Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18 "О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ" и Письму Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16 "О порядке определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.07.2005 N 03-03-02/18

"О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 06.06.2005 N 58-ФЗ"

И ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.07.2005 N 03-03-02/16

"О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ ПРИБЫЛИ, ПРИХОДЯЩЕЙСЯ

НА ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.06.2005 N 58-ФЗ">

Многие поправки, внесенные в гл. 25 Налогового кодекса Законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ <*>, имеют обратную силу. В связи с этим у организаций возникают два закономерных вопроса: нужно ли учитывать изменения при составлении полугодовой декларации по налогу на прибыль и обязаны ли фирмы произвести пересчет за прошедшие отчетные периоды. На них Минфин ответил в опубликованном Письме от 06.07.2005 N 03-03-02/18. В другом документе (Письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16) финансисты разъясняют, как с учетом внесенных изменений организациям следует определять долю прибыли, приходящуюся на обособленное подразделение.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 13, 2005.

Налог на прибыль по филиалам

Фирмы, которые имеют обособленные подразделения, должны платить налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, по местонахождению головной организации (п. 1 ст. 288 НК РФ). А вот часть налога, подлежащую уплате в региональный бюджет, им следует распределять между всеми подразделениями и головным офисом (п. 2 ст. 288 НК РФ). При этом организация рассчитывает долю прибыли по обособленному подразделению как среднее арифметическое двух величин:

- удельного веса среднесписочной численности работников подразделения в среднесписочной численности сотрудников в целом по организации (вместо этого показателя фирма может использовать другой - расходы на оплату труда);

- удельного веса остаточной стоимости основных средств подразделения в остаточной стоимости основных средств по всей организации.

Поправки, внесенные законодателями, изменяют порядок расчета этих показателей.

Одну проблему решили...

В прежней редакции п. 2 ст. 288 Налогового кодекса предписывал организациям для расчета удельного веса брать данные о среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств на конец отчетного (налогового) периода.

В связи с такой формулировкой у организаций возникали трудности с подсчетом среднесписочной численности работников: определить значение этого показателя на конкретную дату просто невозможно. Поэтому, несмотря на требование Налогового кодекса, инспекторы сами предлагали фирмам рассчитывать среднесписочную численность работников за последний месяц отчетного или налогового периода. Такое разъяснение содержалось в п. 8.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.

Поправки, внесенные Законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, устранили это противоречие. Теперь организации должны определять среднесписочную численность работников (расходы на оплату труда), а также остаточную стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период.

...другая возникла

Однако изменения в ст. 288 Налогового кодекса не сняли всех вопросов, связанных с необходимостью распределения прибыли. В новой редакции нормы этой статьи стали невыполнимы в отношении основных средств. Дело в том, что их остаточную стоимость можно рассчитать лишь на конкретную дату (как предписывалось прежде), а не за какой-либо период (как установлено теперь).

Предвидя вопросы организаций, Минфин в опубликованном Письме от 06.07.2005 N 03-03-02/16 попытался разъяснить, как фирмы должны определять стоимость основных средств за отчетный или налоговый период. Сразу отметим, что предложенный алгоритм не совсем корректен, поскольку он фактически предполагает подмену установленного Налоговым кодексом показателя "остаточная стоимость основных средств" другим - "средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств". Однако очевидно, что буквально выполнить требования ст. 288 Кодекса невозможно.

Итак, Минфин предложил рассчитывать удельный вес остаточной стоимости основных средств по правилам, предусмотренным п. 4 ст. 376 Налогового кодекса для целей расчета налога на имущество. То есть организациям необходимо рассчитать среднюю остаточную стоимость основных средств, сложив остаточную стоимость этих объектов на 1-е число каждого из месяцев отчетного (налогового) периода и разделив полученную сумму на количество этих месяцев, увеличенное на единицу.

Работники финансового ведомства разъяснили в Письме не только общий порядок. Они указали также, как необходимо рассчитывать долю прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, которое фирма создала в середине налогового периода. Таким организациям придется при расчете учитывать остаточную стоимость основных средств на 1-е числа месяцев, предшествующих созданию подразделения, по нулевой оценке.

Когда учесть поправки?

В отношении многих изменений, внесенных в гл. 25 Налогового кодекса, в Законе N 58-ФЗ указано, что их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. К их числу относится, в частности, рассмотренная поправка в ст. 288 Налогового кодекса. Кроме этого фирмы задним числом получили, например, право самостоятельно определять перечень прямых расходов и методику их распределения на остатки незавершенного производства. Поэтому в июле для бухгалтеров стал более чем актуальным вопрос: нужно ли учесть подобные поправки уже при составлении полугодовой декларации?

Хотя изменения и распространяются на прошлые отчетные периоды этого года, вступают в силу они только с 15 июля 2005 г. (через месяц после официальной публикации в "Российской газете" от 14 июня 2005 г.). Поэтому учитывать их при составлении отчетности за полугодие организации не обязаны. Но вот при подаче деклараций за январь - июль и 9 месяцев этого года организациям, которые отчитываются соответственно ежемесячно и ежеквартально, придется отражать данные уже с учетом поправок. Такие разъяснения дал Минфин в опубликованном Письме от 06.06.2005 N 03-03-02/18. В отношении же прошедших отчетных периодов 2005 г. в документе идет речь лишь о праве, а не об обязанности фирм представить уточненные декларации.

Обратите внимание: организациям, прежде чем учитывать некоторые поправки, необходимо внести изменения в учетную политику, например если они решат включать таможенные пошлины в стоимость приобретенных товаров (ст. 320 НК РФ). Соответствующие приказы, отмечает Минфин, необходимо представить в инспекцию. Такая обязанность законодательно не предусмотрена, но при проведении камеральной проверки инспектор учетную политику потребовать вправе.

И еще на один животрепещущий вопрос дал ответ Минфин. Фирмы не застрахованы от возникновения недоимки в результате применения новых норм. Например, организации, распределив по новым правилам прибыль между головным офисом и подразделениями, находящимися в разных субъектах РФ, могут получить недоплату в один из региональных бюджетов и переплату в другой. Недоимка может возникнуть и у фирм, пересмотревших резерв по сомнительным долгам. Грозят ли санкции таким организациям? По мнению Минфина, налоговая в подобных ситуациях начислять пени не вправе.

Е.О.Калинченко

Эксперт "НА"

Подписано в печать

22.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 08.06.2005 N 03-03-01-04/1/313 <О некоторых вопросах налогообложения налогом на прибыль организаций>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 21.06.2005 N 03-11-05/1 <О порядке выплаты дивидендов акционерными обществами и определении источников таких выплат>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.