![]() |
| ![]() |
|
Статья: Максимум документов - максимум расходов ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 28)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 28
МАКСИМУМ ДОКУМЕНТОВ - МАКСИМУМ РАСХОДОВ
Полагаю, что статья "Услуги под ударом" пригодилась многим читателям "УНП". Действительно, на практике налоговики то и дело пытаются исключить из расходов стоимость консультационных услуг, маркетинговых исследований. Как их подтвердить, чтобы избежать споров с налоговыми органами, автор статьи очень подробно рассказал. Я хочу продолжить эту тему и показать, каким образом можно отстоять и другие сомнительные, по мнению чиновников, сделки.
"Проблемные" услуги
При проверке налоговики обращают особо пристальное внимание на такие расходы, как затраты на повышение квалификации сотрудников и даже на сервисное сопровождение программного продукта. Целесообразность этих затрат придется подтверждать дополнительно. Действительно, иногда бывает трудно объяснить производственный характер расходов по повышению квалификации сотрудника, который только что принят на работу и проходит испытательный срок. Или же когда сотрудник среднего звена получил аттестацию на руководство ответственными видами работ, к примеру, в строительстве. На такие "мелочи" стоит обращать внимание, потому что налоговики-то их уж точно не пропустят. По поводу вновь принятого сотрудника можно сослаться на корпоративную программу поддержки молодых специалистов. А обучая работников среднего звена, объяснить, что исполняемая ими работа требует теоретических знаний. Также можно избежать неприятностей, связанных с оказанием услуг по сервисному обслуживанию компьютерных программ или услуг по профилактическому обслуживанию оргтехники. На что здесь надо обратить внимание. Во-первых, если техника новая, ремонт и профилактическое обслуживание необходимо проходить в гарантийных мастерских или же в сервисных центрах. Акт выполненных работ (оказанных услуг) от неспециализированных компаний не послужит оправданием ни при каких условиях.
Во-вторых, договор на обслуживание не должен быть типовой "рыбой", заполненной "под вас" (а так чаще всего и бывает). Необходимо прописать модель ПК, который обслуживают, регистрационный номер программного обеспечения и даже фамилию бухгалтера или менеджера, которому устанавливают обновление. И наконец, желательно вести график проведенных обновлений программы. Его всегда можно будет сопоставить с "всплесками" изменений в учете. Так, например, было в начале года, когда менялись бланки отчетности.
Не скупитесь на бумагу
На мой взгляд, у организации должны быть идеально оформлены не только первичные документы, подтверждающие понесенные расходы. Стоит обратить особое внимание на локальные документы организации (всевозможные приказы, распоряжения, докладные записки сотрудников). Иногда они играют решающую роль в споре с налоговыми инспекторами. Не нужно забывать, что действие предпринимают на основании решения. Поэтому любое решение обязательно нужно запротоколировать (на собрании), завизировать (заявление), поставить на нем резолюцию (докладная). Каждый такой штрих может существенно облегчить вашу жизнь и повлиять на мнение налоговиков. Чаще всего представленные вами документы, приложения и пояснения к ним развеивают сомнения налоговиков.
А исполнитель кто?
Итак, со своей стороны мы себя подстраховали основательно. И необходимость в услугах обозначили, и их производственный характер подтвердили. Но нелишне будет обратить внимание и на квалификацию исполнителя. Проверьте, имеется ли у учебного заведения лицензия, а у обучающего центра - аттестация. Ведь оказывать подобные услуги могут лишь те организации, чьи специалисты обладают достаточной квалификацией. Различные экспертные оценки также должны проводиться специалистами, чья квалификация подтверждена соответствующим образом. А когда ремонтируют точное оборудование, измерительные приборы, исполнитель должен представить заказчику сертификат тарирования. Ведь такие работы могут выполнять предприятия, оснащенные специальной техникой по установленным стандартам. Организация, которая пользуется услугами сомнительных "настройщиков", наверняка вызовет подозрение налоговиков. Отдельно стоит остановиться на оформлении договоров. Часто бухгалтеры пренебрегают указанием всех реквизитов исполнителя. Упрощение оформления - лишний повод заподозрить вас в привлечении к работам "мертвых душ". Приложенные копии паспорта физического лица, свидетельств ИНН и Пенсионного фонда только придадут значимость этой сделке. Наличие дополнительных подтверждающих документов никогда не окажется лишним для организации. В этом случае фирма в большей степени обезопасит себя от возможных претензий со стороны налоговых органов. А в состав расходов можно будет включить максимум понесенных затрат.
И.Ф.Боргардт Аудитор Подписано в печать 05.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |