|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Финансовые санкции за нецелевое использование бюджетных средств ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 6)
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 6
ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Одним из принципов бюджетной системы России является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей этих средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности и направлению на цели, не обозначенные при выделении бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. Четкого определения понятия "нецелевое использование бюджетных средств" бюджетное законодательство не содержит. Поэтому приходится довольствоваться косвенным определением ст. 289 БК РФ: "Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации". Отметим, что в настоящее время ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации по административным правонарушениям. Согласно этой статье использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 4 до 5 тыс. руб.); на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ (от 40 до 50 тыс. руб.). Нарушение бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств влечет применение мер принуждения. Одним из видов таких мер является применение блокировки расходов.
Блокировка расходов - это возможное уменьшение объема финансирования федеральных бюджетных средств главному распорядителю за нецелевое использование, допущенное получателем этих средств. Блокировка расходов осуществляется при применении финансовых санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета путем уменьшения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) главному распорядителю. Сокращение лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель) производится Минфином России. Сокращение ЛБО производится в случае фактов нецелевого использования средств федерального бюджета подведомственными главному распорядителю учреждениями, установленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора), ее территориальными органами и (или) Счетной палатой Российской Федерации. То есть если бюджетным учреждением допущено нецелевое использование, зафиксированное актом ревизии Росфиннадзора или Счетной палаты РФ, то уменьшение лимитов производится вышестоящей организации, которой это бюджетное учреждение подчиняется. Например, при зафиксированном и неоспариваемом нецелевом использовании средств федерального бюджета федеральным медицинским центром уменьшение ЛБО осуществляется Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию. А при зафиксированном в акте ревизии нецелевом использовании средств федерального бюджета областной больницей Энской области уменьшение ЛБО осуществляется Росздраву, в зависимости от того, кто является главным распорядителем средств федерального бюджета, получаемого областным учреждением. С 2005 г. действует новый порядок применения финансовых санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета, утвержденный Приказом Минфина России от 08.02.2005 N 16н "Порядок сокращения в 2005 году лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской федерации" (далее - Приказ N 16н). Этот порядок условно можно разбить на 9 этапов. 1. Счетная палата России или территориальный орган Росфиннадзора в результате ревизии бюджетного учреждения составляет и подписывает акт о нецелевом использовании средств федерального бюджета. 2. Росфиннадзор ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, оформляет и направляет в соответствующий департамент Минфина России (далее - курирующий департамент) сводное уведомление о подлежащих сокращению (восстановлению) лимитах бюджетных обязательств. Это сводное уведомление составлено по главному распорядителю и подведомственным ему получателям средств федерального бюджета с расшифровкой соответствующих сокращений (восстановлений) по ведомственной, функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов РФ. 3. Курирующий департамент в течение пяти рабочих дней с даты получения сводного уведомления дополняет его на суммы средств, израсходованных получателями средств федерального бюджета не по целевому назначению согласно имеющимся у него представлениям Счетной палаты России. По совокупности сводных уведомлений Росфиннадзора и представлений Счетной палаты РФ составляется справка. Эта справка без согласования с главным распорядителем направляется в Департамент бюджетной политики Минфина России в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде (далее - пакет документов). 4. Департамент бюджетной политики в рабочем порядке направляет в Федеральное казначейство указанный пакет документов для осуществления предварительной регистрации и сокращения лимитов бюджетных обязательств. Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней проверяет справку об уменьшении лимитов бюджетных обязательств на непревышение нераспределенных главным распорядителем остатков ЛБО. В случае полного распределения ЛБО текущего года по главному распорядителю Федеральное казначейство письменно сообщает Департаменту бюджетной политики Минфина России о невозможности их сокращения в текущем году. В этом случае курирующий департамент оформляет докладную записку на имя министра финансов РФ с предложением о проведении сокращения ЛБО по главному распорядителю в следующем финансовом году. Затем Департамент бюджетной политики в течение двух рабочих дней осуществляет контроль справок на соответствие вносимых изменений утвержденным ЛБО, визирует прошедшие контроль справки и вместе с докладной запиской передает министру финансов РФ, курирующему Департамент бюджетной политики. 5. министр финансов РФ принимает решение об изменении ЛБО (сокращении или восстановлении). 6. Департамент бюджетной политики Минфина России после получения на докладной записке разрешительной надписи министра финансов РФ на сокращение ЛБО главному распорядителю в течение двух рабочих дней производит регистрацию справок и передает пакет документов в курирующий департамент и в рабочем порядке - в Федеральное казначейство. 7. Курирующий департамент в течение трех рабочих дней оформляет в трех экземплярах извещение об уменьшении ЛБО (далее - извещение) и направляет: - первый экземпляр извещения вместе с копией справки - главному распорядителю; - второй - Росфиннадзору или Счетной палате РФ для учета; - третий экземпляр остается в курирующем департаменте для контроля. 8. Главный распорядитель сокращает ЛБО в течение 10 дней с даты получения извещения по организациям, находящимся в его ведении. 9. Изменение (сокращение или восстановление) и доведение измененных ЛБО главным распорядителям осуществляется Федеральным казначейством до 1 декабря 2005 г. на основании разрешений министра финансов РФ или по решениям судебных органов. Схематично этапы блокировки расходов изображены на рис. 1. Номер этапа соответствует номеру фигурной стрелки на рис. 1.
Рис. 1
————————————¬ | Министр | |финансов РФ| L————————————/¦\ --¬ ¦ ¦5¦ Докладная LT- записка Докладная -+¬ записка ¦4¦ ¦ L-- \¦/ ————————————————————————¬——¬пакет —————————————¬ | Департамент бюджетной ||6+—————>|Федеральное | |политики Минфина России|L—— |казначейство| L———————————————————————— L——————T——————/¦\ --¬ ¦ ¦ ¦6¦ ¦ Пакет LT- ¦ -+¬ Пакет ¦ ¦3¦ ¦ ¦ L-- \¦/ ¦ ———————————————————¬——¬уведомление ————————————¬ | |Счетная палата РФ,||2+———————————>|Курирующий | | | Росфиннадзор |L—— |департамент| | L———————T——————————— L———————————— | | ——¬ | | |7| | | LT— | | | | | | | | | | | Извещение | | | | | | | | \|/ | | ——————————————¬ —+¬ | | Главный | Изменение ЛБО |9| | |распорядитель|<——————————————————+——¦ L------------ ———— ¦ --¬ ¦ ¦8¦ ¦ LT- ¦ ¦ ¦ Сокращение ¦ ¦ ¦ \¦/ ¦ -----------¬ -+¬ Акт ревизии ¦Бюджетное ¦ ¦1+---------------->¦учреждение¦ L-- L--------- ———— Пример 1. В результате ревизии областной больницы Энской области за 2004 г. Росфиннадзором установлен в акте от 28.02.2005 факт нецелевого использования бюджетных средств в сумме 42 201 руб. Нецелевое использование бюджетных средств выразилось в том, что средства федерального бюджета, поступившие в 2004 г. по подстатье ЭКР 110310 "Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы" в сумме 42 201 руб., израсходованы на приобретение горюче-смазочных материалов по подстатье ЭКР 110340 "Оплата ГСМ". В соответствии с п. 2.2 Приказа N 16н коды бюджетной классификации России, по которым были установлены нарушения, должны быть соотнесены с бюджетной росписью федерального бюджета на текущий финансовый год. То есть коды ЭКР 2004 г. должны быть преобразованы в коды ЭКР 2005 г. И уведомление Росфиннадзора должно быть составлено по кодам ЭКР текущего, 2005 г. Подстатья 110310 "Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы" ЭКР 2004 г. соответствует в ЭКР 2005 г. подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", по которой составляется уведомление и далее будет производиться уменьшение ЛБО. При этом финансирование также приведено в соответствие с бюджетом 2005 г. - по разделу, подразделу 09,01 "Здравоохранение", целевой ст. 4700000 "Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части", виду расходов 457 "Централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования". Сокращение ЛБО по лицевому счету областной больницы Энской области осуществляется в течение 10 дней в случае получения Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию или Минфином извещения о сокращении ЛБО в соответствии с решением министра финансов Российской Федерации. Извещение может выглядеть следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Пример извещения на сокращение ЛБО
———————————¬ | Коды | +——————————+ ИЗВЕЩЕНИЕ Форма по ОКУД | 0501042 | ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ +——————————+ 325 | | ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (ЛБО) N ——— Номер | 325 | май +——————————+ за ——————————— 2005 г. Дата |23.05.2005| +——————————+ Структурное подразделение Минфина России ___ по КСП | | Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию +——————————+ Главный распорядитель ———————————————————————— по ППП | | +——————————+ Вид изменения сокращение, —восстановление— | | —————————————————————————————— | | (ненужное зачеркнуть) | | +——————————+ Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ | 384 | L——————————— ————T————————————————————————T———————————————————————T————————————————————————————T———————————————————T—————————————————T———————————————————T———————N ¦ Наименование субъекта ¦Перечень распорядителей¦ Код ¦Сумма, предлагаемая¦Сумма сокращенных¦Уведомления Росфин-¦Приме- п/п¦ Российской Федерации ¦ и получателей средств ¦ ¦к сокращению (вос- ¦(восстановленных)¦надзора о сокраще- ¦чание ¦ ¦ федерального бюджета, ¦ ¦становлению) ЛБО ¦ ЛБО <*> ¦нии (восстановле- ¦ ¦ ¦ допустивших нарушения ¦ ¦ ¦ ¦нии) ЛБО <**> ¦ +--------------T---------+------------T----------+------T-------T------T------+ ¦ +----------T--------+ ¦ наименование ¦код по КС¦наименование¦ код по ¦по ФКР¦по КЦСР¦по КВР¦по ЭКР¦ ¦ ¦ номер ¦ дата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РПБС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————+——————————————+—————————+————————————+——————————+——————+———————+——————+——————+———————————————————+—————————————————+——————————+————————+———————1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ————+——————————————+—————————+————————————+——————————+——————+———————+——————+——————+———————————————————+—————————————————+——————————+————————+———————1 ¦Энская область¦ ¦Федеральное ¦ ¦ 0901 ¦4700000¦ 457 ¦ 340 ¦ 42 ¦ 42 ¦ 12 ¦14.03. ¦ ¦ ¦ ¦агентство по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦здравоохра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нению и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Линейная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦больница ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Энского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————+——————————————+—————————+————————————+——————————+——————+———————+——————+——————+———————————————————+—————————————————+——————————+————————+———————Иванов М.И. Директор департамента ______________ ----------------------- ———— (подпись) (расшифровка подписи) Петров И.Н. 246-05-22 Исполнитель __________________ ______________ ----------------- ------------- ———— (должность) (подпись) (расшифровка (телефон) подписи) 23 мая "--" ---------- 2005 г.
————————————————————————————————<*> Указывается сумма, принимаемая в соответствии с решением министра финансов Российской Федерации о сокращении (восстановлении) ЛБО. <**> При восстановлении следует указывать номер и дату ранее оформленного соответствующего уведомления о подлежащих изменению ЛБО, на основании которого было произведено сокращение ЛБО.
Что касается нецелевого использования средств бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов, то руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют также право на основании п. 2 ст. 284.1 БК РФ списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. На основании п. 3 ст. 284 БК РФ, руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях в порядке, установленном Постановлением Правительством РФ от 05.06.2003 N 328, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.
Т.В.Антипова К. э. н., советник госслужбы 2-го класса Подписано в печать 08.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |