Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Добровольная ликвидация организации: право, учет, налоги (Начало) ("Финансовая газета", 2005, N 31)



"Финансовая газета", 2005, N 31

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

ПРАВО, УЧЕТ, НАЛОГИ

Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация бывает как добровольной, так и принудительной. Главная ошибка, которую допускают организации различных организационно-правовых форм, это прекращение ведения финансово-хозяйственной деятельности без принятия решения о ликвидации и проведения необходимых юридических процедур.

Организация может прекратить начислять и выплачивать заработную плату, не производить никаких операций по счетам в банке, не сдавать налоговую, статистическую отчетность в различные фонды. Но с юридической точки зрения с организации существующих обязательств, например по сдаче отчетности, никто не снимает. Вот почему важно правильно провести процесс добровольной ликвидации организации.

Основными нормативными документами, устанавливающими порядок добровольной ликвидации юридических лиц, являются:

ГК РФ, ст. ст. 61 - 64;

НК РФ;

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 21;

Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве";

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 57;

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", гл. VII;

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Согласно ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Процесс принятия решения

В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Порядок принятия такого решения должен быть установлен уставом организации. Стандартная повестка дня общего собрания акционеров (участников общества) следующая:

вынесение решения общего собрания акционеров о ликвидации организации;

назначение ликвидационной комиссии;

утверждение порядка и сроков ликвидации;

вопрос о направлении письменного сообщения о ликвидации в регистрирующие органы.

В случае принятия положительного решения общее собрание назначает членов ликвидационной комиссии. Состав ликвидационной комиссии должен быть согласован с органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Для этого необходимо сдать подлинник и заверенную копию протокола общего собрания учредителей (участников) о принятии решения о ликвидации общества, который должен содержать положения о порядке и сроках ликвидации юридического лица и составе ликвидационной комиссии и письменного уведомления органу, осуществившему государственную регистрацию юридического лица, о начале процедуры ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия

Ликвидационная комиссия должна разработать и на своем заседании утвердить план ликвидации общества. На основании данного плана в дальнейшем даются соответствующие распоряжения бухгалтерии, а также другим подразделениям компании.

В основные обязанности ликвидационной комиссии входят:

подготовка сведений о размерах и составе активов общества, подлежащих реализации, в частности их характеристика, состояние, степень ликвидности;

формирование сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества, остающегося после расчетов с кредиторами;

составление характеристики финансового состояния общества на момент ликвидации;

анализ кредиторской и дебиторской задолженности, подготовка решения по каждому долгу - признание или отклонение требований кредиторов и дебиторов с обоснованием принятого решения, выявление задолженности, подлежащей списанию как безнадежной;

определение порядка и разработка мероприятий по реализации имущества ликвидируемого общества;

установление порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной и той же очереди удовлетворения требований кредиторов;

определение порядка распределения между учредителями (участниками) общества денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

проведение инвентаризации имущества и обязательств организации (в соответствии с Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49);

уведомление работников организации о предстоящем прекращении трудовых отношений (согласно ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка);

сообщение в письменной форме о предстоящем расторжении трудовых договоров в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника (Закон N 1032-1);

закрытие обособленных подразделений и вывод из состава других юридических лиц (если есть);

подготовка и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса;

составление сообщения о закрытии счетов в банках в налоговые органы по месту учета (согласно п. 2 ст. 23 НК РФ в десятидневный срок);

подготовка документов для исключения общества из государственного реестра юридических лиц, снятия с учета во внебюджетных фондах, налоговой инспекции и т.п.;

размещение в органах печати сообщения о ликвидации организации и порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (не менее 2 месяцев с момента публикации).

Документы, представляемые в связи

с добровольной ликвидацией юридического лица

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в территориальных налоговых органах в отделах, осуществляющих регистрацию и учет налогоплательщиков.

Документы, которые необходимо представить при государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (согласно Закону N 129-ФЗ документы представляются в 3-дневный срок после принятия решения о ликвидации):

уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001;

уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002;

протокол собрания учредителей, принявших решение о ликвидации (решение единственного участника) или решение суда о ликвидации;

решение уполномоченного органа о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя;

доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности).

Все формы документов можно найти в Приложениях к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя либо нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки. Документы для представления в регистрирующий орган представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченным лицом (заявителем) могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена. Документы принимаются, и соответствующие сведения вносятся в книгу государственной регистрации (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"). Оба экземпляра расписки оформляются подписью и печатью уполномоченного на государственную регистрацию лица. Один экземпляр расписки подшивается в регистрационное дело, второй экземпляр выдается на руки либо на следующий день отправляется по почте по адресу, указанному в заявлении заявителем.

При получении уведомлений от юридического лица о принятии решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии инспектор вносит в книгу учета государственной регистрации юридических лиц соответствующую запись, а также делает отметку в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Важно, что с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

После составления промежуточного ликвидационного баланса учредитель (участник) или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, представляет:

уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003;

доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности);

промежуточный ликвидационный баланс.

После утверждения ликвидационного баланса заявитель - руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий - направляет в регистрационный орган:

заявление о государственной регистрации по форме Р16001 с подписью заявителя, заверенной нотариально. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины в размере 20% государственной пошлины;

два экземпляра расписки;

ликвидационный баланс.

В течение 5 рабочих дней осуществляется регистрация и подготавливается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ либо решение об отказе в государственной регистрации. Свидетельство либо решение выдается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи документов.

(Окончание см. "Финансовая газета", 2005, N 33)

Т.Шкарупета

Бухгалтер-эксперт

ООО "АЛРУД - бухгалтерские услуги"

Подписано в печать

03.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Статьей 306 НК РФ установлено, в частности, что иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта иностранная организация осуществляет деятельность через зависимого агента. Каковы критерии и характер такой деятельности, а также случаи, при которых такая деятельность рассматривается как постоянное представительство? ("Финансовая газета", 2005, N 31) >
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 106-ФЗ ("Финансовая газета", 2005, N 31)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.