|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок получения индивидуальным предпринимателем лицензии на осуществление турагентской и туроператорской деятельности ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 8)"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 8 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТУРАГЕНТСКОЙ И ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В последние годы значительное активизировалась деятельность по предоставлению туристических услуг и, как следствие, деятельность по их реализации. Поскольку при предоставлении данных услуг конечной целью для лица, которое их оказывает, является получение прибыли, постольку действия по их оказанию являются предпринимательской деятельностью. Соответственно, для того, чтобы ею заниматься, нужно быть субъектом предпринимательской деятельности - то есть либо создать юридическое лицо, либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензирование туроператорской или турагентской деятельности в России Однако для начала осуществления туроператорской или турагентской деятельности этого недостаточно, поскольку законодательно установлены дополнительные требования к субъектам, ее осуществляющим. Например, предусмотрено лицензирование этих видов деятельности (это означает, что условием их осуществления является наличие лицензии, подтверждающей соответствие квалификации предпринимателя и его сотрудников, а также материально-технической базы лицензионным требованиям и осуществление деятельности с соблюдением определенных условий). В числе причин установления дополнительных требований при оказании данного рода услуг можно назвать следующие: - осуществление государственного контроля за деятельностью соответствующих субъектов и обеспечение стабильности гражданского оборота в данной сфере; - контроль за качеством предоставляемых услуг; - установление дополнительных гарантий защиты прав граждан - потребителей данных услуг. Лицензированию подлежит не всякая деятельность, а только та, которая прямо указана в Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г.). Применительно к туризму это: - туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (как это понятие дано в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) (далее - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности"); - турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (см. ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности"); - деятельность по продаже прав на клубный отдых - деятельность по продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права использования в целях туризма и отдыха в течение определенного срока и в определенный период года принадлежащих им на праве собственности или аренды объектов недвижимости, являющихся средством размещения туристов и (или) местом предоставления туристических услуг (см. Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.10.2002 N 753). Следует сразу уточнить, что Федеральным законом "Об основах туристской деятельности" не содержит понятия "международный туризм", оперируя понятиями "внутренний туризм", "въездной туризм", "выездной туризм", "социальный туризм" и "самодеятельный туризм". Это однако, не освобождает предпринимателей, предоставляющих услуги по организации путешествий за рубеж, от необходимости получения лицензии - ведь такая деятельность подпадает под понятие выездной туризм и подлежит лицензированию. Статьей 5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности" определено, что "лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации". Примечание. Таким образом, условиями предоставления услуг в сфере туризма, согласно данной норме закона, является не только наличие лицензии, но и соответствие стандартам в области туристской индустрии и сертификация туристского продукта. Изменения в правилах стандартизации услуг туриндустрии Что касается стандартизации, то до 1 января 2005 г. еще действовали Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (утв. Постановлением Минтруда России от 17.05.1999 N 8 "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии". В настоящее время они не действуют, поскольку Постановлением Минтруда России от 10.10.2002 N 71 срок действия данных Квалификационных требований был продлен до 1 января 2005 г., а затем было расформировано и само ведомство (Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2004 N 799-р). Следовательно, продлить действие данного документа Минтруд уже не сможет, а преемник данных функций (Федеральная служба по труду и занятости - Роструд) своего подобного документа так и не утвердил. В результате соблюдение этого нормативного документа перестало быть обязательным, однако многие работодатели туристической отрасли продолжают использовать данный документ для собственного удобства, ведь Квалификационные требования являлись нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов. В них были определены перечень должностей с квалификационными требованиями к ним и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных функциональных задач в процессе оказания туристических услуг лицами, занимающими определенные должности. В номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации, услуги в сфере туризма не предусмотрены (Постановление Госстандарта России от 30.07.2002 N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" (с изм. от 29 октября, 29 ноября, 31 декабря 2002 г., 8, 13 января, 15 апреля, 12 мая, 5, 26 июня, 8 октября 2003 г., 22 июля, 13 октября 2004 г.)). Примечание. Следовательно, в части сертификации непосредственно туристского продукта в настоящее время нет требования о ее обязательности. Однако это положение не исключает проведение добровольной сертификации согласно Приложению Б.7 к Постановлению Госстандарта России от 21.08.2003 N 97 "Об утверждении нормативных документов Системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации услуг" - "Порядок сертификации туристских услуг и услуг средств размещения". Однако это, как видно, уже добровольное решение каждого предпринимателя. Примечание. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для предоставления услуг в сфере туризма в настоящее время достаточно получить лицензию и соответствовать как при ее оформлении, так и в дальнейшем при осуществлении деятельности требованиям, установленным для лицензиата. Выдача лицензий и контроль за соблюдением требований в сфере туризма Хотя законодательство в сфере туристской деятельности Федеральным законом "Об основах туристской деятельности" отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ, регулирование в сфере лицензирования является прерогативой федеральных органов исполнительной власти (п. "о" ст. 71 Конституции РФ, см. также Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности" (с изм. от 3 октября 2002 г.) и Постановление Правительства РФ от 10.10.2002 N 753 "О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых"). Примечание. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование, является Федеральное агентство по туризму. Данное Федеральное агентство по туризму (далее - Агентство) возникло в результате преобразования Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (см. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 166 "Вопросы Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму" и Указ Президента РФ от 18.11.2004 N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту"). Лицензирование осуществляет как само Агентство, так и его территориальные органы. Например, выдача турагентских лицензий осуществляется его территориальными органами, а туроператорских - самим Агентством или его территориальными органами в случае передачи им соответствующих полномочий. При этом передача функций по осуществлению лицензирования органам государственной власти субъектов или органам местного самоуправления недопустима. Это подтверждается и судебной практикой. Пример. Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 24.04.2001 N 58-Г01-18 была оставлена без удовлетворения кассационная жалоба администрации Хабаровского края по делу о признании недействительным Постановления главы администрации Хабаровского края от 10.08.1998 N 313 "О лицензировании международной туристической деятельности на территории Хабаровского края" по причине превышения главой администрации своих полномочий. Наказание за отсутствие лицензии Интересен тот факт, что последствием осуществления деятельности без лицензии является признание всех сделок, на совершение которых требуется наличие лицензии, недействительными (ст. 173 ГК РФ). Но при одном условии - если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Если же граждане-потребители об этом не знали, то сделка будет являться действительной (такое решение вынес ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2001 N А29-6850/00А). С тем чтобы избежать подобных ситуаций, в число лицензионных требований и условий была включена обязанность туроператора и турагента довести до сведения покупателей услуг информацию о наличии у него лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. В любом случае осуществление деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением, предусмотренным ст. 14.1 КоАП РФ, и влечет наложение на индивидуального предпринимателя административного взыскания: штрафа от 4000 до 5000 руб. за осуществление деятельности без лицензии с конфискацией орудий производства либо без таковой и штрафа от 3000 до 4000 руб. за нарушение условий, предусмотренных лицензией. Протокол об административном правонарушении может быть составлен работником Федерального агентства по туризму, после чего материалы направляются на рассмотрение в суд. Порядок получения лицензии Лицензирование туристической деятельности осуществляется Федеральным агентством по туризму или его территориальными органами. Срок рассмотрения документов - 2 месяца. Срок действия лицензий - 5 лет. Примечание. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются: а) наличие в штате туроператора не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность; б) наличие у туроператора не менее 30 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у индивидуального предпринимателя - туроператора высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет; в) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности; г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора - индивидуального предпринимателя; д) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране; е) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства РФ; ж) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности. Примечание. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении турагентской деятельности являются: а) наличие у турагента не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет; б) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности; в) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента - индивидуального предпринимателя; г) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране; д) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству РФ; е) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности. Как было сказано выше, сертификация туристского продукта в настоящее время не является обязательной, поэтому не может рассматриваться в качестве обязательного лицензионного требования. Примечание. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по продаже прав на клубный отдых являются: а) наличие у предпринимателя не менее 30 процентов работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет; б) наличие у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет; в) предоставление в установленном порядке клиентам информации о порядке приобретения и использования прав на клубный отдых, о средствах размещения, об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, в том числе о местных традициях и обычаях; г) заключение с клиентом договора, соответствующего законодательству РФ; д) наличие в договоре купли-продажи прав на клубный отдых положения, предусматривающего право клиента отказаться в одностороннем порядке без объяснения причин от исполнения договора в течение 14 календарных дней со дня подписания договора клиентом без применения штрафных санкций; е) предоставление клиенту следующей информации: - сведения о месте нахождения и режиме работы юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых; - сведения о лицензии и сертификатах на оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации; - фамилия, имя, отчество должностного лица, ответственного за продажу прав на клубный отдых. Для получения лицензии в территориальный орган Федерального агентства по туризму предоставляются документы согласно перечню, приведенному в следующей справке. Все документы предоставляются в виде нотариально заверенных копий или в виде простых копий с предъявлением оригинала. Примечание. При обращении за получением лицензии предоставляются документы: а) заявление о выдаче лицензии; б) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя; в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии (в настоящий момент он составляет 300 руб. за рассмотрение заявления и 1000 руб. за оформление бланка лицензии); д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии - индивидуального предпринимателя (и его работников - при обращении за получением туроператорской лицензии и лицензии на продажу прав на клубный отдых); е) информация о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления соответствующего вида деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует. При этом индивидуальный предприниматель, обращающийся за получением турагентской лицензии или лицензии на осуществление деятельности по продаже прав на клубный отдых, может еще не иметь работников, работающих у него по трудовому договору. Однако уже при обращении за получением туроператорской лицензии у него должны быть заключены трудовые договоры с не менее чем 3 работниками, соответствующими лицензионным требованиям. Необходимо помнить, что индивидуальный предприниматель должен зарегистрировать трудовые договоры в органах государственной власти в течение 30 дней с момента их заключения. Следует обратить внимание на то, что, несмотря на необходимость заключения договоров на момент подачи документов, момент, с которого работники должны приступать к работе, может быть отодвинут до момента получения лицензии. Для этого можно, например, указать в трудовом договоре условие о том, что работник приступает к осуществлению своих трудовых обязанностей через 2 месяца. Ведь непосредственная деятельность по формированию и распространению туристского продукта может осуществляться только с момента получения лицензии. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. Кроме того, необходимо уведомлять лицензирующий орган о смене данных, содержащихся о лицензиате в реестре лицензий, в частности, об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, номера свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Процедура переоформления и продления лицензии идентична той, которая предусмотрена для первичного оформления лицензии. Образцы документов, предоставляемых соискателем в лицензирующий орган (форма заявления из трех листов, см. пример), представлены далее. Пример. В Федеральное агентство по туризму Заявление на получение государственной лицензии и включение в федеральный реестр Индивидуальный предприниматель Черноморов Иван Васильевич Соискатель: ------------------------------------------------ ———— РФ, 112132, г. Москва, ул. Люблинская, д. 2, кв. 15 Место нахождения: ------------------------------------------ ———— (по свидетельству о государственной регистрации) турагентская Вид деятельности: ------------------------------------------ ———— Индивидуальный предприниматель Должность: ------------------------------------------------- ———— Черноморов Иван Васильевич Фамилия, имя, отчество: ------------------------------------ ———— Индивидуальный предприниматель _________ (Черноморов И.В.) подпись Дата: 25.07.2005 Телефон(ы) для оперативной связи: (095) 312-58-96, 312-58-97 В Федеральное агентство по туризму Информация об используемых для осуществления лицензионного вида деятельности объектах и помещениях РФ, 112148, г. Москва, ул. Смоленская, д. 3, оф. 324, 325, 326 Офис: ------------------------------------------------------ ———— (095) 312-58-96, 312-58-97 Тел.: ------------------------------------------------------ ———— Договор аренды N 115 нежилых помещений от 11 февраля 2005 г. с ——————————————————————————————————————————————————————————————ООО "Бизнес-центр на Смоленской" (зарегистрировано в ЕГРП от ——————————————————————————————————————————————————————————————————20 марта 2005 г. за N 1234567-2005-1). ——————————————————————————————————————————————————————————————————Индивидуальный предприниматель Должность: ------------------------------------------------- ———— Черноморов Иван Васильевич Фамилия, имя, отчество: ------------------------------------ ———— Индивидуальный предприниматель _________ (Черноморов И.В.) подпись Дата: 25.07.2005 В Федеральное агентство по туризму Реестровая карточка Индивидуальный предприниматель - Организационно-правовая форма: --------------------------- ———— Черноморов Иван Васильевич - Наименование: -------------------------------------------- ———— РФ, 112132, г. Москва, ул. Люблинская, д. 2, кв. 15 - Место нахождения: ---------------------------------------- ———— РФ, 112132, г. Москва, ул. Люблинская, д. 2, кв. 15 - Почтовый адрес: ------------------------------------------ ———— - Основной государственный регистрационный номер: 3052456789012226 от 03.02.2005 ——————————————————————————————————————————————————————————————————нет - Код ОКПО: ------------------------------------------------ ———— 776152738497/776101001 - ИНН/КПП: ------------------------------------------------- ———— нет - Иностранные инвестиции: ---------------------------------- ———— индивидуальный предприниматель Черноморов Иван Васильевич - Руководство: --------------------------------------------- ———— турагентская - Лицензируемый вид деятельности: -------------------------- ———— 095 312-58-97 - Телефон: ----- (междугородний код) ------------ (N телефона) 095 312-58-97 - Факс: ------- (междугородний код) ------------- (N телефона) нет - Электронный адрес: --------------------------------------- ———— - Адреса обособленных подразделений и помещений, используемых РФ, 112148, для осуществления лицензионного вида деятельности: ------------- ———— г. Москва, ул. Смоленская, д. 3, оф. 324, 325, 326 ——————————————————————————————————————————————————————————————————- Номер последней лицензии на туристическую деятельность, кем нет и когда была выдана: ------------------------------------------- ———— - Номер сертификата соответствия туруслуг, кем и когда был нет выдан: --------------------------------------------------------- ———— нет - С какого года осуществляется работа на туррынке: --------- ———— Индивидуальный предприниматель _________ (Черноморов И.В.) подпись
Дата: 25.07.2005
Остановимся также на некоторых вопросах налогообложения при реализации путевок турагентствами. Согласно недавно выпущенному Письму Управления ФНС России по Московской области от 08.04.2005 N 22-19/4554, туристическая путевка не является товаром, она лишь подтверждает право на тур. Поэтому предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не могут учесть расходы на приобретение реализованных ими путевок при расчете единого налога. До выхода данного Письма, покупая путевки для перепродажи, турагентства всегда списывали покупную стоимость путевок на расходы в соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Однако налоговики правы: при передаче путевки турист действительно получает не товар, а право на тур (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"), а в ст. 346.16 НК РФ нет подобного вида расхода, который можно было бы учесть при "упрощенке". Поэтому у предпринимателей есть только два выхода из данной ситуации: либо выбирать при "упрощенке" объектом налогообложения "доходы" (однако предприниматель, уже избравший ранее таким объектом "доходы минус расходы" и отказавшийся от применения "упрощенки", должен будет ждать права снова перейти на "упрощенку" целый год), либо перейти на агентский договор с поставщиками путевок - ведь агент-"упрощенец" платит единый налог только со своего вознаграждения (Письмо Минфина России от 12.05.2004 N 04-02-05/2/21).
М.А.Сюткина Юрист юридической компании "Лигас" Подписано в печать 25.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |