Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменениях, вносимых в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации ("Налоговый вестник", 2005, N 9)



"Налоговый вестник", 2005, N 9

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНОСИМЫХ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В июне 2005 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен на обсуждение законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

Рассмотрим основные положения вышеуказанного законопроекта.

Выездные налоговые проверки

Предусматривается уточнить порядок проведения выездных налоговых проверок и конкретизировать сроки их проведения. Предлагается установить, что выездная налоговая проверка одного налогоплательщика не может проводиться более двух раз в течение одного календарного года, а также исключить из ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) положение об определении срока проведения такой проверки исходя из времени фактического нахождения проверяющего на территории проверяемого налогоплательщика. Согласно законопроекту предельный срок проведения выездной налоговой проверки - 2 месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, - 3 месяца. При исчислении вышеуказанных сроков предлагается не учитывать период между вручением налогоплательщику требования о предоставлении налоговому органу документов и представлением налогоплательщиком этих документов, а также период, на который налогоплательщиком было задержано представление налоговому органу истребованных документов в ходе выездной налоговой проверки. Решение о продлении выездных налоговых проверок в каждом конкретном случае должно будет приниматься вышестоящим налоговым органом: руководителем (заместителем руководителя) соответствующего территориального органа ФНС России по субъекту Российской Федерации. Продолжительность проверки может быть увеличена в связи с проведением (завершением проведения) встречных налоговых проверок и (или) экспертизы, но не более чем на два месяца, а продолжительность выездной налоговой проверки обособленного подразделения организации, проводимой независимо от проведения выездной налоговой проверки этой организации, - не более чем на один месяц. При наличии достаточных оснований, в том числе в связи с проведением (завершением проведения) встречных налоговых проверок и (или) экспертизы, продолжительность выездной налоговой проверки налогоплательщика может быть увеличена руководителем (заместителем руководителя) ФНС России, но не более чем на четыре месяца, а продолжительность выездной налоговой проверки налогоплательщика, налоговый контроль которого осуществляется межрегиональным территориальным органом ФНС России, - не более чем на шесть месяцев. Кроме того, предлагается установить, что в исключительных случаях (например, связанных с получением необходимой для целей налогового контроля информации от иностранных государств) руководителем (заместителем руководителя) ФНС России может быть принято решение о дополнительном увеличении продолжительности выездной налоговой проверки налогоплательщика, но не более чем на четыре месяца.

Законопроектом предусмотрено, что повторные выездные налоговые проверки могут проводиться только в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации и в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа. При этом повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика, налоговый контроль которого осуществляется межрегиональным территориальным органом ФНС России, может назначаться исключительно руководителем ФНС России по мотивированному представлению соответствующего межрегионального территориального органа. Предлагается разрешить проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа на основании документов, представленных налогоплательщиком, а также необходимых для проверки пояснений налогоплательщика. Порядок оформления результатов налоговых проверок, рассмотрения возражений по актам налоговых проверок и принятия решений по результату рассмотрения материалов налоговых проверок предусматривается унифицировать. Результаты камеральных налоговых проверок при выявлении налоговых правонарушений должны будут оформляться соответствующими актами. Сроки для представления налогоплательщиками возражений по актам налоговых проверок предлагается увеличить до 15 рабочих дней и установить, что рассмотрение возражений налогоплательщика по акту налоговой проверки должно осуществляться в присутствии налогоплательщика и (или) его уполномоченных представителей, которые должны иметь возможность аргументировать свою позицию и давать необходимые пояснения. Согласно законопроекту вышестоящему налоговому органу предоставляется право принимать по результату налоговой проверки решения об отмене решений нижестоящих налоговых органов, принятых на основании актов налоговых проверок.

Представление отчетности в электронном виде

В последние годы увеличилась доля налоговой отчетности, представляемой в налоговые органы в электронном виде. Одним из основных направлений повышения эффективности налогового администрирования является внедрение современных технологий ввода и обработки информации. Поэтапное внедрение системы представления налоговой отчетности в электронном виде позволяет существенно сократить время на первичный ввод данных налоговой отчетности в налоговых органах и трудоемкость этого процесса, а также улучшить качество обслуживания налогоплательщиков, в том числе обеспечивая своевременное проведение сверки уплаченных налогов, недоимки, пеней и выдачу налогоплательщикам необходимых документов. В НК РФ предусматривается поэтапный переход к представлению налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде (налогоплательщикам предоставляется право выбрать конкретный способ передачи соответствующих данных). Всем налогоплательщикам будет предоставлена возможность пользоваться бесплатно распространяемыми программными средствами, разработанными подведомственными организациями ФНС России. На первом этапе предполагается представление в электронном виде налоговой отчетности налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых на день представления налоговой отчетности превышает 100 человек.

Камеральная налоговая проверка

Предусматривается конкретизировать задачи камеральной налоговой проверки и упорядочить процесс ее проведения. Предлагается установить, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам, иной налоговой отчетности (уточненной налоговой отчетности), документов, которые налогоплательщики вправе представить для подтверждения показателей налоговой отчетности, а также документов и информации, содержащихся в информационной системе налоговых органов. Предлагается обеспечить представление организацией бухгалтерской отчетности в налоговые органы исключительно по месту нахождения организации, а также запретить истребование у организаций представления ими бухгалтерской отчетности в налоговые органы по каждому месту их учета. Предлагается установить, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам, расчеты сбора) по налогам и сборам, по которым налогоплательщики (плательщики сборов) освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Кроме того, предлагается предоставить налогоплательщику право при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, вместо налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) представлять в налоговые органы уведомление по упрощенной форме. Представляется целесообразным предоставить налоговым органам право при выявлении существенных изменений показателей налоговой отчетности истребовать у налогоплательщика пояснение по существу выявленных фактов с приложением подтверждающих выписок из регистров налогового учета и (или) бухгалтерского учета. В законопроекте предпринята попытка конкретизировать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на возврат (возмещение) сумм налогов, прежде всего НДС и акцизов. В то же время представляется невозможным и влекущим негативные налоговые последствия установление в части первой НК РФ исчерпывающего перечня документов, которые можно истребовать при проведении камеральной налоговой проверки налогов, связанных с использованием природных ресурсов, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также для подтверждения каждого налогового вычета и каждой налоговой льготы с учетом их специфики и изменения наименований документов. Предусматривается увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных налоговыми органами пояснений и документов с возможностью его увеличения руководителем налогового органа с учетом объема истребуемых документов. Кроме того, предлагается установить запрет на истребование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговые органы, за исключением случая, если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение копий документов. Предлагается установить запрет на повторное истребование у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок документов, за исключением документов, которые не были сохранены в налоговом органе в результате стихийного бедствия или в силу других обстоятельств непреодолимой силы.

Определение статуса налогового резидента

Законопроектом предусматривается уточнить институт налогового резидента Российской Федерации - физического лица. В настоящее время согласно п. 2 ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. При этом не учитываются периоды фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации, предшествующие конкретному налоговому периоду. Статус налогового резидента Российской Федерации приобретается физическим лицом применительно к каждому календарному году. Таким образом, с начала каждого календарного года (налогового периода по налогу на доходы физических лиц) и до истечения 183 дней в данном календарном году физические лица (в том числе российские граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации) в соответствии с НК РФ не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, что представляется, по мнению разработчиков законопроекта, неправильным. При исчислении налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, должна применяться налоговая ставка в размере 30%. В правоприменительной практике в основном расширительно истолковывается установленный НК РФ признак налогового резидента Российской Федерации в отношении российских граждан, постоянно проживающих в России. В целях обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов физических лиц предлагается дополнить НК РФ положениями, уточняющими понятие "налоговый резидент Российской Федерации" с учетом длящегося характера фактического проживания физических лиц в Российской Федерации не менее 183 дней в течение двенадцати месяцев, начавшихся в периоде, непосредственно предшествовавшем текущему налоговому периоду, и истекающих в текущем налоговом периоде. Вместе с тем предлагается признавать налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от времени проживания в Российской Федерации отдельные категории российских граждан или физических лиц, имеющих разрешение на проживание (вид на жительство) в Российской Федерации, в том числе командированных за пределы Российской Федерации сотрудников дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также членов семей этих физических лиц; военнослужащих и гражданский персонал военных баз, воинских частей, групп, контингентов и соединений Российской Федерации, дислоцированных за пределами Российской Федерации; преподавателей, находящихся за пределами Российской Федерации с целью преподавания, консультирования в течение всего периода соответственно преподавания или консультирования.

Учет организаций и физических лиц

Законопроектом предусматривается уточнение некоторых положений НК РФ, касающихся учета организаций и физических лиц в налоговых органах. Для целей законодательства о налогах и сборах определяется место пребывания физического лица, которое должно учитываться при отсутствии места жительства этого физического лица в Российской Федерации. Предлагается установить упрощенный порядок постановки на учет организации в налоговом органе, на подведомственной территории которого находятся несколько обособленных подразделений этой организации, на основании представляемых ею сообщений об обособленных подразделениях, созданных в Российской Федерации. Физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, предлагается предоставить право не отражать идентификационные номера в представляемых ими в налоговые органы документах, указывая при этом свои персональные данные. Из числа физических лиц, признаваемых для целей НК РФ индивидуальными предпринимателями, предлагается исключить адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты

Предлагается внесение существенных изменений в порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов, в частности, предусматривающих исключение ограничения в виде лимитов предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов; увеличение предельного срока предоставления налоговым органом отсрочки (рассрочки) с шести месяцев до одного года.

При этом отменяются:

- институт "налогового кредита";

- предоставление Правительству РФ права принимать решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов на срок до трех лет;

- исключение из оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов бюджетное недофинансирование и задержки оплаты выполненного государственного заказа.

Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

Предлагается уточнить основания и принципы списания безнадежных долгов по налогам и сборам, закрепив в НК РФ исчерпывающий перечень таких оснований, а также обеспечив установление единого порядка признания задолженности по федеральным, региональным и местным налогам и сборам безнадежной и ее списания.

Прочие изменения в НК РФ

Законопроектом предусматриваются также внесение изменений в порядок уплаты налогов и сборов наличными денежными средствами, в том числе через кассы налоговых органов; уточнение положений НК РФ об уплате авансовых платежей за отчетные, иные периоды в пределах налоговых периодов; зачет (возврат) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов; проведение зачета таких сумм налогов и сборов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Конкретизируются сроки, установленные для исполнения обязанностей по принятию решений налоговыми органами о возврате сумм налогов и сборов и осуществлению возврата таких сумм территориальными органами Федерального казначейства. Изменяются меры ответственности за совершение налоговых правонарушений, в частности тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности, определяется в качестве дополнительного обстоятельства, смягчающего ответственность за налоговое правонарушение; разграничиваются составы налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ; уточняются отдельные налоговые санкции; приводится порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Внесение в НК РФ предлагаемых изменений будет сопровождаться реализацией мер по улучшению организации работы налоговых органов (утверждение единого стандарта обслуживания налогоплательщиков, улучшение информационной работы налоговых органов, создание в налоговых органах самостоятельных подразделений для рассмотрения возражений по актам налоговых проверок и другие меры).

Ю.М.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

08.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Можно ли считать прибыль от реализации, полученную в результате деятельности простого товарищества, участником которого является предприниматель, и направленную предпринимателю в виде дохода от его участия в простом товариществе, доходом от реализации для предпринимателя и при превышении данного дохода 15 млн руб., должен ли предприниматель переходить на общий режим налогообложения? ("Финансы", 2005, N 8) >
Статья: Об изменениях, внесенных в налогообложение прибыли организаций ("Налоговый вестник", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.