Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Истинный размер отрегулированной цены ("Налоговые споры", 2005, N 9)



"Налоговые споры", 2005, N 9

ИСТИННЫЙ РАЗМЕР ОТРЕГУЛИРОВАННОЙ ЦЕНЫ

1. Повлияло ли изменившееся с 1 января 2005 г.

федеральное законодательство

(в части порядка компенсации разницы

в ценах льготным категориям населения)

на налогообложение?

2. Что понимается под фактической ценой реализации

в контексте п. 2 ст. 154 НК РФ?

При реализации товаров, работ или услуг по пониженным ценам с учетом государственных дотаций или льгот, предоставляемых некоторым категориям населения, НДС исчисляется исходя из фактической цены реализации, о чем сказано в п. 2 ст. 154 НК РФ <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" норма п. 2 ст. 154 НК РФ изменена, в ней прямо указано, что суммы субвенций (субсидий) при определении налоговой базы не учитываются, но данная норма начнет действовать только с 1 января 2006 г.

Мнение налоговых органов о порядке применения указанной нормы можно найти в п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447. В этом пункте сказано, что сумма дотаций, предоставляемая организациям из бюджета на покрытие фактически полученных убытков, не включается в налоговую базу по НДС. Однако если дотация предоставляется на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой, то сумма дотации включается в налоговую базу по НДС (ссылка делается на пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). На практике же эти случаи разграничивают не всегда.

Налоговые органы, принимая решения о налогообложении НДС бюджетных средств, чаще всего исходят из формулировки платежного документа, на основании которого перечисляются такие средства организации. Если в документе сказано, что деньги перечисляются на покрытие разницы в ценах, то НДС должен быть исчислен с полной стоимости реализации товаров, работ или услуг. При этом не учитывается фактическое наличие убытка у налогоплательщика. Основанием для доначисления НДС может быть и то, что льготы населению устанавливались не федеральным, а региональным или местным законодательством.

В связи с этим в первую очередь нужно ответить на вопрос: что же понимается под фактической ценой реализации товаров (работ, услуг) в контексте п. 2 ст. 154 НК РФ?

С 1 января 2005 г. изменилось федеральное законодательство, регулирующее предоставление льгот отдельным категориям граждан. Теперь денежные средства из бюджета не возмещаются налогоплательщику в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам. Компенсацию из бюджета получает население, либо стоимость товаров (работ, услуг) частично напрямую оплачивается из бюджета. Указанные изменения вызвали новые вопросы, а именно: повлияло ли изменившееся законодательство на порядок налогообложения для тех, кто реализует товары (работы, услуги) по льготным ценам?

1. Порядок определения налоговой базы по НДС

установлен гл. 21 НК РФ, и изменения,

которые внесены в бюджетное законодательство,

не оказывают влияния на данный порядок.

2. При реализации товаров (работ, услуг),

по которым в силу объективных причин предоставляется

дотация, нужно говорить об общей налоговой базе

по НДС, которая формируется исходя

из фактических цен реализации таких товаров

(работ, услуг) и сумм полученных дотаций

Порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость регулируется положениями гл. 21 НК РФ. Изменение бюджетного законодательства не может повлечь изменения действующего налогового законодательства.

В 2005 г. изменения в ст. 154 НК РФ не вносились, поэтому, применяя положения п. 2 этой статьи, в котором установлены особенности определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, а также по сниженным ценам отдельным категориям населения, нужно учитывать, что налоговая база по НДС для таких налогоплательщиков будет формироваться исходя из фактической цены реализации и суммы поступившей дотации.

Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из изложенного следует, что если налогоплательщикам из бюджета выделяются суммы разницы между отпускной и регулируемой ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов, то данные суммы включаются в налоговую базу по НДС. Это относится и к полученным бюджетным средствам при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам).

В период с 1 января 2003 г. до 1 января 2005 г. такие расходы отражались по подстатье 130110 "Субсидии государственным организациям и организациям других форм собственности" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации.

Что касается денежных средств, выделяемых из бюджета на покрытие фактических убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен производителями товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку получение этих средств не связано с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Подобные расходы до недавнего времени относились на подстатью 130130 "Субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)".

В новых Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, действующих с 1 января 2005 г., оговорено отражение расходов бюджетов по возмещению налогоплательщикам убытков, возникающих в результате продажи населению или организациям товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам. Такие расходы относят на соответствующие подстатьи ст. 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям".

М.Н.Хромова

Главный специалист

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

1. Изменения законодательства повлекли за собой

изменение порядка определения фактической цены реализации

и исчисления НДС. Но это касается только тех случаев,

когда товары (работы, услуги) реализуются с учетом льгот.

2. Фактической ценой реализации товаров (работ, услуг)

является не полная стоимость как слагаемое льготной цены

и доплаты из бюджета, а величина льготной цены

Положения п. 2 ст. 154 НК РФ всегда вызывали вопросы по их применению, в том числе при реализации товаров (работ, услуг) льготным категориям населения.

Исходя из буквального прочтения законов фактической ценой реализации товаров (работ, услуг) является не полная стоимость как слагаемое льготного тарифа и доплаты из бюджета, а сама величина льготного тарифа.

Данная точка зрения основывается на законодательстве РФ, которым предоставляются льготы отдельным категориям населения.

До 1 января 2005 г. в законах был установлен порядок возмещения из бюджета расходов, связанных с реализацией прав и льгот, предоставляемых отдельным категориям населения. Например, ст. 10 Закона о ветеранах гласила: "Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации". Таким образом, законодательство предполагало получение из бюджета не доплаты до установленной для всех цены реализации (100% тарифа), а возмещение (компенсацию) расходов, связанных с предоставлением льгот, т.е. с исполнением законодательства РФ. Другими словами, бюджет не доплачивал организациям недостающие (выпадающие) доходы, а возмещал расходы, т.е. полученные в результате исполнения законодательства убытки, которые и являлись финансовым результатом реализации товаров, работ и услуг льготным категориям населения.

Организации, реализующие услуги льготным категориям населения, в момент их реализации могут знать только цену реализации услуг конкретному потребителю. В связи с этим можно утверждать, что цена реализации (например, коммунальных услуг льготным категориям населения), которая отражается по счету 90 "Продажи", была равна цене с учетом предоставляемых законодательством РФ скидок и льгот, т.е. части тарифа (определенному проценту от тарифа в зависимости от величины льготы). Поэтому сумма возмещения расходов организации, получаемая из бюджета и учитываемая на счете 91 "Прочие доходы", не должна была включаться в налоговую базу по НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ.

С 1 января 2005 г. порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость товаров, работ, услуг, предоставляемых льготным категориям населения, изменился. Причина этому - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Теперь, к примеру, ст. 10 "Расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов" Закона о ветеранах содержит следующую формулировку: "Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации".

Если раньше бюджет лишь возмещал организациям понесенные ими расходы на реализацию прав и льгот отдельным категориям населения, то теперь меры социальной поддержки, в том числе в виде льготы, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Например, в пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона о ветеранах говорится, что инвалидам войны предоставляются следующие права и льготы:

- право на оплату в размере 50% коммунальных услуг, абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной;

- право на обеспечение топливом, приобретаемым в пределах норм, установленных для продажи населению, и возмещение транспортных услуг для доставки этого топлива (для тех, кто проживает в домах, не имеющих центрального отопления).

Примечание. Если раньше бюджет лишь возмещал организациям понесенные ими расходы на реализацию прав и льгот отдельным категориям населения, то теперь меры социальной поддержки, в том числе в виде льготы, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В данном случае получение средств из бюджета следует рассматривать как оплату части тарифа, т.е. доходов, связанных с реализацией товаров, работ, услуг. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Поэтому с 1 января 2005 г. часть тарифа, которую должен оплатить бюджет, также включается в налоговую базу по НДС. Причем не имеет значения тот факт, что п. 2 ст. 154 НК РФ не изменился. В нем содержится ссылка на то, что льготы устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством. Изменения законодательства повлекли за собой изменение порядка определения фактической цены реализации и исчисления налога на добавленную стоимость.

Изменения федерального законодательства коснулись только реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям. Порядок исчисления НДС при применении государственных регулируемых цен в 2005 г. остался прежним. Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Следовательно, данные цены и признаются фактической ценой реализации. Дотации, предоставляемые организациям из бюджетов на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и себестоимостью реализованных товаров (работ, услуг), не должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС.

Б.А.Ногин

Директор по аудиту

ООО "Аудит-Гарант"

г. Ярославль

Л.Б.Широкова

Ведущий аудитор

ООО "Аудит-Гарант"

г. Ярославль

1. Порядок применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ

для организаций, реализующих товары (работы, услуги)

населению с учетом льгот, изменился.

2. Для целей налогообложения принимается цена товаров,

работ или услуг, указанная сторонами сделки.

Именно эта цена участвует в определении налоговой базы

по НДС

Поскольку с 1 января 2005 г. изменился порядок финансирования и социальной поддержки отдельных категорий населения, нужно проанализировать, изменился ли в этой связи порядок налогообложения. В п. 2 ст. 154 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы в двух случаях:

- при применении налогоплательщиком государственных регулируемых цен;

- при применении налогоплательщиком цен с учетом льгот, предоставляемых федеральным законодательством.

В первом случае практика применения п. 2 ст. 154 НК РФ осталась прежней. В Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 утверждены исчерпывающие перечни товаров и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен, а также указаны органы, уполномоченные осуществлять это регулирование. И в этой части в 2005 г. ничего не изменилось.

Однако порядок применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ в части реализации товаров (работ, услуг) населению с учетом льгот изменился. Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ денежные средства из бюджета не возмещаются налогоплательщику в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам, бюджет оплачивает товары (работы, услуги) за население, непосредственно перечисляя эти средства в организацию, либо выплачивая гражданам денежную компенсацию.

Организация уже не реализует товары (работы, услуги) с учетом льгот, предусмотренных в соответствии с федеральным законодательством. Реализация производится по рыночной цене. При этом оплата поступает из двух источников: либо из соответствующего бюджета и от покупателя товаров (работ, услуг), либо полностью от покупателя. Поэтому вся сумма, полученная из бюджета за реализованные товары (работы, услуги), по моему мнению, должна быть включена налогоплательщиком в налоговую базу по НДС на основании п. 1 ст. 154 НК РФ и должна рассматриваться как сумма, связанная с оплатой товаров (работ, услуг).

Изменения законодательства вызвали ряд вопросов у тех налогоплательщиков, кто продолжает реализовать товары (работы, услуги) по льготным ценам и при этом получает из бюджета дотации. По моему мнению, чтобы избежать спорных ситуаций, необходимо исключить из текста п. 2 ст. 154 НК РФ слова "и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством". До внесения изменений в Налоговом кодексе РФ судам придется выработать определенную позицию по этому вопросу.

Чтобы ответить на вопрос, что понимается под фактической ценой реализации в контексте п. 2 ст. 154 НК РФ, надо проанализировать, как денежные средства, полученные в виде дотаций, субсидий и субвенций из бюджетов различного уровня, связаны с объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Сам факт получения бюджетных средств не создает объекта налогообложения по НДС, так как согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При определении налоговой базы по НДС в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной форме. Поэтому необходимо определиться с тем, связаны полученные бюджетные средства с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) или нет. Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Следовательно, в налоговую базу включаются не все суммы денежных средств, полученные налогоплательщиком, а только те, которые связаны с объектом налогообложения (причем объект налогообложения может возникать и в будущем).

Примечание. Чтобы ответить на вопрос: что понимается под фактической ценой реализации в контексте п. 2 ст. 154 НК РФ, необходимо проанализировать, как денежные средства, полученные в виде дотаций, субвенций из бюджетов различного уровня, связаны с объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Налогоплательщик заключает сделки с другими субъектами гражданских отношений: физическими и юридическими лицами. Именно от них он получает денежные средства в оплату товаров (работ, услуг). Налоговое законодательство для целей установления правил взимания налогов со всех юридических лиц вводит понятие рыночной цены как стоимостной характеристики товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. В п. п. 1 и 2 ст. 40 НК РФ установлено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Именно эта цена участвует в определении налоговой базы по НДС. И налоговый орган не вправе доначислять НДС, выходя за пределы цены, указанной сторонами сделки, в том числе на сумму помощи, дотаций, поскольку п. 2 ст. 40 НК РФ таких случаев не предусматривает. Отсюда следует вывод, что получение налогоплательщиком финансовой помощи из бюджета на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов не связано с реализацией, и такие суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Для тех налогоплательщиков, кто реализует товары (работы, услуги) по государственным ценам, важным обстоятельством является условие, установленное в п. 13 ст. 40 НК РФ, в соответствии с которым "при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы)".

Специальной нормы для тех, кто продает товары (работы, услуги) с учетом льгот, в ст. 40 НК РФ не установлено. И возникает некое противоречие между ст. 40 НК РФ и п. 2 ст. 154 НК РФ. По-моему, исходить нужно из следующего. Основной целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли в результате реализации товаров (работ, услуг) - ст. 50 ГК РФ. Коммерческая организация, конечно же, должна применять рыночные цены, но законодательство в ряде случаев ограничивает эти цены, поэтому те, кто реализует товары (работы, услуги) по пониженным ценам, несут убытки. Коммерческая организация не финансируется собственником, средства, полученные из бюджета, могут быть расценены как:

- суммы, полученные за реализацию товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством. В этом случае у налогоплательщика не возникает обязанности включать суммы в налоговую базу для исчисления НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ). Для того чтобы сумма бюджетного финансирования не включалась в налоговую базу по НДС, важно, чтобы получатель бюджетных средств имел убыток, который подтверждался бы данными бухгалтерского учета;

- иные суммы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) и полученные на безвозмездной и безвозвратной основе. Такие суммы нужно включить в налоговую базу по НДС. Данный вывод полностью согласуется с положением пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Примечание. Специальной нормы, определяющей цену товаров (работ, услуг), реализуемых по льготным ценам, в Налоговом кодексе РФ нет. Это создает определенные неясности и противоречия со ст. 154 НК РФ.

Говорить о том, что полученные из бюджета средства направлены на возмещение фактических убытков и не подлежат обложению НДС, можно при наличии следующих условий:

- цены на товары (работы, услуги), реализуемые налогоплательщиком, регулируются государством;

- льготы предусмотрены для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством;

- продажа налогоплательщиком товаров (работ, услуг) осуществляется по установленным ценам и ниже себестоимости;

- наличие у налогоплательщика убытка от реализации товаров (работ, услуг).

При выполнении указанных условий счет-фактура должен оформляться исходя из цены фактической реализации. Счет-фактура на сумму дотации не оформляется.

В других случаях (например, при получении дотаций после 1 января 2005 г. при продаже товаров (работ, услуг) льготным категориям населения) налогоплательщик обязан включить сумму дотаций в налоговую базу по НДС, составить счет-фактуру на всю сумму, полученную как из бюджета, так и от покупателя товаров (работ, услуг).

А.Е.Картошкин

Начальник

юридического отдела

Аудиторской компании

"Атомик-Аудит"

Результат опроса

     
   ———————————————————T——————————————T——————————————T———————————————¬
   |      Вопрос      | М.Н. Хромова |  Б.А. Ногин, | А.Е. Картошкин|
   |                  |              |Л.Б. Широкова |               |
   +——————————————————+——————————————+——————————————+———————————————+
   |Повлияло ли       |      Нет     |      Да      |       Да      |
   |изменившееся      |              |              |               |
   |с 1 января        |              |              |               |
   |2005 г.           |              |              |               |
   |федеральное       |              |              |               |
   |законодательство  |              |              |               |
   |(в части порядка  |              |              |               |
   |компенсации       |              |              |               |
   |разницы в ценах   |              |              |               |
   |льготным          |              |              |               |
   |категориям        |              |              |               |
   |населения) на     |              |              |               |
   |налогообложение?  |              |              |               |
   +——————————————————+——————————————+——————————————+———————————————+
   |Что понимается под|Нужно говорить|Фактической   |Для целей      |
   |фактической ценой |не о          |ценой         |налогообложения|
   |реализации        |фактической   |реализации    |принимается    |
   |в контексте п. 2  |цене          |товаров       |цена товаров,  |
   |ст. 154 НК РФ?    |реализации, а |(работ, услуг)|работ или      |
   |                  |о налоговой   |является      |услуг,         |
   |                  |базе, которая |льготная цена |указанная      |
   |                  |включает      |              |сторонами      |
   |                  |дотации,      |              |сделки         |
   |                  |полученные из |              |               |
   |                  |бюджета на    |              |               |
   |                  |покрытие      |              |               |
   |                  |разницы в     |              |               |
   |                  |ценах         |              |               |
   L——————————————————+——————————————+——————————————+————————————————
   

ОТ РЕДАКЦИИ

Получаемые из бюджетов разного уровня суммы нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Полученная разница не включается в налогооблагаемую базу по НДС, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в данном случае неприменим (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 11708/04).

Но здесь налогоплательщикам стоит обращать внимание на следующее. Из самого определения "государственные регулируемые цены" следует, что их вправе устанавливать только государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями. Согласно Указу Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке России подлежат государственному регулированию, определяет Правительство РФ. Правительство РФ распределяет эти перечни между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, т.е. наделяет их правом устанавливать государственные регулируемые цены (часть цен Правительство РФ вправе оставить за собой) <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Детальное разграничение полномочий между названными органами произведено Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

В том случае, если цены регулируются на уровне муниципалитетов, а налогоплательщики их используют при реализации товаров (работ, услуг), брать за основу именно эту цену в целях налогообложения нельзя. Такие цены не признаются государственными регулируемыми ценами (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2000 по делу N 1167/5/238). Соответственно, есть риск признания налоговыми органами примененных цен нерыночными и в случае их отклонения более чем на 20% (как правило, в сторону понижения) доначисления налоговых платежей, а также пеней и штрафов.

В третьем номере нашего журнала за 2005 г. в рубрике "Поединки мнений" мы рассматривали проблему учета расходов на амортизацию основных средств, которые временно не используются в производстве <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См.: "Межсезонье" основных средств // Налоговые споры. 2005. N 3. С. 23.

Перед специалистами был поставлен вопрос: при каких условиях суммы начисленной амортизации по временно не используемым основным средствам можно признать расходом в налоговом учете? Все авторы, участвовавшие в обсуждении, пришли к выводу, что в случаях, когда простой основных средств обусловлен технологическими особенностями производства (например, сезонным характером работ, ремонтом оборудования), расходы на амортизацию таких основных средств учесть для целей налогообложения можно. При этом приводились разные аргументы, которыми налогоплательщики в случае спора могли бы воспользоваться.

Теперь налогоплательщики могут ссылаться на разъяснения Минфина России. Недавно финансовое ведомство в Письме от 06.05.2005 N 03-03-01-04/1/236 высказало свою точку зрения по данной проблеме. Если основное средство не эксплуатируется по объективным причинам, вызванным особенностью производственного цикла, то расходы на его амортизацию будут соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, а значит, уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль. В качестве примеров обоснованных причин простоя в Письме приводятся: простой в связи с ремонтом основного средства; простой, вызванный сезонным характером деятельности организации; простой в связи с подготовительным циклом производства.

Что же делать налогоплательщикам, которые, руководствуясь Методическими рекомендациями МНС России по применению главы 25 НК РФ (п. 3 разд. 5.3), независимо от причины простоя не учитывали расходы на амортизацию временно не используемых основных средств? Могут ли они пересчитать налоговую базу за предыдущие налоговые периоды, признав суммы амортизации по основным средствам, не использовавшимся в производстве по объективным причинам, в качестве расходов? Минфин России на этот вопрос ответил положительно. Налогоплательщики могут зачесть или возвратить суммы переплаченного налога за три последних налоговых периода - 2002 - 2004 гг., т.е. за весь период действия гл. 25 НК РФ. Для этого нужно поправить налоговые декларации за 2002, 2003 и 2004 гг., т.е. подать уточненные сведения в налоговый орган. Одновременно в налоговый орган необходимо представить заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль.

Подписано в печать

08.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Колебания курса валюты, или Что делать с суммовыми разницами ("Налоговые споры", 2005, N 9) >
Статья: Цель оправдывает средства ("Налоговые споры", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.