Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Приемка товаров по количеству и качеству (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 31)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 31

ПРИЕМКА ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ

Комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций в магазине является завершающей стадией всего процесса товародвижения. Работники торговли должны постоянно изучать потребительский спрос, который служит основанием для составления заявок на поставку товара. Наряду с этим они обязаны осуществлять квалифицированную приемку поступивших товаров. Правильная организация приемки товаров по количеству и качеству оказывает непосредственное влияние на уровень обслуживания покупателей.

В соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.

Организация приемки товаров по количеству

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержек приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 248 "О взыскании ущерба, причиненного лицами, виновными в хищении и недостаче продовольственных и промышленных товаров". Материально ответственные лица осуществляют приемку, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей. Они несут полную материальную ответственность за вверенные им ценности на основании заключенных договоров.

Согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденным Письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации), оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Поступившие товары оформляются путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной либо простой накладной.

Приемка товаров по количеству должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6 (с изм. и доп.). Приемка считается произведенной своевременно, если проверка количества продукции окончена в установленные в договоре сроки. Необходима сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями товарно-транспортных накладных по форме ТОРГ-12 и других сопроводительных документов. В отсутствие сопроводительных документов необходимо составить акт в произвольной форме с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принять на ответственное хранение. Оформленные приемные документы являются основанием для расчетов с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров на предприятиях (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Согласно Методическим рекомендациям в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик, выписывается счет-фактура по формам 868, 868а. Для целей правильного исчисления и зачета НДС наряду с выпиской данных счетов продавец обязан выписывать также счет-фактуру по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (с изм. и доп.).

Кроме документов о передаче товара, перечисленных выше, поставщик (если таковые имеются в наличии) обязан предоставить и другие документы, имеющие отношение к товару: паспорта качества, сертификаты соответствия и пр.

Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе.

Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней. А скоропортящиеся товары - не позднее 24 ч с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера и других отдаленных областей установлены более продолжительные сроки приемки. Так, приемка промышленных товаров производится не позднее 60 дней, продовольственных - 40 дней, а скоропортящихся - не позднее 48 ч после поступления. Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.

Результаты проверки необходимо оформить актами по форме ТОРГ-6. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров - немедленно после освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В документе о результатах проверки необходимо указать также массу нетто товаров. Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными обязательствами договора. Если в процессе приемки выявлена недостача, следует приостановить процесс с целью обеспечения сохранности товаров. О выявленном недостатке составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упаковку.

По результатам окончательной приемки товаров составляют акт по форме ТОРГ-2, в котором указывают количество недостающих товаров, их стоимость. Необходимо также привести сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке. К нему прилагаются копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров. Если при приеме товаров выявлены излишки, то об этом также составляется акт. Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в сроки, определенные договором.

Пример. ОАО "Вариант" перечислило аванс под поставку 20 мешков пшеничной муки общей стоимостью 41 300 руб. (в том числе НДС - 6300 руб.). Поставщик доставил товар в указанные в договоре сроки. При получении товара была выявлена недостача в количестве 2 мешков пшеничной муки.

Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51 "Расчетный счет" - 41 300 руб. - перечислена предоплата поставщику;

Д-т 41 "Товары", К-т 60, субсчет "Поставщики товара" - 37 170 руб. - оприходован поступивший товар;

Д-т 19, субсчет "НДС по приобретенным материально-производственным запасам", К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 5670 руб. - отражена сумма НДС по фактически поступившему товару;

Д-т 60, субсчет "Поставщики товара", К-т 60, субсчет "Авансы выданные" - 37 170 руб. - произведен зачет предоплаты в счет погашения задолженности за поступивший товар с учетом НДС;

Д-т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К-т 60, субсчет "Авансы выданные" - 430 руб. - предъявлена претензия поставщику за недостачу товара по ценам с учетом НДС.

На сумму аванса по выбору получателя товара можно потребовать:

вернуть денежные средства на расчетный счет;

довезти недостающий товар;

зачесть в счет будущих поставок.

Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в нарушенной таре, - представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего отправителя вызывается в случаях, предусмотренных в основных и особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре. В этих случаях иногородний отправитель обязан не позднее следующего дня после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного срока для явки представителя отправителя.

Представитель одногороднего отправителя обязан явиться не позднее следующего дня после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя должен явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен в основных и особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре.

Представитель отправителя должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у получателя.

Отправитель может уполномочить на участие в приемке продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, направлявшим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.

Уведомление о вызове представителя отправителя должно быть направлено ему по телеграфу или по телефону не позднее 24 ч, а в отношении скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.

В уведомлении должны быть указаны:

наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;

количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача, недостача в поврежденной таре и т.п.);

состояние пломб;

стоимость недостающей продукции;

время, на которое назначена приемка продукции по количеству.

При отправке покупателем продукции без вскрытия тары или упаковки первоначального отправителя с последнего не снимается ответственность за недостачу продукции, если недостача образовалась не по вине покупателя, переотправившего продукцию.

Покупатель, отгрузивший продукцию без вскрытия тары первоначального отправителя, при отказе в удовлетворении претензии, предъявленной в связи с недостачей продукции, кроме мотивов отказа должен сообщить дату получения им этой продукции, а также дату и номер счета отправителя.

Если по действующему законодательству имеются основания для возложения ответственности за недостачу груза на органы транспорта, получатель обязан в установленном порядке предъявить претензию соответствующему органу транспорта.

При поступлении товаров в почтовой посылке заведующий магазином должен в момент ее приема проверить правильность веса, исправность тары, состояние печатей, пломб и страховой перевязки. При расхождении массы, недостаче или порче товаров следует потребовать от почтового отделения документ по установленной форме. О выявленном недостатке товаров, прибывших в нарушенной упаковке, претензия заявляется почтовому отделению по месту получения посылки.

(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 32)

О.Глушецкая

ЗАО "Аудиторская фирма

"Критерий-Аудит"

Подписано в печать

03.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Получение стандартных налоговых вычетов в случае выхода на работу в середине года ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 31) >
Статья: <Документы для бухгалтера от 03.08.2005> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 31)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.