Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Регулирование сделок репо ("Аудит и налогообложение", 2005, N 8)



"Аудит и налогообложение", 2005, N 8

РЕГУЛИРОВАНИЕ СДЕЛОК РЕПО

В России сделки репо появились с развитием рынка государственных ценных бумаг в середине 90-х годов прошлого столетия. Согласно действующему Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденному ЦБ РФ 05.12.2002 N 205-П (далее - План счетов), сделки репо относятся к срочным сделкам.

По бухгалтерской классификации Банка России в Плане счетов предусмотрено только два вида сделок репо:

1) сделки репо с обратным выкупом;

2) сделки репо с обратной продажей.

Сделки репо с обратной продажей включены Центральным банком РФ в торговый портфель коммерческого банка в целях бухгалтерского учета.

Такой подход закреплен также в п. 1.2.2 Положения о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков, утвержденного ЦБ РФ 24.09.1999 N 89-П, которое регулирует расчет показателей, необходимых для определения норматива достаточности капитала коммерческого банка.

Сделки репо включаются в торговый портфель, если предметом этих сделок являются котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретенные по договорам, предусматривающим возможность их обратной продажи в течение 180 календарных дней включительно (п. 3.1.1б Приложения 11 к Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденному ЦБ РФ 05.12.2002 N 205-П).

Сделки репо с некотируемыми ценными бумагами во второй части рассматриваются Банком России в качестве рисковых операций, под которые необходимо создавать резервы на возможные потери (Приложение 1 к Положению о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденному ЦБ РФ 26.03.2004 N 254-П).

Каким образом можно не подвергать вложения в сделки репо высоким рискам?

Заинтересованные участники рынка ценных бумаг, как правило, отслеживают все законодательные нововведения, в том числе со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР России).

ФСФР России в качестве регулятора рынка ценных бумаг открыла новые возможности для развития рынка ценных бумаг в целом и рынка сделок репо в частности, когда риски по сделкам репо станут более низкими и не только с государственными ценными бумагами.

Участники рынка ценных бумаг знают, что с 15 июля с.г. вступил в силу Приказ ФСФР России от 15.12.2004 N 04-1245/ПЗ-Н "Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг", который частично действует уже с 1 января 2005 г. (далее - Приказ ФСФР России).

Рассмотрим ряд нововведений из данного документа, которые могут благоприятно повлиять на выбор участников рынка ценных бумаг (п. 4.5 Приказа ФСФР России).

Согласно данному документу организаторы торговли обязаны раскрывать информацию на своем сайте в сети Интернет, в том числе ежемесячно сообщать об общем количестве сделок репо и общем стоимостном объеме сделок репо (как суммарно, так и раздельно по видам ценных бумаг) (п. п. 8.1 и 8.8 Приказа ФСФР России).

Главное состоит в том, что в перечне требований, соблюдение которых является условием включения акций и облигаций в котировальные списки "А" первого и второго уровней фондовой биржи, есть требование о независимости трех директоров.

Они должны избираться в совет директоров акционерного общества и в комитет по аудиту акционерного общества, в состав которого предпочтительно включаются только независимые директора (Приложения 1 и 2 к Приказу ФСФР России).

Наиболее важным является требование к эмитенту о составлении годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и (или) Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP) (при наличии), в отношении которой был проведен аудит и приняты обязательства вести данную отчетность и раскрывать ее вместе с аудиторским заключением на русском языке.

Среди требований указаны также минимальные ежемесячные объемы сделок, трехлетний срок деятельности эмитента и его прибыльность в течение последних двух лет.

На ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации или от имени субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и их эмитентов либо от имени Центрального банка РФ, вышеуказанные требования не распространяются (п. п. 4.9 - 4.11 Приказа ФСФР России).

Таким образом, акции и облигации негосударственных и немуниципальных российских эмитентов, включенные в котировальные списки "А" первого и второго уровней фондовой биржи, будут выгодно отличаться от других:

- во-первых, потому что они находятся в свободном обращении и доступны на вторичном рынке;

- во-вторых, их эмитенты прозрачны с точки зрения системы управления и контроля, поскольку в органы управления эмитентов входят независимые директора и у эмитентов есть более прозрачная финансовая отчетность, подготовленная согласно требованиям МСФО.

Говоря о перспективах развития рынка сделок репо, когда созданы предпосылки для благоприятного развития рынка ценных бумаг, можно проанализировать и другие условия, например условия, которые формируются валютным законодательством РФ.

Валютное законодательство РФ устанавливает более благоприятные условия для российских участников рынка внутренних ценных бумаг, поскольку сделки репо нерезидентов с внутренними ценными бумагами подлежат отражению на специальных банковских счетах согласно Инструкции ЦБ РФ от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов".

Денежные средства, которые аккумулированы на специальных банковских счетах (за исключением акций по специальному банковскому счету "А" нерезидента), нерезиденты могут перевести на свои банковские счета, предварительно зарезервировав определенную сумму на определенный срок на счетах резервирования в Банке России.

Сумма и срок резервирования определены в Указании ЦБ РФ от 29.06.2004 N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" в зависимости от вида ценных бумаг (государственные либо негосударственные облигации).

Срок резервирования при зачислении денежных средств на специальные банковские счета нерезидентов "О" (для операций с облигациями, кроме государственных РФ) и "С" (для операций с государственными облигациями РФ) с банковских счетов нерезидентов одинаков и составляет 365 дней. А вот процент резерва разный: по счету "О" - 3%, а по счету "С" - 20% от зачисляемых денежных средств.

Согласно ст. 6 "Валютные операции между резидентами и нерезидентами" Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" такие "ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление".

Перечисленные выше благоприятные условия на рынке внутренних ценных бумаг для резидентов не в полной мере относятся к уполномоченным банкам - резидентам.

Например, уже сейчас можно предсказывать влияние неблагоприятных условий, которые связаны с тем, что рыночные риски по сделкам репо включаются в расчет норматива достаточности капитала коммерческого банка через определение показателей процентного риска и фондового риска (п. п. 2.1 и 3.1 Положения о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков).

Банкам известно, что показатели процентного риска и фондового риска рассчитываются в случаях, когда кредитная организация удовлетворяет одному из следующих критериев:

- по состоянию на отчетную дату совокупная балансовая стоимость торгового портфеля равна или превышает 5% величины балансовых активов кредитной организации. Если по состоянию хотя бы на одну из отчетных дат совокупная балансовая стоимость торгового портфеля была равна или превышала 6% от величины балансовых активов, расчет процентного риска и фондового риска производится независимо от фактического соотношения указанных величин;

- по состоянию на отчетную дату совокупная балансовая стоимость торгового портфеля превышает 200% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации;

Другие критерии перечислены в п. 1.3.1 Положения о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков.

Если кредитная организация должна определять процентный и фондовый риски, то к неблагоприятным условиям следует отнести:

- отсутствие в перечне финансовых инструментов с низким либо средним риском для определения процентного риска, например корпоративных (негосударственных и немуниципальных) акций и корпоративных облигаций, которые будут включены в котировальные списки "А" первого и второго уровней фондовой биржи (п. 2.3 Положения о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков);

- отсутствие в перечне финансовых инструментов с низким либо средним риском для определения фондового риска, например корпоративных (негосударственных и немуниципальных) акций и корпоративных облигаций, которые будут включены в котировальные списки "А" первого и второго уровней фондовой биржи (п. 3.4 Положения о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков).

С одной стороны, валютное законодательство РФ не устанавливает для уполномоченных банков по операциям с внутренними ценными бумагами резервных ограничений, которые влекут отвлечение финансовых ресурсов, что является благоприятным условием для инвестиций в корпоративные облигации и акции.

С другой стороны, в банковском законодательстве РФ остаются неблагоприятные условия для уполномоченных банков, которые ограничивают инвестиции в сделки репо с внутренними ценными бумагами из котировального списка "А" первого и второго уровней фондовой биржи.

В связи с этим можно ожидать, что Банк России после вступления в юридическую силу вышеназванного Приказа ФСФР России примет изменения и дополнения в Положение о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков.

Т.Мамучадзе

Аудитор

отдела банковского аудита

ЗАО "Horwath МКПЦН"

Подписано в печать

29.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Декларация по "белорусскому" НДС ("Аудит и налогообложение", 2005, N 8) >
Статья: Формирование туристского продукта ("Аудит и налогообложение", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.