![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Представитель налоговой службы предупредил, что если при камеральной проверке будет обнаружено не только занижение (неуплата) налога, но и его завышение (переплата), то налоговая служба будет штрафовать организацию-налогоплательщика за недостоверность данных. Действительно ли в этом случае налоговая служба имеет право оштрафовать организацию и на основании чего? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 30)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 30
Вопрос: Представитель налоговой службы предупредил, что если при камеральной проверке будет обнаружено не только занижение (неуплата) налога, но и его завышение (переплата), то налоговая служба будет штрафовать организацию-налогоплательщика за недостоверность данных. Действительно ли в этом случае налоговая служба имеет право оштрафовать организацию и на основании чего?
Ответ: В данном случае речь идет не о налоговом, а об административном правонарушении. В ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц организаций за представление в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в искаженном виде, т.е. речь идет не только (и не столько) о достоверности исчисления итоговой суммы налога в целом по декларации, а о сведениях, на основании которых эта сумма определяется (начислено, принято к вычету и т.п.). Данные сведения, как и итоговая сумма налога, являются предметом налогового контроля, например в рамках камеральной налоговой проверки. Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При этом речь идет не о налоговой ответственности, предусмотренной для налогоплательщиков ст. ст. 119 и 126 НК РФ за совершение налогового правонарушения, а об административной ответственности должностного лица организации-налогоплательщика за совершение административного правонарушения. Как следует из вопроса, бухгалтер при заполнении декларации исказил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Естественно, что у налоговиков есть основания усомниться в достоверности не только итоговой суммы налога, но и сумм начисленного по разным основаниям налога, а также в правомерности примененных налоговых вычетов, правильности их исчисления. Каждый из этих параметров является предметом налогового контроля. Следует обратить внимание на то, что причина искажения сведений бухгалтером (умышленно или по неосторожности), а следовательно, и вопрос наличия вины в действиях должностного лица для применения ст. 15.6 КоАП РФ значения не имеет. Дело в том, что состав административного правонарушения заключается не в том, что искажена какая-либо сумма в какой либо строке декларации, а в том, что декларация с искаженными сведениями представлена в налоговый орган. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, в том числе выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции организаций. На основании ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Размер штрафа по ст. 15.6 КоАП РФ составляет от 300 до 500 руб.
Ю.Кольцов ООО "ЮВК Аудит" Подписано в печать 27.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |