Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проверять будут по-новому! ("Все о налогах", 2005, N 9)



"Все о налогах", 2005, N 9

ПРОВЕРЯТЬ БУДУТ ПО-НОВОМУ!

Часть первая Налогового кодекса РФ была принята почти семь лет назад. За это время в нее не вносились серьезные изменений. Вместе с тем сложилась обширная правоприменительная практика, выявляющая отдельные недостатки части первой НК РФ.

В Бюджетном послании Президента РФ от 24.05.2005 на 2006 г. были поставлены задачи совершенствования налогового администрирования: "необходимо реализовать ряд мер... позволяющих обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий, включая определение порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установление жестких максимальных сроков проведения проверок, а также ограничений ни количеству проверок налогоплательщика в течение одного года".

Во исполнение указанных положений Правительство РФ 2 июня 2005 г. внесло в Государственную Думу РФ законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Законопроект вносит ряд весьма существенных изменений в части совершенствования мероприятий налогового контроля.

Итак, что ждет налогоплательщиков в перспективе?

Камеральная налоговая проверка

Предусматривается конкретизировать задачи камеральной налоговой проверки и упорядочить процесс ее проведения. Предлагается установить, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам, иной налоговой отчетности (уточненной налоговой отчетности), документов, которые налогоплательщики вправе представить для подтверждения показателей налоговой отчетности, а также документов и информации, содержащихся в информационной системе налоговых органов.

Предлагается обеспечить представление организацией бухгалтерской отчетности в налоговые органы исключительно по месту нахождения организации, а также запретить истребование у организаций представления ими бухгалтерской отчетности в налоговые органы по каждому месту их учета.

Предлагается установить, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам, расчеты сбора) по налогам и сборам, по которым налогоплательщики (плательщики сборов) освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, налогоплательщику предлагается дать право при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, вместо налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) представлять в налоговые органы уведомление по упрощенной форме.

Предлагается предоставить налоговым органам право при выявлении существенных изменений показателей налоговой отчетности истребовать у налогоплательщика пояснение по существу выявленных фактов с приложением подтверждающих выписок из регистров налогового учета и (или) бухгалтерского учета.

В законопроекте предпринята попытка конкретизировать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на возврат (возмещение) сумм налогов, прежде всего налога на добавленную стоимость и акцизов.

Определение же в части первой Налогового кодекса РФ исчерпывающего перечня документов, которые можно истребовать при проведении камеральной налоговой проверки налогов, связанных с использованием природных ресурсов, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также для подтверждения каждого налогового вычета и каждой налоговой льготы с учетом их специфики и изменения наименований документов, представляется невозможным и влекущим негативные налоговые последствия.

Предусматривается увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных налоговыми органами пояснений и документов с возможностью увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема истребуемых документов.

Кроме того, предлагается установить запрет на истребование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговые органы, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение копий документов.

Предполагается установить запрет на повторное истребование у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок документов, за исключением документов, которые не были сохранены в налоговом органе вследствие стихийного бедствия или других обстоятельств непреодолимой силы.

Порядок оформления результатов налоговых проверок, рассмотрения возражений по актам налоговых проверок и принятия решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок предполагается унифицировать. Результаты камеральных налоговых проверок при выявлении налоговых правонарушений должны оформляться соответствующими актами.

Выездные налоговые проверки

Предусматривается уточнить порядок проведения выездных налоговых проверок и конкретизировать сроки их проведения.

Предлагается установить, что выездная налоговая проверка одного налогоплательщика не может проводиться в течение одного календарного года более двух раз, а также исключить из ст. 89 НК РФ положение об определении срока проведения такой проверки исходя из времени фактического нахождения проверяющего на территории проверяемого налогоплательщика. Предельный срок проведения выездной налоговой проверки - 2 месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, - 3 месяца. При исчислении указанных сроков не учитываются период между вручением налогоплательщику требования о представлении налоговому органу документов и представлением им этих документов, а также период, на который было задержано налогоплательщиком представление налоговому органу истребованных документов в ходе выездной налоговой проверки.

Решение о продлении выездных налоговых проверок в каждом конкретном случае должно приниматься вышестоящим налоговым органом:

- руководителем (заместителем руководителя) соответствующего территориального органа ФНС России по субъекту Российской Федерации продолжительность проверки может быть увеличена в связи с проведением (завершением проведения) встречных налоговых проверок и (или) экспертизы, но не более чем на два месяца, а продолжительность проверки обособленного подразделения организации, проводимой независимо от проведения выездной налоговой проверки этой организации, не более чем на один месяц;

- руководителем (заместителем руководителя) ФНС России при наличии достаточных оснований, в том числе в связи с проведением (завершением проведения) встречных налоговых проверок и (или) экспертизы продолжительность выездной налоговой проверки налогоплательщика может быть увеличена, но не более чем на четыре месяца, а продолжительность проверки налогоплательщика, налоговый контроль которого осуществляется межрегиональным территориальным налоговым органом ФНС России, не более чем на шесть месяцев.

Кроме того, предлагается установить, что в исключительных случаях (например, связанных с получением необходимой для целей налогового контроля информации от иностранных государств) руководителем (заместителем руководителя) ФНС России может быть принято решение о дополнительном увеличении продолжительности выездной налоговой проверки налогоплательщика, но не более чем на четыре месяца.

В законопроекте предусмотрено, что повторные выездные налоговые проверки могут проводиться только в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации и в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа. При этом повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика, налоговый контроль которого осуществляется межрегиональным территориальным органом ФНС России, может назначаться исключительно руководителем ФНС России по мотивированному представлению соответствующего межрегионального территориального органа.

Предлагается разрешать проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа на основании документов, представленных налогоплательщиком, а также необходимых для проверки пояснений налогоплательщика.

Сроки для представления налогоплательщиками возражений на акты налоговых проверок предлагается увеличить до 15 рабочих дней и установить, что рассмотрение возражений налогоплательщика по акту налоговой проверки должно осуществляться в присутствии налогоплательщика и (или) его уполномоченных представителей, которые должны иметь возможность аргументировать свою позицию и давать необходимые пояснения.

Вышестоящему налоговому органу по результату налоговой проверки предоставляется право принимать решения об отмене решений налоговых органов, принятых на основании актов налоговых проверок.

Ю.М.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

26.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Основы внутрихозяйственного контроля за сметной стоимостью строительных работ ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2005, N 3) >
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет нематериальных активов (Окончание) ("Все о налогах", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.