|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Реализация с одним неизвестным ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 27)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 27
РЕАЛИЗАЦИЯ С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ
СИТУАЦИЯ
При безвозмездной передаче товаров ст. 146 НК РФ требует заплатить НДС со стоимости бесплатно переданных товаров. А стоимость предписано рассчитывать исходя из цен, определяемых в "порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 Кодекса" (п. 2 ст. 154 НК РФ). Но в какой из многочисленных пунктов ст. 40 НК РФ надо заглянуть, законодатель не пояснил.
ТЕРМИН
На самом деле в ст. 40 НК РФ приведен далеко не один способ определения цены товара. Так, в соответствии с п. 1 этой статьи: "Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен".
Таким образом, предполагается, что добросовестный налогоплательщик при заключении сделок указывает цену, соответствующую рыночной. Поэтому при обычной продаже товаров для определения цены используется именно п. 1 ст. 40 Кодекса. То есть при расчете НДС берется цена, указанная в договоре. Но при безвозмездной реализации такой цены нет. А значит, п. 1 ст. 40 НК РФ в этом случае не работает. Следовательно, рыночную цену надо определять по другим правилам. Согласно п. 4 ст. 40 Кодекса рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Как видим, чтобы определить рыночную цену через стоимость схожих товаров, нужны сопоставимые рыночные условия. Но при безвозмездной реализации сопоставимыми условиями будет такая же безвозмездная передача товара. А значит, цена получится нулевой. Нельзя при бесплатной раздаче товаров применить и другой метод, упомянутый в ст. 40 НК РФ, - цены последующей реализации. Как видно из самого названия метода, он работает, только если известна цена, по которой в дальнейшем реализуется товар. Но этот метод можно применить, если приобретатель товара будет его перепродавать. Согласитесь, что обычно бесплатно товары передаются не для перепродажи. Поэтому фактически единственный способ определения цены, который можно применить при бесплатной реализации, - это затратный метод (абз. 2 п. 10 ст. 40 НК РФ), при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
РЕЗЮМЕ
Итак, при безвозмездной реализации стоимость товара можно определить затратным способом. То есть в базу по НДС попадет сумма, затраченная на приобретение или производство этой бесплатно розданной продукции. Аналогичность же порядка определения цены, о которой говорится в гл. 21 НК РФ, как раз и заключается в том, что последовательно применяются различные методы определения рыночной цены: - указанная в договоре; - определение цены по идентичным (однородным) товарам; - метод цены последующей реализации; - затратный метод.
Методы определения рыночной цены
———————————————————————————————————————¬ |Определение цены по идентичным товарам| L——————————————————T————————————————————\¦/ ———————————————————————————————————————¬ |Определение цены по однородным товарам| L——————————————————T————————————————————\¦/ ————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Методы цены последующей реализации | |—————————————————————¬ —————————————————¬ ————————¬ ————————¬| ||рыночная цена товара| = |цена последующей| — |затраты| — |обычная|| || (работы, услуги) | | реализации | | | |прибыль|| |L————————————————————— L————————————————— L———————— L————————| L—————————————————————————————————T——————————————————————————————————\¦/ ————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Затратный метод | |————————————————————¬ —————————————————————————¬ —————————————¬| || рыночная цена | = | прямые и косвенные | + | прибыль || || | | затраты | | || |L———————————————————— L————————————————————————— L—————————————| L———————————————————————————————————————————————————————————————————— Е.С.Кравченко Юрист Подписано в печать 29.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |