Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 30.06.2005 N 74-ФЗ "О внесении изменений в статью 182 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и Федеральному закону от 30.06.2005 N 71-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 30.06.2005 N 74-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 182 ЧАСТИ ВТОРОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 30.06.2005 N 71-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 217 ЧАСТИ ВТОРОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

Федеральными законами от 30.06.2005 N 71-ФЗ и N 74-ФЗ законодатель внес очередные изменения во вторую часть Налогового кодекса, а именно в гл. 22 и 23.

Основные нововведения таковы. По налогу на доходы физических лиц повышается порог лимитируемых доходов (подарков, призов, материальной помощи налогоплательщику), с которых налог не взимается, а также расширен перечень не облагаемых налогом доходов. Относительно же акциза конкретизирован объект налогообложения. Все подписанные нововведения в налоговое законодательство начинают действовать в разное время. Рассмотрим их более детально.

НДФЛ: доходы растут

Изменения, внесенные в гл. 23 Налогового кодекса, заинтересуют граждан (и, естественно, налоговых агентов), которые в той или иной форме получают подарки, призы, материальную помощь от организаций или непосредственно от работодателя.

Получать помощь и подарки станет выгоднее

Начиная со следующего года увеличивается сумма доходов налогоплательщика, не подлежащих налогообложению (п. 28 ст. 217 НК РФ), с 2000 до 4000 руб. Для налоговых агентов это повышение не влечет никаких экономических последствий, так как данная индексация отразится лишь на конечном размере дохода физического лица.

Также претерпел изменения и сам перечень не облагаемых налогом доходов. В него добавили доходы в виде подарков и помощи (в денежной и натуральной формах) такой "заслуженной" категории налогоплательщиков, как ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией и т.д. Таким образом законодатели решили выделить доходы этой группы граждан среди уже существующих лимитируемых доходов, установив для них другое ограничение - 10 000 руб. за налоговый период. Это нововведение также вступает в силу с 01.01.2006.

Подарок к 60-летию Победы...

Отдельного внимания заслуживает ст. 2 Закона от 30.06.2005 N 71-ФЗ. Ее положения устанавливают, что доходы в виде подарков и помощи (в денежной и натуральной формах), полученные ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией и т.д., освобождаются от налогообложения в 2005 г. Данная поправка действует задним числом, поскольку действие ст. 2 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. И из этого следует, что налоговым агентам, которые выплачивали указанной категории граждан в течение 2005 г. доходы в виде помощи или же подарков, придется вернуть излишне удержанный налог. Причем сделать это надо в двухмесячный срок с момента вступления настоящего Закона в силу.

Устанавливая жесткие рамки по срокам возврата налога, принятый Закон не диктует какого-либо особого порядка этой процедуры. Обычно зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговой инспекцией. Но в рассматриваемом нами случае, когда налогоплательщик - физическое лицо хочет вернуть себе излишне удержанный подоходный налог, ему следует руководствоваться п. 1 ст. 231 Налогового кодекса, в соответствии с которым обязанность по возврату возлагается на налогового агента. Причем независимо от того, являются ли физическое лицо и организация сторонами трудового договора. По письменному заявлению физического лица бухгалтерия обязана вернуть ему переплаченные суммы налога. Если налогоплательщик работает в данной организации, то по его заявлению работодатель сможет зачесть переплаченную сумму налога в счет будущих платежей. Тем не менее остается неясным практическое применение п. 2 ст. 2 Закона N 71-ФЗ в случае, когда физическое лицо не работает в организации. Зачет излишне удержанного налога фирма в этом случае произвести не может. Но в то же время налогоплательщик имеет право самостоятельно обратиться за переплатой в налоговую инспекцию, поскольку Налоговый кодекс этого не запрещает.

Акциз: работа над ошибками

Другая весьма необходимая поправка коснулась акциза. В этот раз законодатель четко определил объект налогообложения по операциям с нефтепродуктами (бензином, топливом, моторными маслами). Как видно из Закона, к уже существующим положениям гл. 22 Налогового кодекса добавлено лишь одно уточнение - "территория Российской Федерации". Эта поправка затрагивает операции по получению, передаче и принятию к учету нефтепродуктов организациями и индивидуальными предпринимателями. Суть вносимых изменений сводится к тому, что акциз на нефтепродукты должен взиматься при совершении операций исключительно на территории Российской Федерации.

Такое дополнение было внесено неспроста. В том виде, в котором существовала ст. 182 Налогового кодекса до принятия Закона N 74-ФЗ, налогоплательщикам, осуществляющим операции с нефтепродуктами за пределами нашего государства, было не совсем понятно, подпадает ли их деятельность под налогообложение акцизом. Но внесенная поправка в виде фразы "территория Российской Федерации" поставила все на свои места.

Хотя сами авторы Закона называют допущенную ошибку чисто технической, теоретически прямое соблюдение норм Налогового кодекса может привести к неожиданным налоговым последствиям. К примеру, рассмотрим случай, когда организация, имеющая свидетельство, по роду своей деятельности приобретает и передает подакцизный бензин на территории другого государства. В данной ситуации фирма должна начислить акциз, так как пп. 3 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса не "привязывает" совершаемые операции с нефтепродуктами только к территории Российской Федерации. Для подобного случая не предусмотрена специальная норма, и поэтому налогоплательщик должен исчислить налог в соответствии с общим порядком налогообложения. Но вот на налоговый вычет он не имеет права, поскольку товар не ввозится в нашу страну в таможенном режиме импорта (п. 10 ст. 200 НК РФ). Такая же непонятная ситуация складывается и при последующей передаче бензина вне территории нашего государства. В этом случае налогоплательщик не освобождается от уплаты акциза, поскольку реализация нефтепродуктов не проходит в таможенном режиме экспорта, как того требует п. 1 ст. 184 Налогового кодекса. Таким образом, возникающие противоречия экономическому содержанию этого налога повлекли за собой необходимость внесения соответствующих поправок.

Законодатели, принимая данный Закон, исходили из того, что при совершении операций по приобретению и реализации нефтепродуктов за пределами Российской Федерации по экономическому содержанию акциза в этом случае не возникает объекта налогообложения. Денежные поступления в виде сумм акцизов от подобных операций в бюджет не закладывались.

Таким образом, законодатели внесли ясность в порядок определения объекта налогообложения акцизом, уточнив "место совершения" хозяйственных операций с нефтепродуктами. Данная поправка начинает действовать задним числом, так как откорректированные положения гл. 22 действуют с 01.01.2003.

Н.Ю.Чекмарева

Эксперт "НА"

Подписано в печать

22.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к главе 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2005 N 68-ФЗ и от 03.06.2005 N 55-ФЗ) и главе 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.06.2005 N 63-ФЗ и N 64-ФЗ)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14) >
Статья: <Комментарий к Письму Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1 <Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.