Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет и аудит по МСФО ("Аудит и налогообложение", 2005, N 8)



"Аудит и налогообложение", 2005, N 8

УЧЕТ И АУДИТ ПО МСФО

Особенности бухгалтерского учета

в кредитных организациях

Бухгалтерский учет в кредитных организациях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе этих организаций, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Бухгалтерский учет ведется банком непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и с учетом международной практики основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

- формирование полной, детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности

- руководителям, акционерам (участникам) организации, а также внешним пользователям

- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении кредитной организацией банковских и хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением активов и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов деятельности кредитной организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

- использование бухгалтерского учета и финансовой отчетности для принятия управленческих решений.

Учет в банках тесно связан с учетом в различных отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банками операции по кредитованию, расчетам и т.д. находят свое отражение в бухгалтерском учете банков, предприятий и других хозяйствующих субъектов. Банковские операции, отраженные в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах предприятий и организаций и показывают сумму полученных банковских кредитов. В то же время денежные средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и других счетах отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка - по пассиву.

Пользователями информации согласно международным стандартам могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, клиенты и органы власти, а также общественность в целом. Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете, могут иметь различные интересы (инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности своих фактических и планируемых инвестиций; кредиторы - в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены ссуды, предоставленные ими кредитной организации, и выплачены соответствующие проценты; органы власти - в информации для осуществления возложенных на них функций (распределение ресурсов, разработка и реализация общегосударственной политики, ведение статистического учета); общественность - в информации о роли и вкладе кредитной организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях).

Поскольку интересы пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме, а собираемая учетная информация предназначена для удовлетворения наиболее общих потребностей.

Что касается информации для внутренних пользователей, цель бухгалтерского учета в соответствии с МСФО состоит в формировании информации, полезной руководству кредитной организации для принятия управленческих решений.

При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению кредитной организации, результатам ее деятельности, изменениям в финансовом положении.

Порядок проведения аудита финансовой отчетности

Организация, проводящая аудит финансовой отчетности на предмет ее соответствия МСФО, должна иметь специалистов с дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских компаний. Такие дипломы должны быть у руководителя аудиторской компании, его заместителя и у двух-трех специалистов, отвечающих за управление рисками и качество подготовки аудиторского заключения. Кроме того, желательно, чтобы руководитель аудиторской компании и его заместитель одновременно являлись ее собственниками: предполагается, что тем самым они будут отвечать за подпись под заключением всем имуществом компании. Однако специалистов-аудиторов с международными дипломами в России очень мало, к тому же не все руководители компаний находят время на сдачу экзаменов и не все являются собственниками компании. Сегодня таким условиям соответствуют лишь аудиторские компании "большой четверки".

Трудности аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО, связаны с несовершенством нормативной базы. Министерство финансов РФ уже достаточно давно занимается разработкой нормативных документов, касающихся реформирования бухгалтерского учета и отчетности, но и у него порой возникают вопросы, связанные с несовершенством нормативной базы. Так, например, в тексте Федерального закона "О бухгалтерском учете" в п. 1 ст. 5 говорится, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Согласно п. 2 этой статьи органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления отчетности;

- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

- положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Поскольку данной статьей не установлено иное, есть основание полагать, что все органы, занимающиеся регулированием бухгалтерского учета, могут это делать только в том случае, если это право им предоставлено соответствующим федеральным законом.

Планирование, организация и проведение аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и соответствующим Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Основной целью аудита подготовленной в соответствии с российским законодательством бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности банка за год исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также представление детализированного отчета.

Аудиторский отчет представляется по результатам каждого этапа проверки, а по окончании проверки - аудиторское заключение по финансовой отчетности банка за год.

Состав и содержание аудиторского заключения должны соответствовать ст. 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках), изложенным в Федеральном правиле (стандарте) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Следует отметить, что годовое аудиторское заключение может быть выдано, а отчетность, предназначенная для публикации, подписана аудитором только после представления банком аудиторской фирме оригинала годовой бухгалтерской отчетности с отметкой Банка России в объеме, установленном соответствующими нормативными актами, и форм публикуемой отчетности, составленных банком в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Детализированный отчет, представляемый по результатам каждого этапа проверки, носит конфиденциальный характер и служит исключительно для того, чтобы привлечь внимание руководства банка к имеющимся недостаткам, а также указать способы их исправления. Составление такого отчета не является обязательным, а зависит исключительно от стиля работы аудиторской фирмы.

Все обнаруженные недостатки действующей системы внутреннего контроля, отклонения в учете и отчетности от установленного порядка и ошибки, влияющие на характер предполагаемого аудиторского заключения, могут сообщаться как в ходе проверки, так и по ее окончании, поскольку они включаются в содержание письменных отчетов.

На начальном этапе проверки аудиторы активно взаимодействуют с сотрудниками бухгалтерии и службы внутреннего контроля. Практические вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки, разрешаются совместно с руководством различных отделов, руководителем службы внутреннего контроля и главным бухгалтером. По окончании проверки аудиторское заключение обсуждается с руководством банка.

Грамотное проведение аудиторской проверки, надежность и полезность ее результатов зависят от помощи сотрудников банка и поддержки работы аудиторов. Аудиторы должны получить все необходимые документы и сведения, на которые можно опереться при подготовке заключения.

Аудиторы гарантируют безусловную конфиденциальность всей полученной в ходе проверки информации о банке, а также то, что она не будет использована ими или передана третьим лицам без предварительного письменного разрешения руководства проверяемого банка (исключение составляют случаи раскрытия конфиденциальности информации по решению суда или в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Стоимость оказываемых услуг, как правило, определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок задействованных специалистов в соответствии с уровнем квалификации последних.

Тарифы на оказание сопутствующих аудиту услуг зависят от объема и сложности решаемых задач и устанавливаются по согласованию сторон, характер и трудоемкость аудиторской проверки - от предварительной оценки применяемой банком системы внутреннего контроля и учета, обеспечивающей тот или иной уровень надежности финансовой информации, а также от масштабов и сложности деятельности банка.

Окончательная стоимость договора на оказание аудиторских услуг, а также сроки проведения аудиторской проверки согласуются в ходе переговоров.

Основной целью аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, является формирование заключения об адекватности отражения в данной отчетности во всех существенных отношениях финансового состояния банка за год, результатов его операционной деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Аудит финансовой отчетности по МСФО проводится в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита в отношении объема аудиторских процедур, видов тестов и формата аудиторского заключения.

По результатам аудита банк должен получить следующие документы:

- аудиторское заключение за год;

- письмо по вопросам управления.

На данный момент, когда учет ведется еще и в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету, согласно требованиям Банка России при составлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО российская финансовая отчетность используется в качестве базовой. Для приведения ее в соответствие с МСФО необходимо провести ряд трансформационных процедур.

Таким образом, аудиторы могут одновременно предоставлять следующий комплекс услуг:

- аудит бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с российским законодательством;

- аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;

- консалтинговые услуги по подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

А.Суворов

К. э. н.,

Ассоциация бухгалтеров

и аудиторов "Феникс"

Подписано в печать

29.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обесценение финансовых вложений ("Аудит и налогообложение", 2005, N 8) >
Статья: Экспорт нефти: вычеты по НДС ("Аудит и налогообложение", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.