Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О справке по налоговой задолженности (Приказ ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ "Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению") ("Налоговые споры", 2005, N 9)



"Налоговые споры", 2005, N 9

О СПРАВКЕ ПО НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

(ПРИКАЗ ФНС РОССИИ от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПРАВКИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ,

СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ПЕНЕЙ И НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ")

Организациям периодически приходится обращаться в налоговые органы за справкой о состоянии расчетов с бюджетом. Не так давно ФНС России разработала новую форму справки, а для того чтобы налоговые органы правильно ее составляли - методические указания. Однако после просмотра этих указаний напрашивается неожиданный вывод, а именно: пользование ими приведет к нарушению прав налогоплательщиков.

Названным Приказом утверждена форма Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (Справка по новой форме выдается налоговыми органами с 1 июля 2005 г.). В Справке указывается, имеет (или не имеет) налогоплательщик по состоянию на конкретную дату неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ.

Но что налоговый орган берет за основу при формировании Справки, на основании каких данных он делает вывод о наличии или отсутствии у налогоплательщика задолженности? Ответ на этот вопрос содержится в Методических указаниях по заполнению Справки, которые утверждены этим же Приказом.

Как следует из п. п. 2 и 6 Методических указаний, Справка формируется налоговым органом с помощью программных средств, т.е. по данным информационных ресурсов налогового органа. Насколько эти данные соответствуют действительному состоянию расчетов налогоплательщика с бюджетом, можно судить по многочисленным судебным спорам налогоплательщиков с налоговыми органами (например, по искам налогоплательщиков о признании незаконным требования об уплате налогов и пени или решения о взыскании задолженности в связи с указанием в них несуществующих сумм). Мы не раз писали о том, что данные карточек лицевого счета налогоплательщика, которые ведутся в электронном виде и с помощью которых налоговые органы осуществляют контрольные мероприятия и принимают меры по взысканию задолженности, не могут являться доказательством наличия недоимки по налогам (сборам) <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: На страже порядка // Налоговые споры. 2005. N 1. С. 43. Ю.В. Якушева и П.В. Бондаренко. Добровольцы по принуждению // Налоговые споры. 2005. N 9. С. 63.

В методичке даны четкие указания, когда налоговым органам следует делать в Справке запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации", а когда "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".

В этой части интерес представляет п. 5 Методических указаний. В нем, в частности, указано, как поступать налогоплательщику, когда денежные средства списаны с его расчетного счета, но не зачислены на счета по учету доходов бюджетов. Налоговые органы делают запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации", только если есть вступившее в законную силу решение суда о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора) и пеней или решение налогового органа об отражении в карточке "Расчетов с бюджетом местного уровня" налогоплательщика всей суммы указанных денежных средств, принятое в соответствии с Приказом МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297.

С учетом того, что Методические указания налогового ведомства являются обязательными для всех налоговых органов, т.е. именно ими они должны руководствоваться при заполнении Справки, наличие такого основания нарушает права налогоплательщиков и создает необоснованное препятствие в получении Справки об отсутствии задолженности (при соблюдении прочих условий). При наличии "зависших" не по вине налогоплательщика, а по вине кредитных организаций платежей налоговый орган выдаст фактически недостоверную Справку, свидетельствующую о наличии у налогоплательщика задолженности по налогам.

Такие действия налогового органа напрямую нарушают требования п. 2 ст. 45 НК РФ, согласно которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Напомним, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П признал не соответствующей Конституции РФ правоприменительную практику, которая исходила из того, что обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога прекращается лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет.

Налогоплательщикам в такой ситуации остается только одно - оспаривать решения (действия) налогового органа, на основании которых была составлена Справка, содержащая недостоверные данные.

Подписано в печать

08.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О полномочиях налоговых органов при ведении Единого государственного реестра (Письмо ФНС России от 20.04.2005 N ЧД-6-09/328 "Об обеспечении актуальности и достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц") ("Налоговые споры", 2005, N 9) >
Статья: Колебания курса валюты, или Что делать с суммовыми разницами ("Налоговые споры", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.