Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Надо ли перечислять плату за загрязнение окружающей среды? ("Главбух", 2005, N 16)



"Главбух", 2005, N 16

НАДО ЛИ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ПЛАТУ

ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ?

Правительство РФ изменило нормативы платы за загрязнение окружающей среды. Постановление от 1 июля 2005 г. N 410, которое вносит поправки, уже вступило в силу с 20 июля. То есть учитывать их нужно будет при расчете платы за III квартал 2005 г.

Создается впечатление, что одна из целей, которую преследуют эти поправки, - лишний раз напомнить организациям, что есть такой платеж и забывать о нем не следует. Однако, как показывает опрос на сайте www.glavbukh.ru, более половины фирм плату за "грязь" не перечисляют вовсе. Одни полагают, что конкретно их организация не обязана этого делать, а другие вообще считают этот платеж незаконным. Давайте разберемся, так ли это на самом деле и что грозит, если не перечислить плату за загрязнение.

Законна ли плата за "грязь"?

Плата за загрязнение и порядок, в котором следует ее определять, установлены Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (далее - Постановление N 632).

Верховный Суд РФ в Решении от 28 марта 2002 г. N ГКПИ2002-178 признал это Постановление недействительным, а плату незаконной. Как установили судьи, плата за загрязнение по своей сути является налогом. Между тем налог должен быть установлен федеральным законом, а не актом Правительства РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ своим Определением от 4 июня 2002 г. N КАС02-232 оставила это решение без изменения.

Однако в конце того же года Конституционный Суд РФ своим Определением от 10 декабря 2002 г. N 284-О установил, что Постановление N 632 соответствует Конституции РФ, поэтому его следует применять. Плата же за загрязнение, по мнению конституционных судей, это не налог, а фискальный сбор, который законен.

Тем самым Конституционный Суд РФ подтвердил, что организации должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды, так как это законодательно установленная обязанность.

Но при этом ставки, утвержденные Письмом МПР России от 27 ноября 1992 г., Верховный Суд РФ своим Решением от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ03-49 признал недействующими. А новые ставки были утверждены Постановлением Правительства РФ N 344 лишь 12 июня 2003 г. (далее - Постановление N 344). Оно действуют с 30 июня 2003 г. (см. Письмо МНС России от 25 июля 2003 г. N НА-6-21/826@).

Фактически в период с 4 июня 2002 г. (когда Кассационная коллегия Верховного Суда РФ признала плату незаконной) до 30 июня 2003 г. ставок не было. А если порядок расчета платы за загрязнение отсутствует, организации не обязаны ее перечислять. И это подтверждает сложившаяся арбитражная практика. Например, к такому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 10 сентября 2004 г. N А33-17858/03-С3-Ф02-3659/04-С1.

А вот с 30 июня 2003 г. ставки появились. И с этой даты организации обязаны исчислять экологический платеж.

Кто обязан платить?

О том, кто должен перечислять плату за загрязнение, сказано в п. 1 Порядка, утвержденного Постановлением N 632. Это предприятия, учреждения, организации, иностранные фирмы, физические лица, которые занимаются деятельностью, связанной с природопользованием. А именно которые:

- выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества от стационарных и передвижных источников;

- сбрасывают загрязняющие вещества в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещают отходы;

- по-другому оказывают вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Получается, что если деятельность так или иначе негативно влияет на экологию, то фирма обязана за это платить. Но насколько существенно должно быть такое воздействие? Если организация занимается вредным производством, то понятно, что она загрязняет окружающую среду. А если фирма оказывает, например, консультационные услуги, надо ли ей платить за загрязнение?

С этим вопросом мы обратились в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Именно эта служба с 2005 г. контролирует правильность расчета платы за загрязнение, начисляет ее, проверяет полноту и своевременность уплаты. Это установили Федеральные законы от 23 декабря 2004 г. N N 173-ФЗ и 174-ФЗ.

Как считают специалисты Ростехнадзора, перечислять плату должны все без исключения. Ведь у каждого есть хоть какой-то мусор.

Например, если у организации есть автомобили, значит, она загрязняет окружающую среду выхлопными газами. А консалтинговые фирмы выбрасывают, например, использованную офисную бумагу. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786, это твердый коммунальный отход (код - 9120040001004). Последняя цифра в коде - 4 означает, что отход относится к отходам IV класса опасности (малоопасные).

Формально получается, что каждая фирма должна платить за испорченную экологию. У консалтинговых фирм платеж, конечно, будет незначительным. Так, без учета коэффициентов ставка для бумажных отходов составляет 248,4 руб. за тонну. Именно такой норматив для отходов IV класса опасности установлен Постановлением N 344. А вот с автомобилей надо платить от 0,9 до 2,5 руб. за тонну использованного топлива (без учета каких-либо коэффициентов). Конкретный размер ставки зависит от вида топлива.

Примечание. Мнение специалиста

Налоговики еще не передали дела Ростехнадзору

Черепков Дмитрий Анатольевич, адвокат Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры"

- С этого года контрольная функция за экологическим платежом возложена на Ростехнадзор (Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ). То есть именно эта служба теперь должна следить за полной и своевременной уплатой сбора, а также взыскивать пени и штрафы. Однако на данный момент КоАП РФ не предусматривает штраф за неуплату экологического сбора. А вопрос взыскания Ростехнадзором недоимки и пеней через суд тоже не урегулирован. Дело в том, что до сих пор нет документа, который устанавливает порядок передачи информации о плательщиках и задолженностях по плате за загрязнение от налоговиков Ростехнадзору. Поэтому, пока такого документа не будет, Ростехнадзор вряд ли будет проверять неуплату экологического сбора.

Что грозит, если экологический сбор не платить?

Итак, по мнению чиновников, перечислять плату за загрязнение должны все. Но правда в том, что штрафы за невнесение этих платежей действующим законодательством не установлены. Более того, начислить пени чиновники также не вправе. Причем это касается не только текущего периода, но и прошлых лет. А вот с недоимкой ситуация не такая однозначная.

Штрафы и пени - нет

До 2005 г. правильность расчета платы за загрязнение, полноту и своевременность ее уплаты контролировали налоговики. Если в ходе проверки обнаруживалось, что организация не полностью заплатила экологический сбор, то инспекторы пытались применить те же статьи, что и по налогам. То есть за недоплату - штраф по ст. 122 Налогового кодекса РФ, за просрочку - пени по ст. 75 Кодекса.

Однако судьи не раз указывали, что это неправомерно. Ведь плата за загрязнение - не налог и не сбор, который установлен Налоговым кодексом РФ. Поэтому за ее несвоевременную уплату наказывать по Кодексу нельзя.

В качестве примера, когда спор по поводу штрафа решился в пользу фирмы, можно привести одно из дел этого года - Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 мая 2005 г. по делу N Ф08-1401/2005-654А. А против пеней за опоздание с платой за "грязь" выступил, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 4 февраля 2005 г. по делу N А13-8617/04-05, а также ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 25 мая 2005 г. по делу N Ф04-2502/2005 (10796-А70-25).

С 2005 г. контролируют уплату экологического сбора территориальные органы Ростехнадзора. Они не только должны вести учет начисленных и уплаченных сумм, но взыскивать и принимать решения о возврате, зачете излишне взысканных сумм, о начислении пеней, штрафов. Это установил Федеральный закон N 173-ФЗ и п. 2 ст. 1 Федерального закона N 174-ФЗ.

Однако наказать фирму за неполное перечисление платы за "грязь" сотрудники Ростехнадзора не могут. Причем ни по Налоговому кодексу, ни по Кодексу РФ об административных правонарушениях. По Налоговому кодексу РФ - потому что он не дает Ростехнадзору такого права. А по Кодексу РФ об административных правонарушениях - так как в нем просто не предусмотрена статья для такого нарушения.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях прописаны только штрафы за нарушение природоохранного законодательства. Например, за то, что не соблюдены экологические требования, когда фирма (ПБОЮЛ):

- планировала, проектировала, строила, реконструировала, вводила в эксплуатацию объекты (ст. 8.1 КоАП РФ);

- складировала, использовала, сжигала, перерабатывала, транспортировала отходы и другие опасные вещества (ст. 8.2 КоАП РФ).

Или же когда организация (индивидуальный предприниматель) без специального разрешения выбрасывала вредные вещества в атмосферу (ст. 8.21 КоАП РФ).

В отношении же неуплаты экологического сбора в Кодексе РФ об административных правонарушениях нет ни слова. Поэтому никакие штрафы и пени в этом случае специалисты Ростехнадзора взыскать не могут. Это нам подтвердили и в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по г. Москве. Вместе с тем специалисты Управления отметили, что в настоящее время готовятся поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым будет предусмотрена ответственность за неуплату (неполную уплату) сбора за загрязнение окружающей среды.

Недоимка - да, но через суд

До 2005 г. списывать недоимку и пени с расчетного счета фирмы в бесспорном порядке налоговики были не вправе. И все по тем же причинам - правила Налогового кодекса РФ неприменимы в отношении платы за загрязнение окружающей среды. Так решили, например, судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 18 апреля 2005 г. по делу N А82-8362/2003-37.

Недоимку налоговикам приходилось взыскивать через суд. Но зато суд в таких случаях вставал на сторону инспекторов. Примеры - Постановление ФАС Поволжского округа от 14 августа 2003 г. по делу N А65-18369/2002-СА1-29, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 декабря 2003 г. по делу N Ф03-А16/03-2/3140, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 мая 2005 г. по делу N Ф04-2502/2005 (10796-А70-25).

С 2005 г. недоимку будет взыскивать Ростехнадзор. Однако пока сделать этого Ростехнадзор не может, так как его территориальным отделениям налоговые инспекции еще не передали дела плательщиков экологического сбора. При этом взыскивать неуплаченный сбор проверяющие будут через суд, так как права на бесспорное списание долга у них нет.

Подведем итоги. Плата за загрязнение окружающей среды сейчас является законным платежом, и перечислять ее обязано практически каждое предприятие. Если этого не делать, то Ростехнадзор имеет право взыскать недоимку, но только через суд. А вот штрафы и пени за неуплату экологического сбора пока отсутствуют.

Примечание. Мнение специалиста

Платить за загрязнение должны все

Малыгина Ирина Михайловна, начальник отдела регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду Ростехнадзора

- В ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К такому воздействию относятся выбросы и сбросы загрязняющих веществ, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, воздействие на окружающую среду шумом, теплом. Данный список открыт, так как присутствует формулировка "иные виды негативного воздействия на окружающую среду". Фактически это означает, что любой, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязан перечислять экологический платеж.

Когда налоговая служба окончательно передаст в наши территориальные отделения дела по каждому плательщику экологического сбора, мы, имея сведения о сальдовых остатках, сможем зачесть переплаченные суммы или же взыскать недоимку.

Ю.В.Пудыч

Юрист

информационно-аналитического отдела

юридического департамента

компании "Объединенные

консультанты ФДП"

Подписано в печать

10.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоги с иностранных сотрудников: что нового? ("Главбух", 2005, N 16) >
Статья: Стало меньше возможностей для минимизации через совместную деятельность ("Главбух", 2005, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.