Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Официальные разъяснения на службе у налогоплательщика ("Главбух", 2005, N 15)



"Главбух", 2005, N 15

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ НА СЛУЖБЕ

У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Последнее время Минфин России проявляет неслыханную активность в выпуске писем, разъясняющих уплату налогов. И на удивление некоторые из них даже в пользу налогоплательщика.

В связи с чем возникает вопрос: с какого момента можно применять выгодные разъяснения?

А можно ли игнорировать те письма, в которых предлагаются противоречащие Налоговому кодексу советы?

О правилах использования писем чиновников - наш материал.

Применять или нет

Формально при расчете налогов бухгалтер имеет право не руководствоваться письмами минфиновцев и налоговиков, поскольку они не являются нормативными документами. Обязательные правила изложены лишь в Налоговом кодексе РФ, законах и нормативных актах муниципальных властей. Только эти документы относятся к налоговому законодательству. Поэтому то, будет ли бухгалтер принимать во внимание письма, остается на усмотрение самой фирмы.

Однако если фирма следует письмам чиновников, то инспекторы вряд ли придерутся при проверке. Поэтому тем организациям, которые решили следовать разъяснениям, напомним следующее. Руководствоваться письмами можно независимо от того, каким числом они датированы. Это же не закон, который вступает в силу с определенного дня, а просто мнение чиновников по спорному вопросу. И можно считать, что они всегда придерживались именно такой точки зрения на комментируемую норму. Следовательно, если вышедшее разъяснение фирме выгодно, то бухгалтер может пересчитать налоги за прошлые периоды.

Помогут ли письма избежать ответственности?

Вопрос об ответственности возникает в случае, когда организация воспользовалась выгодным разъяснением, например, Минфина, а местные инспекторы это не приняли во внимание и насчитали штраф, недоимку и пени. Если дело доходит до суда, то у организации возникает вопрос: поможет ли в суде тот аргумент, что организация пользовалась официальными разъяснениями чиновников?

Тут важно понимать, что судьи строят свои выводы независимо от тех писем, которыми пользовались организация или инспектор. Они выносят свой вердикт, опираясь исключительно на нормы законов. Поэтому когда организация будет отстаивать в суде свою точку зрения, то ссылаться ей надо не на письма чиновников, а на Налоговый кодекс и другие нормативные акты.

Но если арбитры в итоге приняли сторону инспекции, то тут уже надо указать судьям, что предприятие пользовалось официальными разъяснениями чиновников. Как это повлияет на штрафы, недоимку и пени?

Штрафы. Организацию, которая следовала официальным письмам, оштрафовать не могут. Об этом четко сказано в пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ. При этом не важно, правы были чиновники или нет.

Организация освобождается от ответственности не только по операциям, которые совершены после выхода письма. Пока нормы налогового законодательства не изменились, выводы чиновников справедливы и для прошлых периодов. А значит, если бухгалтер рассчитал налоги так, как говорится в письме, организация освобождается от ответственности.

Примечание. Мнение специалиста

Если вышли новые разъяснения,

налог можно пересчитать

Разгулин Сергей Викторович, начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

- Письма не являются нормативными актами. Поэтому организация самостоятельно решает, станет ли она руководствоваться такими разъяснениями. А если бухгалтер сделал из письма вывод, что в прошлые годы фирма имела право, например, списать на расходы больше, то налоговую базу можно пересчитать. И конечно, в этом случае организация может написать в инспекцию заявление с просьбой возвратить переплату или зачесть ее в счет будущих отчислений. Только не забудьте вместе с заявлением принести в ИФНС уточненные декларации.

Недоимка и пени. Статья 111 Налогового кодекса РФ освобождает фирму, которая прислушивалась к официальным письмам, только от штрафов. На недоимку и пени это правило не распространяется. На это не раз обращали внимание суды. Например, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 8 июня 2004 г. N 1339/04.

Вывод отсюда такой. Если судьи посчитают, что организация выполнила расчет правильно, то недоимки, пеней и штрафа можно не опасаться, даже если чиновники не согласны. Если же арбитры не поддержат предприятие, то фирма благодаря официальному письму избежит штрафа, но пени и недоимку придется заплатить.

Чьими письмами руководствоваться

Организация может безбоязненно следовать рекомендациям любого из ведомств.

То, что Минфин России вправе толковать законодательство, четко сказано в п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ. Но только при условии, что оно подписано человеком, у которого есть право давать подобные советы. А именно занимающим должность не ниже заместителя руководителя департамента. На это Минфин России недавно обратил внимание в Письме от 6 мая 2005 г. N 03-02-07/1-116.

Также разъяснять налоговые законы могут сотрудники ФНС России, региональных управлений налоговой службы и даже инспекций. Об этом свидетельствуют два Письма - Минфина России от 14 января 2005 г. N 03-02-07/2-4 и налоговой службы от 26 января 2005 г. N ШС-6-01/58@.

В общем, официальный запрос по возникшей проблеме можно направить в любую службу. Кстати, запрос от фирмы должен быть подписан руководителем. Дело в том, что получать разъяснения могут только налогоплательщики. Об этом говорится в ст. 21 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиком является организация. А ее законным представителем считается руководитель. Поэтому именно он обязан поставить свою подпись на запросе.

Но допустим, ответ, который получила фирма, ей невыгоден. В таком случае можно попытать счастья в другом ведомстве. Так, если письмо с отрицательными выводами выпустило ФНС России, то советуем отправить запрос в Минфин России. Случаи, когда сотрудники финансового ведомства не соглашались со своими коллегами из ФНС России, нередки. Примером может послужить Письмо от 13 мая 2005 г. N 03-03-02-02/70. В нем минфиновцы отметили, что "упрощенщики" вправе списать стоимость оплаченных товаров, не дожидаясь их реализации. А вот налоговики до этого не раз настаивали на том, что непроданные товары при расчете единого налога учитывать нельзя (Письмо МНС России от 11 июня 2003 г. N СА-6-22/657).

При этом в Минфине обещают ответить на вопрос в течение двух недель, если по нему уже выработана позиция. На остальные запросы финансовое ведомство отреагирует только через несколько месяцев.

Обратная ситуация: организацию не устраивают разъяснения минфиновцев. В принципе можно попробовать получить иной ответ от ФНС России. Однако шансы, что теперь налоговая служба будет высказывать точку зрения, которая отличается от позиции Минфина России, невелики. Ведь после того, как налоговики вошли в состав финансового ведомства, они стали тщательно следить за тем, чтобы их позиция не противоречила мнению Минфина. Поэтому сотрудники налоговой службы часто просто-напросто копируют советы минфиновцев.

Впрочем, фирма, которой невыгодны разъяснения Минфина России, вправе послать официальный запрос еще и в свою налоговую инспекцию. Возможно, инспекторы окажутся лояльнее всех.

Если разные письма противоречат друг другу

Минфин России и сотрудники налоговой службы нередко вырабатывают новую позицию по проблеме, которой уже были посвящены письма. Такое происходит, когда появляется судебная практика, решения вышестоящих органов и т.д. Однако если старые разъяснения не отменены и в налоговое законодательство поправки не вносились, то фирма вправе продолжать использовать более ранние письма (конечно, в случае, если они ей были выгодны). И эти более ранние разъяснения по-прежнему помогут избежать штрафов.

Правда, в финансовом ведомстве считают, что если есть письма одного ведомства, противоречащие друг другу, то нужно следовать более позднему разъяснению. Кроме того, Иванеев Александр Игоревич, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, посоветовал налогоплательщикам, которые попали в затруднительное положение, присылать официальные запросы (см. журнал "Главбух" N 14, 2005, с. 4).

Еще одна ситуация - когда письма разных ведомств противоречат друг другу. Яркий пример - противоречия между Минфином и ФНС России. Подход тут аналогичный: организация имеет право выбирать, какому письму следовать. В любом случае фирму не оштрафуют, ведь письма обоих ведомств считаются официальными разъяснениями. Что же касается пеней и недоимки, то все зависит от того, какого мнения придерживаются проверяющие инспекторы. Если они согласятся с фирмой, то все в порядке. В противном случае свою правоту организации придется доказывать арбитрам. А судьи уже решат, какая позиция является верной.

А.А.Никифоров

Ведущий юрист

юридической фирмы

"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Подписано в печать

27.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новости о "дебиторке" и налогах ("Главбух", 2005, N 15) >
Статья: Как выгоднее списать расходы на ЭКЛЗ ("Главбух", 2005, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.