Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Формирование и погашение кредиторской задолженности ("Финансы", 2005, N 8)



"Финансы", 2005, N 8

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Как показывает практика обслуживания органами Федерального казначейства лицевых счетов бюджетополучателей, весьма часто приходится сталкиваться с проблемой правомерности и обоснованности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности, возникшей при исполнении денежных обязательств предыдущего года.

Действующим законодательством РФ установлено, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, производится в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и выделенного финансирования по соответствующим кодам экономической классификации с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств.

Статьей 112 Федерального закона N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что денежные обязательства федеральных бюджетных учреждений по договорам, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, принятые сверх установленных им лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета в 2005 г.

Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", п. 32, установлена обязанность федеральных учреждений при осуществлении закупок, начислении установленных денежных выплат, заключении договоров на поставку продукции (работ, услуг) и принятии иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, исходить из утвержденных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на 2005 г.

Другое важное положение этой статьи заключается в том, что федеральные учреждения используют средства федерального бюджета в 2005 г. с учетом необходимости исполнения принятых и не оплаченных на начало года обязательств (т.е. кредиторской задолженности прошлых лет). Положения этой статьи позволяют сделать вывод о возможности федерального учреждения принимать самостоятельно решение о принятии новых денежных обязательств либо направлении бюджетных средств на оплату договоров, заключенных в прошлые годы.

Таким образом, основным критерием правомерности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности прошлых лет является наличие остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам экономической классификации предыдущего года. Кредиторская задолженность признается санкционированной или несанкционированной для возможности ее оплаты за счет средств текущего финансового года по итогам рассмотрения условий и причин возникновения кредиторской задолженности в прошлый период.

Руководитель федерального бюджетного учреждения, подписывая тот или иной договор, порождающий денежные обязательства, обязан исходить исключительно из наличия установленных и доведенных главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, необходимых для реализации денежных обязательств. Важность данного положения заключается в том, что ответственность за финансовые последствия такого решения в порядке субсидиарной ответственности в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ несет главный распорядитель средств федерального бюджета.

При этом, с точки зрения бюджетного законодательства, договор, заключенный федеральным учреждением (часть договора, устанавливающая повышенные обязательства федерального бюджета) с нарушением требований ст. 112 Закона N 173-ФЗ, может быть признан судом ничтожным по иску главного распорядителя средств федерального бюджета или органа Федерального казначейства.

В случае отсутствия соответствующих расходов в сводной бюджетной росписи и, соответственно, отсутствия бюджетных обязательств из заключенного договора может и не возникнуть денежного обязательства, что делает невозможным оплату данного договора (денежного обязательства) за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения гражданского законодательства, договор, заключенный с превышением лимитов бюджетных обязательств и не принятый органом Федерального казначейства к исполнению, сохраняет свою юридическую силу, если он не признан ничтожным в установленном законом порядке.

Исходя из действующих технологий исполнения федерального бюджета по расходам договоры, заключаемые бюджетополучателями о поставке товаров, работ и услуг за счет средств федерального бюджета, не подлежат обязательному учету в органах Федерального казначейства (кроме договоров об оказании коммунальных услуг и договоров аренды за пользование имуществом).

К сожалению, приходится констатировать, что механизм оплаты кредиторской задолженности не отработан. С одной стороны, исходя из положений п. 56 Инструкции "О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета" установлен перечень документов, являющихся основанием для правомерности проведения платежей по целевому назначению, которые бюджетополучатели представляют в органы Федерального казначейства. Вместе с тем для подтверждения правомерности оплаты кредиторской задолженности необходимо анализировать документы, подтверждающие учет кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, документы по фактическому исполнению лимитов бюджетных обязательств. Чтобы квалифицировать на стадии текущего контроля правомерность и обоснованность погашения кредиторской задолженности прошлых лет за счет средств федерального бюджета, выделенных в текущем бюджетном году, органы Федерального казначейства анализируют состояние бухгалтерского учета в части правильности отражения кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

В процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета органам Федерального казначейства по г. Москве, в том числе и при квалификации обоснованности оплаты федеральными учреждениями кредиторской задолженности прошлых лет, нередко приходится рассматривать правомерность возникших денежных обязательств по договорам, заключенным с нарушением механизма финансирования закупок для государственных нужд, который не предотвращает само возникновение кредиторской задолженности из договоров, заключенных с превышением финансовых полномочий.

Органы Федерального казначейства в процессе кассового исполнения федерального бюджета, при осуществлении текущего контроля при проведении расходов федеральных бюджетных учреждений в пределах установленных им лимитов бюджетных обязательств, предотвращают оплату несанкционированной кредиторской задолженности.

Согласно ст. ст. 225, 226, 250 БК РФ, ст. ст. 123 и 136 Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год" федеральные учреждения имеют право заключать договора на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств, т.е. недопустимо заключать договоры на сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств. Из этого следует, что фактические расходы по договорам на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров не могут превышать кассовые расходы при оплате фактически оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров в текущем бюджетном году.

Таким образом, в случае наличия кредиторской задолженности сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, т.е. превышения фактических расходов над кассовыми, возникает несанкционированная кредиторская задолженность. В этом случае обязательства, возникшие по договорам, принятым федеральными учреждениями сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета.

Следует учитывать, что лимиты бюджетных обязательств не препятствуют заключению договоров на поставку продукции (работ, услуг) на срок, превышающий пределы финансового года, с разбивкой исполнения договора поэтапно на несколько лет и оплаты за этапы в пределах лимитов на текущий бюджетный год.

Например, при финансировании работ по договорам, заключенным в рамках федеральных целевых инвестиционных программ, лимиты бюджетных обязательств на текущий год не препятствуют заключению договоров на срок в пределах действия программы, при этом оплате в текущем году подлежит стоимость выполненных работ по календарному плану в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий год.

При рассмотрении отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (формы N 2) в случае превышения фактических расходов над кассовыми расходами органы Федерального казначейства детально анализируют причины отклонений и возникновения кредиторской задолженности сверх выделенных лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 01.01.2005.

Кредиторскую задолженность следует признать санкционированной в случаях, если:

- договор был заключен в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и в условиях неполного финансирования кассовые расходы по оплате договора не состоялись или были частично оплачены,

- кредиторская задолженность была оформлена первичными документами, подтверждающими возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладные, акты приема-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акты выполненных работ, счет-фактура),

- подтвердилось наличие кредиторской задолженности по актам сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, при этом сальдо расчетов с поставщиками или подрядчиками должно быть отражено в акте сверки развернуто - как по дебету, так и по кредиту субсчетов 150, 156, 178,

- кредиторская задолженность была отражена в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, а именно в 2004 г. операции по учету и исполнению договора подлежали отражению в мемориальном ордере N 6 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (бюджетные средства). Накопительная ведомость по расчетам с разными учреждениями и организациями" по кредиту субсчетов 150, 156, 178, главной книге, балансе с отнесением на фактические расходы в Д-т 200 "Расходы по бюджету" согласно актам выполненных работ.

При переходе в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета кредиторская задолженность в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, подлежит отражению по счету 030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в разрезе видов расходов, соответствующих экономической классификации расходов. На основании первичных документов расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются в "Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками".

Если в результате рассмотрения документов кредиторская задолженность является несанкционированной, то органы Федерального казначейства не имеют правовых оснований для ее оплаты, иначе как по вступившим в силу решениям судов по вопросам взыскания задолженности бюджетных учреждений.

Исходя из положений ст. 136 Закона N 173-ФЗ следует, что оплата заключенного федеральным учреждением договора в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств в 2003 г. подлежит исполнению в 2004 г.

Согласно п. 4 Положения об учете территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 806, договоры на поставку продукции, заключенные на срок, превышающий пределы финансового года, подлежат первоочередному учету в следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств нового финансового года.

В соответствии с п. 16 Положения не завершенные в истекшем финансовом году обязательства по учтенным органами Федерального казначейства договорам на поставку продукции подлежат переучету в следующем финансовом году в пределах установленных учреждению лимитов бюджетных обязательств. Переучет обязательств осуществляется органами Федерального казначейства на основании представленных учреждением договоров на поставку продукции и расшифровок к ним. При переучете полностью или частично не исполненного в истекшем финансовом году договора со сроком исполнения, превышающим один финансовый год, к учету принимаются обязательства по договору, подлежащему оплате из средств федерального бюджета на следующий финансовый год.

Исходя из требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N 296 (в ред. от 14.10.2003) денежные обязательства в договорах на оказание услуг по отоплению (код экономической классификации 110721), газоснабжению (код экономической классификации 110722) и электроэнергии (код экономической классификации 110730) принимаются исключительно в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Потребление и оплата электрической и тепловой энергии и газа получателями средств федерального бюджета сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств осуществляется по отдельному дополнительному соглашению к договору энергоснабжения или договору поставки газа за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Исходя из вышеизложенного, погашение кредиторской задолженности по обязательствам, принятым и не исполненным в 2004 г., осуществляется в пределах доведенных получателю лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов 2005 г., соответствующих целевому назначению производимых расходов.

Например, в 2003 г. по договору подряда N 9 от 20.09.2003 для федерального учреждения были выполнены ремонтно-строительные работы, что подтверждается актами выполненных работ от 27.12.2003 и актами выверки взаиморасчетов между федеральным учреждением и подрядной организацией от 30.12.2004. В 2004 г. федеральному учреждению не выделялись лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов за выполненные ремонтно-строительные работы. При этом кредиторская задолженность за выполненные ремонтно-строительные работы в 2003 г. была отражена в регистрах бухгалтерского учета за 2003 г. и, соответственно, 2004 г.

Исходя из того, что федеральному бюджетному учреждению в течение 2004 г. не были выделены лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду экономической классификации, принимая во внимание, что исполнение принятых денежных обязательств не ограничено временными рамками их принятия, а также учитывая, что федеральным учреждением принято обязательство о недопущении образования кредиторской задолженности в 2005 г., Управление федерального казначейства по г. Москве признало возможным оплатить кредиторскую задолженность, возникшую в 2003 г.

В другом случае, при рассмотрении обращения федерального бюджетного учреждения по оплате кредиторской задолженности 2004 г., УФК посчитало возможным оплатить кредиторскую задолженность 2004 г. в пределах свободных остатков лимитов 2005 г. по соответствующим статьям экономической классификации, учитывая следующие обстоятельства: необходимость исполнения не оплаченных на начало года принятых денежных обязательств (т.е. кредиторской задолженности 2004 г.); образование кредиторской задолженности в ходе реорганизации федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. в форме присоединения упраздняемого федерального учреждения к вновь образованному федеральному органу и отражение кредиторской задолженности в передаточном акте и в балансе 2004 г.; принятое федеральным органом обязательство о недопущении образования кредиторской задолженности в 2005 г., так как расходы на погашение кредиторской задолженности учтены в смете расходов федерального органа на 2005 г.

Таким образом, имеется настоятельная необходимость (особенно в связи с переходом Российской Федерации на трехлетний бюджетный цикл) разработки документов, определяющих единые подходы к решению вопросов оплаты кредиторской задолженности прошлых лет.

Л.А.Денисова

Заместитель руководителя

Управления федерального казначейства

по г. Москве,

заслуженный экономист

Российской Федерации

Подписано в печать

08.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: К какой категории работников относятся санитарки? Какова недельная продолжительность рабочего времени санитарок, которые работают в обычных условиях труда? ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 6) >
Вопрос: Каким образом осуществляется исполнение судебных решений о взыскании невыплаченных пенсий сотрудникам органов внутренних дел? ("Финансы", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.