|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Какие санкции предусмотрены за непредставление в срок сведений для ведения индивидуального учета? ("Финансовая газета", 2005, N 31)
"Финансовая газета", 2005, N 31
Вопрос: Какие санкции предусмотрены за непредставление в срок сведений для ведения индивидуального учета?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 14, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (с изм. на 28.12.2004) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2002) страхователи обязаны представлять в ПФР сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в ред. от 31.12.2002). Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке. В случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, то применяются указанные выше финансовые санкции. Размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения. Однако одновременно ст. 27 Закона N 167-ФЗ за то же нарушение установлен штраф в размере 1000 руб. Какую из двух норм применить, может определить только суд. Судебные инстанции по данному вопросу принимали как сторону органов ПФР (см. Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2003 по делу N Ф09-3601/03-АК), так и сторону налогоплательщика (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.12.2002 по делу N Ф03-А16/02-2/2685, Уральского округа от 07.04.2003 по делу N Ф09-908/03АК). ПФР также разъясняет, что при непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений территориальным органам ПФР следует применять ответственность, предусмотренную абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (Письмо ПФР от 05.08.2003 N КА-09-25/8276 "О применении норм по взысканию штрафных санкций"). С 1 июля 2002 г. вступил в силу КоАП РФ, согласно ст. 1.1 которого законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, с даты вступления в силу КоАП РФ нормы законов Российской Федерации, устанавливающие административную ответственность, не действуют. В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ. Как видно, на основании данной нормы к ответственности не может быть привлечена организация. По нашему мнению, указанная ответственность не может быть применена и к должностным лицам, поскольку срок представления сведений установлен не законодательством о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ). КоАП РФ также предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ). Однако ПФР не является государственным органом согласно п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 Постановления от 27.01.2003 N 2 (с изм. и доп. от 02.06.2004) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ, подлежат применению после 30 июня 2002 г. в части, не противоречащей КоАП РФ. Решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 1 июля 2002 г., не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 Постановления N 2). Однако довод об административной природе указанной ответственности и неправомерности взыскания штрафа на основании законов, а не КоАП РФ не был поддержан в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2003 по делу N Ф08-1854/2003-702А (применена ответственность, установленная Законом N 167-ФЗ), а также в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2003 по делу N Ф04/5233-918/А75-2003 и от 28.07.2003 по делу N Ф04/3629-565/А75-2003 (применена ответственность, предусмотренная Законом N 27-ФЗ), от 20.08.2003 по делу N Ф04/4288-666/А75-2003.
С.Ефремова АКГ "Баланс Плюс" Подписано в печать 03.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |