|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 08.08.2001 N 128-ФЗ "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 02.07.2005 N 80-ФЗ)>
Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ фактически подвел черту под многочисленными спорами о порядке лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ. Несомненно, появление этого нормативного акта является успехом сторонников либерального направления в регулировании лицензирования предпринимательской деятельности в России. Основные достижения при принятии этого Закона таковы: контроль государства уменьшается, исключается двойной и тройной контроль при выполнении лицензионных условий и требований, поэтапно отменяется лицензирование большого количества видов деятельности, вводится упрощенный порядок получения лицензий.
Сведения сможет получить каждый
В новой редакции Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ изменился прежде всего смысл самого понятия "лицензирование". Значение этого термина расширилось, его дополнили несколькими определяющими признаками, в которых заключены новые функции лицензирующих органов: ведение реестров лицензий, а также предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
В самом понятии лицензирования законодатель предусматривает теперь открытость информации о выданных лицензиях. Это положение по сути гарантирует гражданам и организациям возможность получить информацию о наличии лицензии у того или иного лица безо всяких ограничений. С этой целью предусматривается ведение специального ресурса - реестра лицензий. Правила ведения реестра лицензий введены новой редакцией ст. 14 рассматриваемого Закона. По сравнению с прошлой редакцией здесь: - четко определены сроки внесения информации в реестр; - содержание информации в реестре по каждому существенному факту стало более полным и детализированным; - предусмотрена возможность существования сводных реестров по отдельным видам деятельности.
Отобрать лицензию будет непросто
В Закон N 128-ФЗ добавилось положение о том, что лицензирующий орган может обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (п. 1 ст. 6 Закона 128-ФЗ в ред. Закона N 80-ФЗ). Фактически данной нормой предусматривается совершенно новая процедура в отношениях между лицензирующим органом и лицензиатом, которая позволяет устранить существующие противоречия. Самое главное - из новой редакции Закона исключено право лицензирующего органа аннулировать лицензию без обращения в суд. То есть теперь без судебного разбирательства забрать лицензию у фирмы или предпринимателя будет нельзя.
Зато легче будет ее получить
Перечень документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган, практически не изменился. Но теперь законодатель сделал этот перечень закрытым, запретив требовать документы сверх установленного списка. Тогда как раньше госслужащие имели возможность потребовать дополнительные документы, если это предусматривалось иными нормативными актами, регулирующими лицензирование конкретных видов деятельности. Помимо заявления потребуются только копии учредительных документов и подтверждение уплаты госпошлины за рассмотрение заявления. К этим бумагам прилагаются копии документов, перечень которых определяется отдельно для каждого вида деятельности, подлежащего лицензированию. Никаких дополнительных документов у фирмы или предпринимателя требовать не вправе. Срок принятия решения лицензирующим органом в новой редакции Закона N 128-ФЗ сокращен с 60 до 45 дней. Такое решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Особые требования в новой редакции Закона предъявляются к оформлению отказа лицензирующего органа, который теперь будет более информативен, - для удобства лицензиата в случае, если последний захочет обжаловать отказ в судебном порядке. Желающие получить лицензию фирма или предприниматель теперь имеют возможность приобрести дубликат лицензии, а также копий, заверенных лицензирующим органом, за твердую цену - 10 руб.
Получить лицензию можно по-разному
Помимо сокращения сроков получения лицензий, стала проще процедура их выдачи. В новой редакции Закона предусмотрен упрощенный порядок лицензирования в отношении отдельных видов деятельности. Причем фирма или предприниматель, которые хотят получить лицензию, могут выбрать между обычным порядком лицензирования и упрощенным. Основные отличия упрощенного порядка лицензирования от обычного состоят в следующем. Во-первых, срок получения лицензии составляет 15, а не 45 дней. Во-вторых, не проверяются возможности и условия, которые требуются для выполнения лицензионной деятельности. И, наконец, не будут проверять, соответствует ли деятельность фирмы или предпринимателя лицензионным требованиям. Для того чтобы воспользоваться упрощенным режимом, претендент должен приложить к заявлению копию договора страхования гражданской ответственности или копию сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Следует отметить, что упрощенный порядок лицензирования применяется только к лицензированию следующих видов деятельности: - эксплуатация пожароопасных производственных объектов; - деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); - перевозки морским транспортом грузов; - перевозки внутренним водным транспортом грузов; - перевозки воздушным транспортом грузов; - перевозки железнодорожным транспортом грузов; - перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа; - транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте; - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах; - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; - деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Данный перечень является закрытым и не может быть расширен нормативными актами, регулирующими лицензирование конкретных видов деятельности.
Контроль и ответственность
Немаловажным изменением в Законе будет то, что лицензирующий орган должен извещать в пятидневный срок госучреждение, осуществляющее государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей, о выдаче, переоформлении или аннулировании лицензии. То есть налоговые инспекции будут получать информацию о лицензионной деятельности не от самих налогоплательщиков. В ст. 13 Закона N 128-ФЗ устанавливается новое правило приостановления и аннулирования лицензий. Как уже упоминалось, без суда аннулировать лицензию нельзя. Новая редакция предусматривает в качестве условия приостановления лицензии привлечение лицензиата к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. То есть если судья привлекает фирму или предпринимателя к административной ответственности за нарушения в лицензионной деятельности, действие лицензии приостанавливается. Действовать снова лицензия продолжит только тогда, когда организация или коммерсант устранит все нарушения и уведомит об этом лицензионный орган в письменной форме. Обратите внимание: срок действия лицензии на время ее приостановления не продлевается. Ну а если нарушения так и не устранены, то лицензию все-таки аннулируют. Для этого лицензионный орган обязан обратиться в суд.
Добавятся новые лицензии
Виды деятельности, подлежащие лицензированию (ст. 17 Закона), теперь пронумерованы (их ровно 103) - стало гораздо удобнее ориентироваться в этом перечне. Причем новая редакция Закона N 128-ФЗ предусматривает поэтапное сокращение лицензируемых видов деятельности. С 1 января 2006 г. прекращается лицензирование девяти видов деятельности, в числе которых не будет подлежать лицензированию оценочная и аудиторская деятельность. С 1 января 2007 г. еще пять видов деятельности не будут подлежать лицензированию. А именно туроператорская деятельность; турагентская деятельность; проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
О.Н.Колесник Директор АНОРП "Региональная Юридическая Компания" Подписано в печать 22.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |