|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Декларация по "белорусскому" НДС ("Аудит и налогообложение", 2005, N 8)
"Аудит и налогообложение", 2005, N 8
ДЕКЛАРАЦИЯ ПО "БЕЛОРУССКОМУ" НДС
С 1 января этого года вступило в силу Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Согласно названному документу взимание косвенных налогов (НДС и акцизов) по товарам, ввозимым из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета налогоплательщика. Для реализации установленного порядка Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н утверждена налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, отражающая исчисленные и подлежащие уплате в бюджет суммы НДС и акцизов. Рассмотрим порядок заполнения этой декларации. Налоговая декларация по косвенным налогам включает: - титульный лист; - разд. 1.1 "Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь"; - разд. 1.2 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
- разд. 2 "Расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь"; - разд. 3 "Операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения)"; - разд. 4 "Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь"; - Приложение к декларации "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара". Титульный лист и разд. 1.1 декларации заполняют все налогоплательщики, ввозившие в прошедшем налоговом периоде товары на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Разделы 1.2, 2, 3, 4 и Приложение к декларации представляются теми налогоплательщиками, которые осуществляли операции, отраженные в данных разделах. Декларация представляется налогоплательщиком не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с декларацией налогоплательщиком подается следующий пакет документов: - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, утвержденной Письмом ФНС России от 12.01.2005 N ММ-6-26/4@; - выписка банка (копия), подтверждающая фактическую уплату налогов по ввезенным товарам; - договор (копия), на основании которого ввозится товар из Республики Беларусь; - транспортные документы, подтверждающие перемещение товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации; - товаросопроводительные документы с отметкой белорусских налоговых органов. При формировании необходимого пакета документов, подтверждающих ввоз товаров из Республики Беларусь, возникает сложность, которая состоит в том, что в перечне необходимых документов предусмотрено представление товарных и товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров, в то время как белорусским поставщиком оформляется один документ - товарно-транспортная накладная по форме ТТН-1. Согласно п. 1 Инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной по форме ТТН-1, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001 N 53, товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Таким образом, при наличии на товарно-транспортной накладной по форме ТТН-1 отметки о пересечении границы этот документ является одновременно и транспортным, и товаросопроводительным. Следовательно, исполнение требования о необходимости подтверждения перемещения товара через границу и факта отгрузки в соответствии с условиями договора обеспечивается оформлением одного документа - товарно-транспортной накладной по форме ТТН-1. В то же время на практике бывают случаи, когда налоговыми органами предъявляется требование о представлении как товарных, так и товаросопроводительных документов. Если полный пакет названных документов представлен не одновременно с декларацией за истекший налоговый период, то декларация считается не представленной в срок. Заполнение титульного листа декларации осуществляется в том же порядке, который предусмотрен для прочих налоговых деклараций. Обращаем внимание, что налоговым периодом для представления названной декларации является месяц. Раздел 1.1 отражает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных из Республики Беларусь. По строке 010 отражается код бюджетной классификации, на который поступает исчисленная сумма налога. В соответствии с бюджетной классификацией доходов для зачисления суммы НДС по товарам, ввезенным из Республики Беларусь, предназначен код 182 1 04 01000 01 1000 110. Код ОКАТО, указываемый налогоплательщиком по строке 020, соответствует коду муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации. По строке 030 отражается сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет и подлежащая зачислению на код бюджетной классификации, указанный по строке 010. Раздел 1.2 декларации отражает сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет в отношении ввезенных из Республики Беларусь подакцизных товаров. Заполнение данного раздела осуществляется так же, как и разд. 1.1. По строке 010 отражается код бюджетной классификации, соответствующий акцизу по подакцизному товару:
—————————————————————————————————————T———————————————————————————¬ | Наименование акциза |Код бюджетной классификации| +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на спирт этиловый из всех |182 1 04 02010 01 1000 110 | |видов сырья, ввозимый на территорию | | |РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на спиртосодержащую |182 1 04 02020 01 1000 110 | |продукцию, ввозимую на территорию РФ| | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на табачную продукцию, |182 1 04 02030 01 1000 110 | |ввозимую на территорию РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на автомобильный бензин, |182 1 04 02040 01 1000 110 | |ввозимый на территорию РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на автомобили легковые и |182 1 04 02060 01 1000 110 | |мотоциклы, ввозимые на территорию РФ| | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на дизельное топливо, |182 1 04 02070 01 1000 110 | |ввозимое на территорию РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на моторное масло для |182 1 04 02080 01 1000 110 | |дизельных и (или) карбюраторных | | |(инжекторных) двигателей, ввозимое | | |на территорию РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на вина, ввозимые |182 1 04 02090 01 1000 110 | |на территорию РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на пиво, ввозимое |182 1 04 02100 01 1000 110 | |на территорию РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на алкогольную продукцию с |182 1 04 02110 01 1000 110 | |объемной долей спирта этилового | | |свыше 25% (за исключением вин), | | |ввозимую на территорию РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на алкогольную продукцию с |182 1 04 02120 01 1000 110 | |объемной долей спирта этилового | | |свыше 9 до 25% включительно (за | | |исключением вин), ввозимую на | | |территорию РФ | | +————————————————————————————————————+———————————————————————————+ |Акцизы на алкогольную продукцию с |182 1 04 02130 01 1000 110 | |объемной долей спирта этилового до | | |9% включительно (за исключением | | |вин), ввозимую на территорию РФ | | L————————————————————————————————————+———————————————————————————— Раздел 2 декларации отражает расчет суммы НДС, подлежащей к уплате по ввозимым товарам. В графе 4 по строкам 010 и 020 указывается налоговая база, исчисленная в соответствии с п. 2 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Согласно названной норме налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров. Графа 6 отражает сумму налога, исчисленную с применением налоговых ставок 18% и 10%. Обращаем внимание, что при заполнении граф 4 и 6 по строкам 010, 020 не включается ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с п. 7 разд. I вышеназванного Положения. Стоимость таких товаров подлежит отражению в разд. 3 декларации. Итоговые данные по величине налоговой базы и сумме НДС отражаются по строке 030. Налоговая база, отражаемая в графе 4 по строке 030, должна соответствовать сумме итоговых строк граф 11 таблиц заявлений, представляемых одновременно с декларацией. В графе 6 по строке 030 показывается общая сумма НДС, исчисленная за истекший налоговый период. Налоговая база, отражаемая в графе 6 по строке 030, должна соответствовать сумме итоговых строк граф 15 таблиц заявлений, представляемых одновременно с декларацией. Уплата исчисленной суммы НДС, определенной за истекший налоговый период, должна быть подтверждена выписками банка (их копиями), представляемыми вместе с декларацией и подтверждающими фактическую уплату налога по ввезенным товарам. Данные строки 030, отраженные по графе 6, переносятся в строку 030 разд. 1.1. В разд. 3 декларации отражаются операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения). В данном разделе отражаются операции по ввозу: - товаров, перевозимых транзитом через территорию Российской Федерации; - товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации; - товаров, которые в соответствии со ст. 150 НК РФ не подлежат обложению НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Строка 010 раздела заполняется следующим образом: в графе 1 указывается код операции (на основании приведенного в Приложении N 4 к Приказу N 31н справочника); графа 2 содержит стоимость ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товаров, не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения), соответствующую указанному в графе 1 коду операции. Строка 020 отражает итоговые показатели по графе 2. Раздел 4 декларации заполняется налогоплательщиками, ввозящими подакцизные товары. Названный раздел отображает расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет. В графе 2 строки 010 указывается наименование ввозимого подакцизного товара, в графе 3 - код вида поименованного подакцизного товара в соответствии со Справочником видов подакцизных товаров (Приложение N 2 к Приказу N 31н). Величина налоговой базы по графе 5 указывается: - по этиловому спирту, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции и пиву - в целых литрах (в пересчете на безводный этиловый спирт); - по автомобилям легковым, мотоциклам - в лошадиных силах; - по нефтепродуктам - в тоннах. По графе 6 указывается ставка акциза, предусмотренная ст. 193 НК РФ. Графа 7 отражает по строке 010 исчисленную сумму акциза по виду подакцизного товара, по строке 020 - итоговую сумму акциза, перечисляемую в доход бюджета (переносится в строку 030 разд. 1.2). Пересчет налоговой базы для исчисления суммы акциза отражается в Приложении к декларации. Приложение к декларации заполняется в отношении подакцизных товаров, ставка акциза на которые установлена в расчете на безводный этиловый спирт, а также по автомобилям легковым и мотоциклам. Приложение заполняется отдельно на каждый вид подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. В верхней части Приложения указываются вид подакцизного товара (строка 010), его код в соответствии со Справочником видов подакцизных товаров (строка 020), единица измерения налоговой базы (строка 030) и код единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (строка 040). Нижняя часть Приложения содержит порядок пересчета налоговой базы на безводный этиловый спирт или расчета общей мощности двигателей легковых автомобилей (мотоциклов) в лошадиных силах (строка 050). Рассчитанная величина налоговой базы отражается по строке 060, данные которой переносятся соответственно виду подакцизного товара в графу 5 строки 010 разд. 4. Следует обратить внимание на следующую ситуацию: приобретение товара и его ввоз осуществляются через комиссионера, при этом договор поставки заключается от имени комиссионера. Сложность может возникнуть при подаче декларации собственником (комитентом) ввезенного товара. Поскольку часть прилагаемых к декларации документов (договор поставки, товаросопроводительные документы) будет оформлена на имя комиссионера, а часть (заявление о ввозе товара, банковская выписка, подтверждающая уплату налога в бюджет) - на комитента, целесообразно одновременно с декларацией представить в налоговый орган по месту учета комитента копию договора комиссии. Данный документ позволит налоговым органам определить плательщика НДС и подтвердить уплату налога. Основой для заполнения налоговой декларации по косвенным налогам является Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, поэтому рассмотрим особенности его заполнения при импорте товаров. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов состоит из двух частей. Налогоплательщиком заполняется только верхняя часть Заявления, отражающая данные по ввезенным товарам: наименование, количество, дату принятия на учет, величину налоговой базы и суммы обязательных платежей в бюджет. Порядок заполнения показателей Заявления изложен в Письме ФНС России N ММ-6-26/4@. Особое внимание следует уделить формированию величины налоговой базы. Как было отмечено ранее, налоговой базой для исчисления НДС является стоимость приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку. В соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов при перемещении товаров (Приложение к Соглашению о принципах взимания косвенных налогов) стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар. При определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки также включаются следующие расходы (если данные расходы не были включены в цену сделки): - расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров; - страховая сумма; - стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащая возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; - стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке. Иными словами, можно предположить, что указанные расходы включаются в налоговую базу для исчисления суммы НДС только в том случае, если являются составной частью договора (контракта) с поставщиком на приобретение товаров, а именно включены в стоимость приобретаемых товаров или выделены отдельной суммой. Однако налоговые органы предлагают исчислять величину налоговой базы с учетом всех транспортных расходов, даже если транспортные услуги оказаны импортеру по отдельному договору с третьими лицами, не в рамках договора по импорту товаров.
Е.Козлова Консультант ЗАО "Horwath МКПЦН" Подписано в печать 29.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |