Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Вправе ли банк использовать льготу по налогу на прибыль, установленную не в НК РФ, а в иных законах Российской Федерации, например в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ? ("Налоговый вестник", 2005, N 9)



"Налоговый вестник", 2005, N 9

Вопрос: Вправе ли банк использовать льготу по налогу на прибыль, установленную не в НК РФ, а в иных законах Российской Федерации, например в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ?

Ответ: Нет, не вправе.

НК РФ установлено, что все элементы любого налога, например налога на прибыль, устанавливаются исключительно законодательством о налогах и сборах. К элементам налога относятся в том числе и льготы (ст. 17, п. 1 ст. 56 НК РФ).

Устанавливать льготы по налогам и сборам может только налоговое законодательство. Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ налоговое законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Установление и использование льгот по налогам и сборам регламентируются ст. 56 НК РФ.

Отдельными законами Российской Федерации, принятыми до введения в действие НК РФ, были установлены льготы по налогам. Например, в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) определено, что одной из мер государственной поддержки, установленных законами Российской Федерации и решениями Правительства РФ, может быть предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга.

Однако в связи с вступлением в действие гл. 25 НК РФ вышеуказанные положения Закона N 164-ФЗ, по сути, теряют силу, поскольку предлагавшиеся Законом N 164-ФЗ льготы в НК РФ не были введены.

Таким образом, льгота, названная в Законе N 164-ФЗ, не может быть предоставлена банку ввиду следующих обстоятельств:

1) обязанности по уплате налогов возлагаются на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (п. 1 ст. 1, ст. 2 Кодекса);

2) Закон N 164-ФЗ не является составной частью законодательства о налогах и сборах, о чем говорится в преамбуле этого Закона;

3) в гл. 25 НК РФ поименованная в вопросе льгота не указана (см. ст. 251 Кодекса).

Хотя указанная выше логика, используемая при ответе на вопрос, правильна применительно к случаю с процентами по лизингу для банков, она все же действует не всегда. Так, в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 было разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Арбитражная практика подтверждает позицию ВАС РФ. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.11.2000 N Ф04/2951-631/А03-2000 суд согласился с правом налогоплательщика воспользоваться льготой по налогу на имущество, предоставленной местным органом власти, но не прописанной в Законе РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".

Однако в связи с принятием большинства требуемых глав НК РФ налогоплательщикам необходимо обратить внимание на то, что понятие налогового законодательства дано в п. 1 ст. 1 НК РФ. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2004 N А52/437/04/2 указано буквально следующее: "... ни Указ Президента Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации не являются законодательными актами, которые могут устанавливать, изменять и отменять федеральные налоги и сборы...".

Дополнительным аргументом в правильности вышеизложенного подхода является Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2004 N 2487/04 в отношении аналогичной льготы, предоставляемой образовательным учреждениям.

Е.М.Майоркина

Подписано в печать

08.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Ввиду сложного финансового положения банк не уплатил арендную плату за несколько месяцев. Кредитор банка простил ему вышеуказанный долг. Является ли сумма прощенного долга для банка безвозмездно полученным имуществом, с которого надо платить налог на прибыль? ("Налоговый вестник", 2005, N 9) >
Вопрос: Лизинговая компания осуществляет операции финансового лизинга за счет займов, предоставленных физическими лицами по ставке выше ставки рефинансирования Банка России. При формировании учетной политики на 2004 г. для целей налогообложения согласно ст. 269 НК РФ компания не установила критерий сопоставимости по суммам. Вправе ли лизинговая компания относить проценты по займам на себестоимость? ("Налоговый вестник", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.