов по поводу учета в целях налогообложения прибыли сумм начисленной амортизации? - Информация по передаваемому объекту ОС должна содержаться в Акте приема-передачи (форма N ОС-1 или ОС-1а), где, в частности, в разд. 1 "Сведения о состоянии объекта ОС на дату передачи" значится фактический срок эксплуатации. Проблема заключается в том, что не всегда организация, передающая имущество, добросовестно заполняет указанные формы. В связи с этим у приобретателя имущества, бывшего в эксплуатации, возникают проблемы с документальным подтверждением ранее начисленного "чужого" износа. Что же в такой ситуации делать покупателю? Необходимо обратиться к продавцу за полной информацией по приобретенному объекту ОС (бывшему в употреблении) и, соответственно, отразить ее в Акте приема-передачи ОС по форме N ОС-1 (ОС-1а). Мы считаем, что, если срок фактического использования имущества у предыдущего собственника будет подтвержден документом, оформленным в соответствии с законодательством РФ, этот документ будет достаточным основанием для уменьшения срока полезного использования такого оборудования. В данной ситуации Налоговый кодекс не дает определения документа, отвечающего требованиям законодательства РФ. В связи с тем, что согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства РФ, можно обратиться к Закону о бухгалтерском учете <2>. Законом предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Этими документами являются первичные учетные документы, и они должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухгалтерском учете. ————————————————————————————————<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если новый собственник не может подтвердить срок эксплуатации у предыдущего собственника документами, которые ему должен представить предыдущий собственник, то норма амортизации исчисляется в общеустановленном порядке.
Вопрос 4. Подрядчик выполняет строительные работы на объекте в 2005 г. в течение 11 месяцев. Возникает ли у него обязанность распределять доходы в течение года, если согласно п. 2 ст. 271 НК РФ под производством с длительным технологическим циклом понимается продолжительность более одного налогового периода? - Порядок налогового учета доходов от реализации установлен ст. 316 НК РФ. В последнем абзаце этой статьи указано, что обязанность распределения доходов от реализации возникает у налогоплательщика в том случае, если продолжительность технологического цикла выполнения работ больше одного налогового периода, то есть приходится на разные налоговые периоды - годы. Этот принцип действует, если договором не предусмотрена поэтапная сдача работ и услуг. Таким образом, если, например, работы начаты в январе и будут закончены в декабре, то есть в рамках одного налогового периода, то оснований начислять эти доходы подобным "искусственным методом" нет. Если работы начаты в июле текущего года, а будут закончены в следующем году, и этапы сторонами договора не определены, то распределять доходы нужно. Метод, который будет использовать налогоплательщик для такого распределения, должен быть определен в учетной политике организации.
Вопрос 5. Плата за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за выдачу лицензии включена в главу "Госпошлина" НК РФ. Значит ли это, что указанные суммы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством, как суммы налогов и сборов (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), а не в стоимость лицензии? - Действительно, плата за рассмотрение заявления о предоставлении определенных видов лицензий включена в главу "Госпошлина" НК РФ, значит, указанные суммы будут учитываться как суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Таким образом, госпошлина включается в расходы единовременно на дату ее начисления на основании пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Напомню, что раньше стоимость лицензии надо было включать в расходы, ориентируясь на положения п. 1 ст. 272 НК РФ, а именно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Например, если лицензия выдавалась на три года, то и расходы, связанные с ее получением, нужно было списывать в течение этого срока. Следует обратить внимание на то, что не по всем видам лицензий расходы, связанные с их получением, следует рассматривать как уплату госпошлины.
(Продолжение см. в журнале "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" N 18, 2005)
Подписано в печать 11.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |