Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Наряду с российскими гражданами в организации работают по договорам гражданско-правового характера и иностранные граждане. Правомерно ли требование налоговых органов в части перечисления страховых взносов за сотрудников - иностранных граждан в полном объеме, то есть в размере 20%, а за сотрудников - граждан РФ - в сумме начисленного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование? ("Налоговый вестник", 2005, N 9)



"Налоговый вестник", 2005, N 9

Вопрос: Наряду с российскими гражданами в организации работают по договорам гражданско-правового характера и иностранные граждане.

Правомерно ли требование налоговых органов в части перечисления страховых взносов за сотрудников - иностранных граждан в полном объеме, то есть в размере 20%, а за сотрудников - граждан Российской Федерации - в сумме начисленного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование?

Ответ: Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).

С введением в действие Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" норма п. 2 ст. 239 НК РФ с 1 января 2003 г. утратила силу.

Таким образом, с 1 января 2003 г. из НК РФ исключены нормы, определяющие какие-либо особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), вследствие чего налогообложение данной категории граждан с 1 января 2003 г. осуществляется в общеустановленном порядке.

Пунктом 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ определен перечень лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. В их число входят граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

При этом п. 2 ст. 7 Закона N 167-ФЗ установлено, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Это означает, что право на получение пенсии при достижении пенсионного возраста за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) у застрахованного физического лица, в том числе у иностранного гражданина, возникает в случае уплаты работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу данного физического лица.

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о пенсионном обеспечении иностранных граждан необходимо учитывать, что для увязки решения вопроса об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу иностранных граждан с вопросом возникновения права этих граждан на трудовую пенсию нет правовых оснований, так как такую увязку невозможно осуществить в практическом плане, принимая во внимание то, что даже иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на момент уплаты страховых взносов, впоследствии могут при утрате этого статуса не иметь права на трудовую пенсию и наоборот.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что согласно п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, определяемые в порядке, установленном гл. 24 НК РФ.

Нормами абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ определено, что подлежащая уплате в федеральный бюджет сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ.

При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), начисленную за тот же период и подлежащую уплате в федеральный бюджет.

При решении вопроса о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты, производимые в пользу иностранных граждан, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации, следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" застрахованными в органах ПФР являются лица, в отношении которых пенсионный фонд осуществляет персонифицированный учет.

Как правило, в отношении этой категории лиц исчисление единого социального налога в части федерального бюджета производится с применением налогового вычета (начисленного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование).

Вместе с тем проблема в отношении иностранных граждан обостряется тем, что вышеуказанный Закон не обязывает ПФР осуществлять персонифицированный учет выплат и вознаграждений, производимых работодателем в пользу иностранных граждан.

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование иностранным гражданам не начисляются, но, поскольку нет оснований применения налогового вычета, за работодателем сохраняется обязанность исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, по ставке в размере 20%.

Т.Я.Кобзева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

08.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Признается ли банковская организация налоговым агентом в отношении доходов в виде материальной выгоды налогоплательщика от пользования кредитными средствами, предоставленными физическому лицу на льготных условиях (под проценты менее трех четвертых ставки рефинансирования Банка России)? ("Налоговый вестник", 2005, N 9) >
Вопрос: ...Согласно ст. ст. 214 и 215 ГК РФ государственное и муниципальное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет госказну. Облагается ли налогом на имущество организаций имущество, включенное в государственную и муниципальную казну? ("Налоговый вестник", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.