Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Амортизация без права собственности ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 26)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 26

АМОРТИЗАЦИЯ БЕЗ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Проблема. Организация купила здание. Акт приемки-передачи стороны подписали. Право собственности на него еще не зарегистрировано, но имущество уже используется в деятельности. Затруднение здесь вызывают такие вопросы. С какого момента нужно начислять амортизации? Нужно ли платить налог на имущество? И что будет, если документы на регистрацию возвратят фирме на доработку?

Учет

В бухучете имущество, на которое нужно зарегистрировать право собственности, учитывается в составе капитальных вложений. Такое условие содержит п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Однако организация может начислять по нему амортизацию. Это право ей дает п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. Для начисления амортизации нужно оформить первичные документы по приемке-передаче, ввести объект в эксплуатацию и передать пакет документов для регистрации права собственности.

Пункт 52 методичек предлагает два варианта учета незарегистрированного имущества. Первый - оставить его в составе капитальных вложений, то есть на счете 08, и начислять амортизацию. Второй - перевести объект в состав основных средств. Независимо от выбранного варианта амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда организация начала эксплуатировать объект.

С точки зрения методологии бухгалтерского учета именно последний вариант является верным. Ведь амортизируются исключительно основные средства (п. 17 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). А капвложения к ним не относятся. Стоит также отметить, что от способа учета не прошедших государственную регистрацию основных средств будет зависеть и сумма налога на имущество.

Налоги

Однако для тех бухгалтеров, кто решит сделать все как надо, методологически верный подход по учету основных средств обернется вот какой проблемой. В этом случае придется заплатить налог на имущество по еще не зарегистрированному имуществу. Ведь в объект налогообложения включается стоимость имущества, учитываемого на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Налоговые органы считают, что эксплуатируемое имущество, по которому документы переданы на госрегистрацию, в любом случае нужно учитывать в составе основных средств <*>. И следовательно, платить налог на имущество. Однако Минфин с ними не согласен. Специалисты финансового ведомства сходятся во мнении, что такое имущество нельзя учитывать как основное средство (Письмо Минфина России от 31.05.2004 N 04-02-05/1/43). Это вытекает из ст. 223 ГК РФ. Ведь право собственности на имущество, подлежащее госрегистрации, возникает только после того, как сделана соответствующая запись в госреестре. Поэтому объект до момента регистрации нужно учитывать как капвложения. Соответственно, о налоге на имущество речи не идет.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подробнее см. "горячую линию" по налогу на имущество в "УНП" N 45, 2004, с. 5.

Теперь перейдем к налогу на прибыль. В налоговом учете амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ). А в состав амортизационной группы оно включается с момента подачи документов для регистрации права собственности (п. 8 ст. 258 НК РФ).

Получается, амортизировать основное средство, право собственности по которому надо регистрировать, можно, когда одновременно выполнены два условия. А именно - объект введен в эксплуатацию и документально подтвержден факт подачи документов на регистрацию.

Право

Но возможность начислять налоговую амортизацию с момента подачи документов на госрегистрацию может сыграть злую шутку с налогоплательщиком. Дело в том, что регистраторы вправе вернуть документы, не сделав запись в госреестре. Например, когда документы составлены с нарушениями (ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

О том же, что делать с уже начисленной амортизацией в таком случае, НК РФ не говорит. Налоговики на страницах "УНП" высказывали мнение о том, что начислять амортизацию можно, только если на основании поданных документов сделка была зарегистрирована ("УНП" N 38, 2003, с. 5).

Однако напрямую из НК РФ это не следует. В Кодексе предельно четко говорится: имущество, подлежащее госрегистрации, попадает в состав амортизационной группы в тот момент, когда плательщик получил подтверждение о приеме документов на госрегистрацию (п. 8 ст. 258 НК РФ). А если имущество попало в амортизационную группу, то на него надо начислять амортизацию (п. п. 2, 3 ст. 259 НК РФ).

Никакого механизма исключения объектов из состава амортизационных групп при отказе в госрегистрации в НК РФ нет. Значит, даже если документы вернули без госрегистрации, можно продолжать начислять амортизацию.

Но здесь есть один нюанс. Согласно ст. 256 НК РФ амортизировать можно только имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности. А право собственности на регистрируемое имущество возникает лишь в момент регистрации (ст. 223 ГК РФ). Получается, что, разрешив начислять амортизацию с момента подачи документов на регистрацию, законодатель сделал исключение из общего правила.

По нашему мнению, это означает, что можно будет продолжать начислять амортизацию при возврате документов, только если отказ в регистрации носит устранимый характер. Проще говоря, если оплошность можно исправить и право собственности (или сделка) в дальнейшем все же будет зарегистрировано, то амортизацию по объекту можно продолжать начислять. Если же отказ безоговорочный, то начисленные суммы амортизации придется восстановить.

А.В.Илюшечкин

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

22.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Налог на прибыль организаций ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 26) >
Вопрос: Я владелец торговой точки. На моего продавца был составлен протокол об административной ответственности из-за того, что он не пробил чек. Впоследствии на продавца наложили штраф 1500 руб. (15 МРОТ). А через три дня по тому же самому факту оштрафовали и меня. Еще на 3000 руб. (30 МРОТ). Но ведь наказание за продажу товара без кассового чека уже назначено продавцу. У меня возник вопрос: нет ли здесь двойного наказания? ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 26)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.