Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Маркетинговые услуги: учет и налогообложение ("Финансовая газета", 2005, N 31)



"Финансовая газета", 2005, N 31

МАРКЕТИНГОВЫЕ УСЛУГИ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Под маркетингом понимается исследование рынка, которое производится с целью увеличения сбыта продукции. Кроме того, маркетинговые исследования могут проводиться, например, когда фирма приобретает основные средства или нематериальные активы. Цель маркетинга - создать условия для приспособления производства к требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, под кодом 7413 в связи с маркетингом упомянут такой вид экономической деятельности, как "исследование конъюнктуры рынка; деятельность по выявлению общественного мнения".

Исследование рынка включает, в частности, следующие процедуры:

определение размера и характера рынка, расчет реальной и потенциальной емкости рынка, анализ факторов, влияющих на развитие рынка, определение степени насыщенности рынка;

сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте;

исследование мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок, наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями;

анализ внешних факторов развития рынка.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 стоимость маркетинговых услуг относится к расходам по обычным видам деятельности, так как они связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Бухгалтерский учет расходов на маркетинговые услуги различается в зависимости от того, оказывались ли они собственной маркетинговой службой или с привлечением сторонней организации. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99). Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

В случае оказания маркетинговых услуг собственной маркетинговой службой в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дебет 26, 44, Кредит 70 - начислена заработная плата сотрудникам, занимающимся маркетинговыми исследованиями,

Дебет 26, 44, Кредит 69 - начислены ЕСН, взносы в ПФР и ФСС РФ на заработную плату сотрудников, занимающихся маркетинговыми исследованиями.

В случае оказания маркетинговых услуг сторонней организацией в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дебет 26, 44, Кредит 60 - отражены расходы на оплату маркетинговых услуг,

Дебет 19, Кредит 60 - отражена сумма НДС со стоимости маркетинговых услуг,

Дебет 60, Кредит 51 - перечислены денежные средства сторонней организации за маркетинговые услуги,

Дебет 68, Кредит 19 - принята к вычету сумма НДС по оказанным маркетинговым услугам,

Дебет 90, Кредит 26, 44 - списана стоимость маркетинговых услуг (в конце месяца).

Если изучение рынка носит долгосрочный характер, затраты на него подлежат признанию в качестве расходов будущих периодов и учету изначально по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" с последующим списанием на себестоимость продаж по мере использования результатов проведенных маркетинговых исследований в деятельности организации в соответствии с вариантом списания, принятым в учетной политике.

Если организация проводит маркетинговые исследования перед приобретением оборудования, то в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 маркетинговые расходы включаются в первоначальную стоимость оборудования в момент покупки. Также расходы на маркетинг увеличивают фактическую себестоимость приобретаемых сырья и материалов согласно п. 6 ПБУ 5/01.

В налоговом учете требование о включении маркетинговых расходов в первоначальную стоимость основных средств и материально-производственных запасов содержится в п. 2 ст. 254 и в п. 1 ст. 257 НК РФ.

Расходы на маркетинговые услуги, оказанные сторонними организациями, могут быть учтены при соблюдении определенных условий. Так, эти расходы должны быть произведены, обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Напомним, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, операции по оказанию маркетинговых услуг сторонними организациями должны быть оформлены документально в соответствии с действующим законодательством. Обязательно должны быть составлены договор в письменной форме, акт сдачи-приема оказанных услуг, счет-фактура, отчет об оказанных услугах. Все документы должны содержать обязательные реквизиты, указанные в Федеральном законе от 21.11.1995 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В связи с тем, что в ГК РФ и других нормативных правовых актах специальные нормы, регулирующие порядок заключения и оформления договора маркетинга, отсутствуют, принято считать, что такой договор следует рассматривать как один из видов договоров о возмездном оказании услуг, который регулируется гл. 39 ГК РФ. Поэтому, как и в любом другом договоре, в договоре маркетинга необходимо четко определить предмет договора, рамки услуг, цели, объект и методы исследования.

При учете расходов на маркетинг в целях налогообложения следует учитывать, что в соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), учитываются расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, учет расходов на текущее исследование конъюнктуры рынка в целях налогообложения возможен, если информация носит текущий характер и непосредственно связана с текущим производством и реализацией продукции (товаров). Получается, что расходы на маркетинговые исследования перспектив рынка или расходы на исследование новых рынков или товаров нельзя учесть в целях налогообложения на основании пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ. Поскольку перечень расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым при условии, что расходы на маркетинг соответствуют критериям, указанным в ст. 252 НК РФ, имеется возможность принять их для расчета налогооблагаемой базы в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 как "другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией".

В заключение отметим, что организациям, применяющим метод начисления, порядок определения даты признания расходов установлен ст. 272 НК РФ. Согласно пп. 3 п. 7 этой статьи датой признания прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за предоставленные ими услуги признается дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Организациям, применяющим кассовый метод, дата признания расходов определяется в соответствии со ст. 273 НК РФ. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на маркетинг являются косвенными расходами организации, при этом сумма маркетинговых расходов, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного периода (п. 2 ст. 318).

А.Хренова

ЗАО "Аудиторская фирма

"Критерий-Аудит"

Подписано в печать

03.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Между фирмой-арендатором и унитарным предприятием - балансодержателем заключен договор аренды федерального (муниципального) имущества. Является ли арендатор данного имущества налоговым агентом? ("Московский налоговый курьер", 2006, N 3) >
Вопрос: Статьей 306 НК РФ установлено, в частности, что иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта иностранная организация осуществляет деятельность через зависимого агента. Каковы критерии и характер такой деятельности, а также случаи, при которых такая деятельность рассматривается как постоянное представительство? ("Финансовая газета", 2005, N 31)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.