|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Практика перехода на бюджетный учет ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 6)
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 6
ПРАКТИКА ПЕРЕХОДА НА БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ
Для перехода на новый План счетов в соответствии с Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н следует провести ряд организационно-технических мероприятий, в частности: - издать приказ о переходе на бюджетный учет; - утвердить рабочий план счетов; - разработать таблицу переноса сальдовых остатков по состоянию на 1 января 2005 г. и оборотов на реальную дату перехода на новый План счетов; - разработать учетную политику по ведению бюджетного учета в 2005 г.; - разработать схемы типовых операций по блокам ведения учета.
Подготовительный этап
При подготовке проекта приказа необходимо учитывать материально-техническое оснащение бухгалтерии и выбор программного обеспечения. Если бухгалтерия технически не оснащена компьютерами и не выбрана программа, в которой должен вестись учет, то вначале требуется организационно-техническая подготовка и приказ будет направлен именно на техническое оснащение, выбор программы и обучение кадров. В этом случае руководитель должен обеспечить непрерывность бухгалтерского учета в старом Плане счетов и подготовку отчетности по сопоставимости счетов, ведь никто не изменит срок по отчетности. Некоторые вышестоящие организации в приказном порядке "заставили" свои подведомственные учреждения составить отчетность за 6 месяцев в новом Плане счетов. Может, это и разумно, поскольку такие жесткие рамки приведут к дисциплине: если не начато внедрение новой Инструкции, то каждый призадумается и для того, чтобы составить отчет по новой форме, станет изучать новые правила ведения учета по Инструкции от 26.08.2004 N 70н.
Как составить приказ о переходе на новый План счетов?
В целях оказания помощи приводим некоторые образцы.
Образец приказа N 1
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Федеральное агентство | | по здравоохранению и социальному развитию | | Клиническая больница г. Москвы | | | | Приказ | | | | г. Москва | | N 4530 01.11.2005 | | | | о мерах по организационно—технической подготовке | | к переходу на новую Инструкцию | | | | В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету,| |утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, | | | | Приказываю: | | | | 1. Главному бухгалтеру А.П. Ивановой и руководителям| |структурных подразделений на правах филиалов и представительств:| | — обеспечить переход к применению Инструкции по бюджетному| |учету с 1 января 2005 г.; | | — считать датой перехода на новый План счетов бюджетного| |учета 1 января 2005 г. и обеспечить непрерывность учета| |независимо от того, когда будет осуществлен полный переход на| |новую Инструкцию; | | — разработать мероприятия по переходу к применению| |Инструкции по бюджетному учету, подобрать программное| |обеспечение и направить на обучение сотрудников бухгалтерии. | | 2. Зам. главного врача по экономическим вопросам Б.Д. Петрик| |обеспечить бухгалтерию необходимой компьютерной техникой. | | | |Главный врач Н.Г. Петров| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Образец приказа N 2
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Федеральное агентство | | по здравоохранению и социальному развитию | | Клиническая больница г. Москвы | | | | Приказ | | | | г. Москва | | N 45 15.03.2005 | | | | О переходе на бюджетный учет | | | | В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету,| |утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, и| |Методическими указаниями по внедрению Инструкции бюджетного| |учета от 24.02.2005 N 26н | | | | Приказываю: | | | | 1. Главному бухгалтеру А.П. Ивановой и руководителям| |структурных подразделений на правах филиалов и представительств:| | — обеспечить переход к применению Инструкции по бюджетному| |учету до 1 октября 2005 г.; | | — считать датой перехода на новый План счетов бюджетного| |учета 1 января 2005 г.; | | — разработать мероприятия по переходу к применению| |Инструкции по бюджетному учету, установить сроки завершения| |мероприятий и назначить ответственных. | | 2. Главному бухгалтеру А.П. Ивановой организовать проведение| |семинара—совещания с главными бухгалтерами структурных| |подразделений по разъяснению методики перехода на новый план| |счетов бюджетного учета и составлению отчетности на 1 июля| |2005 г. | | 3. Направить главных бухгалтеров (зам. главных бухгалтеров)| |и бухгалтеров по утвержденному графику на обучение в МГИУ (тел.| |(095) 236—33—89), а затем провести внутреннюю аттестацию. | | 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на| |зам. главного врача И.С. Зайцева. | | | |Главный врач Н.Г. Петров| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Обеспечить непрерывность учета
- Соответствие старых счетов Инструкции N 107н новым счетам Инструкции N 70н. - Закрытие счетов, которые не отвечают требованиям новой Инструкции. - Адаптация счетов для отражения операций с целью наименьших потерь при переходе на новый План счетов. - Сохранение преемственности нового и старого Планов счетов и внедрение новых принципов и новой методологии учета. - К каждому счету обеспечить ведение аналитического учета по кодам бюджетной классификации доходов и расходов. - Соблюдение непрерывности учета при переходе на новый План счетов. (По вашим просьбам уточняем таблицу переноса сальдо по соответствию счетов на 01.01.2005, и помните, что сальдо и обороты надо перенести с учетом Методических рекомендаций Минфина России от 24.02.2005 N 26н.)
Учесть особенности переноса некоторых счетов и оборотов
——————————————T—————————————————————————————————————T————————————¬ | N 107н счета| Наименование счета по N 70н | N 70н счета| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ | 1 | 2 | 3 | +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |200, 201, 221|Расходы учреждения с 01.01.2005 | 1 40101 200| | |Сальдо на 01.01.2005 | 1 40103 000| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |225, 228 |Расходы за счет целевых средств | 3 40101 200| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |210, 220 |Сальдо на 01.01.2005 и обороты | 2 10604 000| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |223 |Расходы за счет прошлых отчетных | 2 40101 200| | |периодов | | | |Сальдо на 01.01.2005 | 2 40103 000| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |228 |Расходы учреждения | 3 40101 200| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |240, 241 |Сальдо перенести на 01.01.2005 | 2 40103 000| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |250, 251, 260|Сальдо перенести на 01.01.2005 | 0 40103 000| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |280 |В части отгруженной продукции, оплата| 2 40103 000| | |за которую не произведена <*> |<*> | +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |Смотри |В части выполненных, но не оплаченных| 2 40103 000| |комментарий |работ, услуг <*> |<*> | +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |401 |Доходы будущих периодов | 2 40104 130| | |В части авансов |—2 10604 000| +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |401 |В части выполненных работ, оказанных | 2 40103 000| | |услуг, оплата за которые | | | |не произведена заказчиками <*> | | +—————————————+—————————————————————————————————————+————————————+ |410 |Финансовый результат прошлых отчетных| 2 40103 000| | |периодов | 1,3 | L—————————————+—————————————————————————————————————+————————————— ————————————————————————————————<*> сноска на с. _____
Комментарий: Вы часто задаете вопрос. Работаем по старому Плану счетов, какой счет применять по расчетам платежей из бюджета, аналог в новом Плане счетов 1 30405 000? По мнению автора, разницы нет - счет 091 или счет 140, главное, смысл применения этого счета. Больше подходит 140, поскольку он кредитовый и будет постепенно увеличиваться на сумму кассовых расходов по исполнению бюджета. А при переходе на новый План счетов вы перенесете обороты по кодам бюджетной классификации расходов с кредита 140 в кредит 1 30405 000 с расшифровкой: 1 30405 211, 1 30405 213, 1 30405 221, 1 30405 223, 1 30405 224, 1 30405 225, 1 33405 226 и т.д.
Вопрос о применении счетов 0 20101 510 и 0 20101 610
Местные бюджеты финансируют учреждения путем зачисления средств (в соответствии с лимитами бюджетных обязательств) на счета, не через органы осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, то есть через банковские счета. Бюджетные средства учитываются на дебете счета 1 20101 510 "Поступления денежных средств на банковские счета" (учет ведется за балансом по счету 17 по кодам ЭКР) в корреспонденции с кредитом счета 1 30404 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств". Расходование средств отражается по дебету разных счетов и кредиту 1 20101 610 - выбытия с банковского счета (учет ведется за балансом по счету 18 по кодам ЭКР).
Переход с метода "по оплате" на метод начисления
Этот важный вопрос не нашел отражения в Методических указаниях по внедрению Инструкции по бюджетному учету. Может, законодатели не увидели проблемы, но поскольку доходы остались открытыми на кредите субсчета 401, а расходы остались на дебете субсчета 280, следует проанализировать, что это за суммы остались. В медицине это, вероятно, долг за страховыми компаниями за оказанные услуги. Мы берем данные по добровольному медицинскому страхованию, и, поскольку это облагаемые доходы в целях налогообложения (смотря какую политику применяло учреждение - по кассовому методу или "по оплате"), следует про этот "зависший доход" помнить и отразить правильно в налоговом учете. А что касается отражения в бюджетном учете в межотчетный период, надо было бы отразить доходы и расходы на счете "Финансовый результат прошлых отчетных периодов", но законодатели об этом забыли написать. И бухгалтерам надо будет править записи: отразить доходы и расходы прошлых отчетных периодов уже в текущем году, а использовать счет 2 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" в течение текущего года нельзя, значит, доходы будете закрывать в дебет счета 2 40104 000 "Доходы будущих периодов" с кредита счета текущих финансовых результатов 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" и расходы - в дебет счета 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" с кредита счета 2 10604 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".
Что могло остаться на счете 280 "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги"?
Расходы за выполненные работы и оказанные услуги или отгруженную продукцию на счете числятся по фактической стоимости. Сальдо на счет готовой продукции перенести нельзя, поскольку ее просто нет в наличии, есть только данные о фактически произведенных расходах на ее изготовление, продукция передана заказчику, но он оплату не произвел. Остаток дебиторской задолженности остался на дебете субсчета 153 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги". А расходы за отгруженную продукцию не списаны на финансовый результат, и доход не отражен в доходах отчетного периода, поскольку за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги оплата не произведена, поэтому на кредите субсчета 401 "Доходы будущих периодов" числится также сальдо. Поэтому, если не перенесли сальдо 280 и 401 в части выполненных работ, оказанных услуг, оплата за которые не произведена на счет 2 40103 000, следует сальдо отразить по счету 280 на счет 2 10604 000, по счету 401 на счет 2 40104 000, а затем в 2005 г. отразить в доходах и расходах текущего года.
Как правильно перенести остатки и обороты по приобретению основных средств?
Допустим, что бюджетное учреждение еще не перешло на новую Инструкцию от 26.08.2004 N 70н по ведению бюджетного учета. Работая по Инструкции N 107н, бюджетники продолжают применять методологию этой Инструкции, поскольку никакого регламентирующего документа от Минфина России так и не появилось. Мы напомним, что при приобретении основных средств одновременно с оприходованием средств производится вторая запись на отнесение всей стоимости основных средств в расходы. Например, приобрели в январе 2005 г. компьютер за счет бюджетных средств за 24 000 руб. с учетом НДС. В бухгалтерском учете произведены записи по 107н, а рядом мы даем соответствие новому счету, если все так записать, то методика новой Инструкции будет внедрена:
————————————————————————————T—————————————————T——————————————————¬ | Наименование операции | Запись в учете | Соответствие | | | по N 107н | новому Плану | | | | счетов | +———————————————————————————+—————————————————+——————————————————+ |Оприходовано на склад |Дебет 013 |Дебет 1 10104 310 | |по накладной от 11.01.2005 |Кредит 178 |Кредит 1 30217 730| |N 1 | | | |24 000 руб. | | | +———————————————————————————+—————————————————+——————————————————+ |Одновременно отнесено |Дебет 200 |Дебет 1 10601 310 | |в расходы по приобретению |Кредит 250 |Кредит 1 10601 410| |основных средств | | | |24 000 руб. | | | +———————————————————————————+—————————————————+——————————————————+ |Оплачено 24 000 руб. |Дебет 178 |Дебет 1 30217 830 | |по накладной от 11.01.2005 |Кредит 140 (091) |Кредит 1 30405 310| |N 1 и счету—фактуре | | | +———————————————————————————+—————————————————+——————————————————+ |Оплачено по акту |Дебет 178 |Дебет 1 30203 830 | |за доставку компьютера |Кредит 140 (091) |Кредит 1 30405 222| |1200 руб. | | | +———————————————————————————+—————————————————+——————————————————+ |Отнесена на увеличение |Дебет 013 |Дебет 1 10104 310 | |стоимости компьютера |Кредит 178 |Кредит 1 30203 730| |стоимость доставки | | | |1200 руб. | | | +———————————————————————————+—————————————————+——————————————————+ |Одновременно отнесено |Дебет 200 |Дебет 1 10601 310 | |в расходы по приобретению |Кредит 250 |Кредит 1 10601 410| |основных средств | | | |1200 руб. | | | L———————————————————————————+—————————————————+——————————————————— Применение счета 400
С января 2005 г. применяется метод начисления. Старый счет 400 "Доходы отчетного периода" применять следует с учетом принципа начисления, минуя счет 401 "Доходы будущих периодов".
Применение счетов 240, 241
С 1 января 2005 г. по методике новых правил счета 240, 241 не применяются и ежеквартально реформация баланса не производится. В любом месяце до реальной даты перехода на новый План счетов бухгалтеру рекомендуется сторнировать произведенные записи по формированию средств из прибыли: Дебет 410 Кредит 173 "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль" - начислен налог на прибыль Дебет 410 Кредит 240 "Средства на материальное поощрение и социальные выплаты" Дебет 410 Кредит 241 "Средства на развитие материально-технической базы"
Применение счетов 250, 251, 260
По новой методике счета 250 "Фонд в основных средствах", 251 "Фонд в нематериальных активах", 260 "Фонд в малоценных предметах" не должны применяться, поскольку уточнены правила отнесения к основным средствам и к нематериальным активам. Малоценные предметы переносятся в состав нефинансовых активов либо к группам основных средств, либо к материальным запасам, а также вместо износа начисляется амортизация.
Примечание. При переносе остатков и оборотов применяются Методические указания по внедрению Инструкции по бюджетному учету от 24.02.2005 N 26н. Таблица соответствия с учетом нестандартных ситуаций и особенностей приведена в статье Л.П. Воробьевой "Принципы и методы перехода на бюджетный учет" - журнал "Советник бухгалтера в социальной сфере" N N 7-8 (2005).
Л.П.Воробьева К. э. н., директор Государственного научно-методического центра бухгалтерского учета и аудита, главный редактор издательства "Советник бухгалтера" Подписано в печать 08.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |