|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: На территории организации находится амбулатория, которая оказывает медицинскую помощь только работникам этой организации. Имеет ли право организация относить на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, заработную плату фельдшера (полная ставка), врачей - терапевта и стоматолога (полставки), а также стоимость медикаментов? ("Налоговый вестник", 2005, N 9)
"Налоговый вестник", 2005, N 9
Вопрос: На территории организации находится амбулатория, которая оказывает медицинскую помощь только работникам этой организации. Имеет ли право организация относить на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, заработную плату фельдшера (полная ставка), врачей - терапевта и стоматолога (полставки), а также стоимость медикаментов?
Ответ: В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. При этом вышеуказанные расходы должны отвечать нормам п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которому в целях гл. 25 настоящего Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Согласно ст. ст. 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан осуществлять санитарно-бытовые, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия в соответствии с требованиями охраны труда. Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.06.2003 N 229, такие существующие в системе здравоохранения структурные подразделения, как здравпункты и медпункты, в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены и могут входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений. По сообщению Минздрава России (Письмо от 26.12.2002 N 2510/12993-02-23), функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в уставе хозяйственных субъектов медицинской деятельности. Здравпункты призваны выполнять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний, соблюдение мер по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Этим же Приказом Минздравсоцразвития России установлен Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Здравпункты не могут выполнять вышеперечисленные мероприятия без медицинского персонала. Таким образом, здравпункт должен иметь в штате хотя бы одного медицинского работника. При расчете штатов здравпунктов следует применять штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек, утвержденные Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 N 999. Исходя из вышеуказанного Приказа Минздрава СССР организация может иметь непосредственно на своей территории в качестве структурного подразделения фельдшерский или врачебный здравпункт. В зависимости от этого в штате организации могут быть предусмотрены ставки фельдшера или врача-терапевта. Оплата труда вышеуказанного медперсонала здравпункта при условии их наличия в штате организации для целей налогообложения осуществляется в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ. В функции здравпунктов при организациях, по нашему мнению, не входят содержание стоматологического кабинета и оказание стоматологических услуг работникам организации, так как стоматологические услуги не относятся к услугам по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи. Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (далее - Приказ N 90) утверждены: 1) Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований (Приложение 1 к Приказу N 90); 2) Временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу (Приложение 2 к Приказу N 90); 3) Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников (Приложение 3 к Приказу N 90); 4) Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу в соответствии с Временными перечнями N N 1 и 2 (Приложение 4 к Приказу N 90); 5) Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по его применению (Приложение 5 к Приказу N 90). При применении Приказа N 90 в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать, что в соответствии с Приложением 1 к данному Приказу обязательные медицинские осмотры предусмотрены для работников определенных профессий и только у соответствующих врачей-специалистов. Пунктами 1.7.2 и 1.24 вышеназванного Временного перечня (Приложение 1 к Приказу N 90) предусмотрено участие стоматолога в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников в лечебно-профилактическом учреждении один раз в год при работе с фтором и его неорганическими соединениями, а также с ртутью и ее соединениями. Учитывая вышеизложенное, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены затраты по содержанию медпунктов (находящихся непосредственно на территории организации), необходимых для санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, по обеспечению медикаментами, а также оплата труда медицинских работников медпунктов, являющихся работниками организации, предусмотренные обязательными требованиями по организации труда в отдельных отраслях.
Р.Н.Митрохина Консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Подписано в печать 08.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |