|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Восстановление платежеспособности налогоплательщика: замещение активов ("Налоговое планирование", 2005, N 3)
"Налоговое планирование", 2005, N 3
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА: ЗАМЕЩЕНИЕ АКТИВОВ
В результате административной реформы Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба была наделена полномочиями по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Необходимо отметить, что с принятием Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) были существенно расширены права государства в процедурах банкротства, в связи с чем налоговые органы получи ли право голоса по всем вопросам, выносимым на рассмотрение собрания кредиторов. Одной из основных функций налоговых органов в процедуре банкротства является оздоровление экономики государства. Осуществление ее возможно как через ликвидацию безнадежно неплатежеспособных организаций должников, так и через их реабилитацию - восстановление платежеспособности. Для России характерен довольно низкий процент организаций, восстановивших платежеспособность в ходе осуществления реабилитационных процедур, и, как правило, большинство из них ликвидируется. Несмотря на ликвидацию организации в ходе конкурсного производства, бизнес может быть сохранен, если органы управления должника на стадии реабилитационной процедуры либо конкурсного производства примут решение о замещении активов предприятия. В последнее время в России наметилась тенденция к стабилизации экономики, поэтому со здание акционерных обществ на базе имущества должника нашло свое практическое применение. Участие налоговых органов в принятии решения о возможности замещения активов должника при этом обусловлено тем, что большинство организаций, находящихся в процедурах банкротства, имеет задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Замещение активов должника осложняется тем, что данная процедура осуществляется в рамках Закона о банкротстве, по которому единообразие судебной практики еще не сложилось. Согласно ст. 115 Закона о банкротстве на базе имущества должника может быть создано одно или несколько акционерных обществ. При этом акции вновь созданного акционерного общества включаются в конкурсную массу организации-должника и расчет с кредиторами производится за счет реализации этих акций. Данный способ восстановления платеже способности может быть включен в план внешнего управления либо вынесен на рассмотрение собрания кредиторов в ходе конкурсного производства только при наличии решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении должником соответствующих сделок. Таким образом, в первую очередь требуется решение органа управления должника. Так как органы управления должника не всегда заинтересованы в его дальнейшей судьбе, подобное требование может затруднить применение замещения активов. Кроме того, за принятие такого решения должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника. В случае создания одного акционерного общества в рамках внешнего управления в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе и имущественные права, входящие в состав организации-должника и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Под имущественным комплексом предприятия в соответствии со ст. 132 ГК РФ следует понимать все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если органом управления должника принято решение о создании нескольких открытых акционерных обществ, планом внешнего управления должен быть предусмотрен перечень имущества, предназначенный для осуществления отдельных видов деятельности и вносимый в оплату уставного капитала каждого из создаваемых обществ. При этом величина уставных капиталов создаваемых обществ определяется собранием кредиторов на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определенной независимым оценщиком, и с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного на основании учредительных документов принимать решение о заключении соответствующих сделок должника. Закон о банкротстве предусматривает возможность замещения активов в рамках процедуры конкурсного производства, при этом положение о передаче в случае создания одного акционерного общества всего имущества должника в уставный капитал вновь создаваемого общества на замещение активов в ходе конкурсного производства не распространяются. В связи с этим на практике возникает вопрос о том, кем должен быть утвержден список имущества, передаваемого в новое акционерное общество, и достаточно ли в данном случае решения органа управления должника или требуется утверждение перечня передаваемого имущества решением собрания кредиторов. Необходимо отметить, что правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась и суды по-разному применяют норму Закона о банкротстве при замещении активов должника в ходе конкурсного производства. Одни суды при этом руководствуются положениями п. 3 ст. 115 Закона о банкротстве, другие - нормами законодательства об акционерных обществах. При создании акционерных обществ в результате замещения активов организации-должника Законом о банкротстве не установлено, кем утверждается устав, совет директоров и генеральный директор создаваемого общества, каковы правовые последствия размещения акций не в полном объеме. Данные вопросы, по-видимому, должны регулироваться законодательством об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг. Для государственной регистрации выпуска акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества организации-должника, в регистрирующий орган представляются: заявление на государственную регистрацию выпуска акций; копия документа, подтверждающего государственную регистрацию открытого акционерного общества; решение о выпуске акций; копии решения об учреждении и устава акционерного общества; отчет об итогах выпуска акций; проспект эмиссии; передаточный акт, свидетельствующий о полной оплате уставного капитала; выписка из решения об учреждении открытого акционерного общества. Таким образом, для регистрации выпуска акций открытого акционерного общества регистрирующему органу не требуется решение собрания кредиторов. А законодатель полагается на добросовестность арбитражного управляющего. Все акции созданного общества подлежат продаже на открытых торгах. В силу ст. ст. 115, 110 Закона о банкротстве акции открытого акционерного общества, созданного на базе имущества организации-должника, должны быть выставлены на продажу единым пакетом, составляющим 100% уставного капитала открытого акционерного общества. Установленный порядок снижает привлекательность замещения активов должника как меры по восстановлению платежеспособности, так как на практике маловероятно появление покупателя, желающего приобрести 100%-ный пакет акций. Продажа акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества организации-должника, осуществляется в порядке, установленном положением о продаже акций. Порядок и условия проведения торгов определяются собранием кредиторов или комитетом кредиторов. При этом особое внимание следует уделить начальной цене пакета акций, выставляемого на торги. Начальная цена такого пакета должна соответствовать трем условиям. Во-первых, она должна быть установлена решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости акций, определенной в отчете независимого оценщика. Во-вторых, начальная цена не может быть ниже суммы основного долга в соответствии с реестром требований кредиторов. В-третьих, начальная цена не может быть ниже минимальной цены, определенной органами управления должника. В случае если при проведении торгов не получено ни одной заявки или получена одна заявка, торги в соответствии со ст. 110 Закона о банкротстве и ст. 447 ГК РФ признаются несостоявшимися. Повторные торги проводятся через период времени, необходимый для подготовки публикации и получения заявок на участие в торгах. Если и повторные торги были признаны не состоявшимися, арбитражный управляющий в течение 14 дней после подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже акций. Начальная цена в таком случае может быть снижена на 10%, но не может быть ниже минимальной цены, определенной органами управления должника. Законом о банкротстве не урегулирован вопрос о том, как следует поступить арбитражному управляющему, если при снижении начальной цены пакета акций, выставляемого на торги, денежных средств будет недостаточно для погашения всей кредиторской задолженности. В случае если акции не были реализованы на трех торгах, собранием кредиторов может быть определен порядок их реализации посредством публичного предложения. Однако и при этом их цена не может быть ниже минимальной цены, определенной органами управления должника. В данной ситуации неясно, как следует поступать, если реализовать пакет акций по начальной цене не представляется возможным, а органы управления должника не согласны на ее снижение. Необходимо внести в Закон о банкротстве положение о том, что в случае невозможности реализации акций по цене, предлагаемой органами управления должника, арбитражный управляющий либо кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий. В случае невозможности погашения всей задолженности за счет денежных средств, полученных от реализации акций, законодателем предусмотрена возможность привлечения к субсидиарной ответственности третьих лиц. Таким образом, можно сделать вывод, что применение на практике реорганизационной процедуры в виде замещения активов организации-должника позволит сохранить налогоплательщика, не обремененного долгами, и рассчитаться по долгам с государством и кредиторами.
Л.С.Черных Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, главный государственный налоговый инспектор УФНС России по Ростовской области Подписано в печать 22.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |