|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Водный налог ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 32)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 32
ВОДНЫЙ НАЛОГ
С 1 января 2005 г. на территории Российской Федерации вступила в силу новая гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ. Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" водный налог отнесен к федеральным налогам. С переходом платежей за забор воды, выработку электроэнергии и пользование акваторией в разряд федеральных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации потеряли право самостоятельно устанавливать ставки платы и предоставлять льготы отдельным категориям плательщиков. Основными отличиями водного налога от ранее действовавшей платы за пользование водными объектами являются: расширение круга налогоплательщиков, к которым отнесены и физические лица. Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Вместе с тем Минфин России в Письме от 24.02.2005 N 03-07-03-02/9 разъяснил, что физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога; отмена платы за сброс сточных вод, что позволило сократить объем работы не только налогоплательщикам, но и налоговым органам. Общий размер суммы платы в части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два раза. Возможно, что причиной отмены платы за сброс сточных вод явились: нарушение принципа однократности налогообложения, так как вода, забранная из водного объекта, становилась повторно объектом налогообложения при сбросе после использования; технические сложности, связанные с определением объемов сброса, который в большинстве случаев определяется расчетным путем.
В гл. 25.2 НК РФ более четко по сравнению с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ) указаны случаи, в которых пользование водными объектами не является объектом налогообложения. Дополнительно к ранее действовавшему перечню не являются объектом налогообложения: забор из подземных водных объектов термальных вод и вод, содержащих полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы. Эти виды водопользования являются объектом налогообложения согласно Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; забор воды для целей пожаротушения, что не было указано в ранее действовавшем Законе N 71-ФЗ; забор воды морскими судами и судами внутреннего и смешанного плавания для обеспечения работы технологического оборудования; забор воды и использование акватории для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе маломерных, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; использование акватории для организованного отдыха организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей. В Законе N 71-ФЗ освобождение было предоставлено только учреждениям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; особое пользование для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства, что не было указано в ранее действовавшем Законе; использование акватории для рыболовства и охоты; забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод. Возвращено освобождение от налогообложения забора воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения; полива садоводческих, огороднических и дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств; водопоя и обслуживания скота и птицы. До 2003 г. Законом N 71-ФЗ предоставлялась подобная льгота, но только в отношении организаций при условии их централизованного водоснабжения. Порядок определения налоговой базы изложен в ст. 333.10 НК РФ. Теперь она определяется отдельно по каждому водному объекту. Здесь необходимо отметить следующее: при использовании поверхностных водных объектов все ясно - у каждого объекта есть пространственные границы, и место водопользования определяется достаточно легко. При заборе воды из подземных водных объектов ситуация гораздо сложнее: водным объектом является горизонт подземных вод. При условии осуществления водопользования из нескольких артезианских скважин, пусть даже близко расположенных, но разной глубины, практически происходит пользование разными горизонтами подземных вод, т.е. разными водными объектами. В лицензии же зачастую указываются не одна-две скважины одного горизонта, а все расположенные на данной территории, да еще и лимит водозабора указывается общий. По нашему мнению, разумным было бы отказаться от требования определения налоговой базы по каждому водному объекту в отношении добычи подземных пресных вод. К сожалению, в НК РФ и документах налоговой службы нет разъяснения и по поводу освобождения от налогообложения прокачки скважин. Прокачка является обязательным технологическим условием для поддержания скважины в рабочем состоянии во избежание ее заиливания и засорения песком и должна проводиться не реже одного раза в месяц. В лицензиях на недропользование с целью добычи подземных пресных вод не указываются рекомендуемые объемы прокачек. В итоге налоговые органы требуют внесения водного налога за объемы прокачек, причем с применением 5-кратного повышающего коэффициента как за сверхлимитное водопользование. Применение 5-кратного повышающего коэффициента к сверхлимитному забору воды закреплено в п. 2 ст. 333.12 НК РФ. При заборе воды для водоснабжения населения установлена ставка 70 руб. за тыс. куб. м, причем налоговые органы (судя по публикациям в прессе) придерживаются мнения, что при сверхлимитном заборе воды для населения 5-кратный повышающий коэффициент не применяется, хотя прямо на это в НК РФ не указано. Представляется интересной позиция Минфина России о бухгалтерском и налоговом учете повышенной платы за сверхлимитное водопользование, изложенная в Письме от 21.04.2005 N 07-05-06/114. Разъясняет, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ: налога на добавленную стоимость, акцизов, сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения. Таким образом, делает вывод Минфин России, сумму водного налога в части превышения установленных капиталовложений налогоплательщик может принимать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Необходимо отметить, что до вступления в силу гл. 25 НК РФ согласно п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, для целей налогообложения все затраты корректировались с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов норм и нормативов. Глава 25.2 не разъясняет порядок исчисления налога при отсутствии лицензии или ее аннулировании. В п. 6 ст. 4 Закона N 71-ФЗ была предусмотрена норма, обязывающая налогоплательщика при отсутствии лицензии рассчитывать водный налог с применением 5-кратного повышающего коэффициента. На основании Письма Минфина России от 24.02.2005 N 03-07-03-02/9 и п. 46 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383, гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, утвержденным органом лицензирования. До выдачи новой лицензии основанием для водопользования являются лицензии, полученные ранее. Вероятно, к лицу, осуществляющему водопользование без соответствующего разрешения, должны будут применяться лишь меры административного характера без внесения в бюджет повышенной платы за безлицензионное водопользование. Оказался не урегулирован законодательством и вопрос об исчислении водного налога при получении лицензии в середине налогового периода. По мнению налоговых органов, на основании ст. 333.11 НК РФ налог вносится не за отдельные месяцы или дни, а в целом за налоговый период, т.е. квартал, поэтому налог должен быть исчислен и уплачен за весь налоговый период, в котором была получена лицензия. С точки зрения автора позиция налоговых органов достаточно спорна в этом вопросе, однако официальные разъяснения пока отсутствуют. Необходимо отметить, что в Федеральном законе от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" среди доходов федерального бюджета предусмотрены и водный налог, и плата за пользование водными объектами, но это разные платежи. Водный налог регулируется НК РФ, а плата за пользование водными объектами является неналоговым платежом и должна взиматься на основании договора пользования водным объектом, заключаемым на основании новой редакции Водного кодекса Российской Федерации. Таким образом, плата за пользование водными объектами, установленная в договорах пользования водными объектами, заключенных во исполнение Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, в настоящее время взиматься не должна. Налоговым кодексом Российской Федерации изменены сроки представления отчетности в налоговые органы: из ежемесячной налоговая декларация стала ежеквартальной. Как уже говорилось выше, ст. 14 НК РФ водный налог отнесен к федеральным и вся сумма налога подлежит зачислению в федеральный бюджет. Поэтому требование п. 1 ст. 333.14 НК РФ об уплате налога по местонахождению объекта налогообложения, по мнению автора, лишено практического смысла.
О.Скрябина К. э. н. Подписано в печать 10.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |