|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Налог на прибыль организаций ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 26)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 26
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Григорий Грантович Лалаев - ведущий специалист отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Минфина России.
- Добрый день! В апреле выплатили дивиденды своим учредителям. Как правильно заполнить налоговую декларацию в части расчета налога на прибыль в виде дивидендов? - А ваши учредители - физические лица или организации? - Только физические лица. - Тогда вы не должны заполнять этот лист декларации. Он предназначен для организаций, выплачивающих дивиденды юридическим лицам.
* * *
- Приобрели материалы в розничной сети через подотчетных лиц. В кассовом чеке НДС вообще не выделен. Могу ли я отнести на расходы всю сумму, указанную в чеке? - В п. 2 ст. 254 НК РФ сказано, что стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в расходы, определяется исходя из цен их приобретения. При этом не учитываются суммы налогов, подлежащих вычету в соответствии с НК РФ. Налог на добавленную стоимость относится как раз к таким. Но вычеты по НДС можно произвести только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг)... - У нас таких документов нет... - Поэтому, если в кассовом чеке НДС не выделен, вы можете отнести всю сумму, указанную в чеке, на расходы. - А если в чеке указано "в том числе НДС"? Надо ли выделять налог расчетным путем? - Нет, вы не имеете права выделять НДС расчетным путем. Налоговый кодекс этого не предусматривает. Так что и в этом случае вы можете включить в расходы всю сумму, указанную в чеке.
* * *
- Беспокоит главный бухгалтер Центрального комитета отраслевого профсоюза. Мы перечисляем территориальным и первичным профсоюзным организациям деньги для осуществления уставной деятельности. Меня волнует, не будут ли эти деньги облагаться у получателей налогом на прибыль в связи с отменой Методических рекомендаций по налогу на прибыль? - Методические рекомендации в принципе не могут менять или дополнять правила налогообложения, прописанные в Кодексе. Поэтому с отменой методичек ничего в порядке налогообложения средств, перечисляемых профсоюзами на ведение уставной деятельности, не изменилось. - То есть они по-прежнему не облагаются налогом на прибыль? - Такие средства прямо названы в пп. 9 п. 2 ст. 251 НК РФ. Поэтому они освобождаются от налога на прибыль. Конечно, при соблюдении всех условий, прописанных в этой норме. - Скажите, а в принципе отмена методичек означает, что подходы, изложенные в них, были неправильными? То есть применять их уже не стоит? - Нет, вы можете использовать их как справочный материал. Позиция, изложенная в методичках, была согласована с Минфином. И отмена документа никак не повлияла на эту позицию.
* * *
- Приобрели бухгалтерскую программу. Ее стоимость мы списывали ежемесячно в течение срока использования, прописанного в договоре на приобретение... - Вы допустили ошибку. Средства, внесенные по договору на приобретение неисключительных прав на программу, можно списать единовременно. В данном случае срок использования программы не имеет значения... - Вот как? А можно я теперь единовременно спишу остаток суммы? - На мой взгляд, вам лучше подать уточненные декларации за прошлые периоды. И именно там отразить единовременно списание программы.
* * *
- Сотрудник находился в командировке. Причем мы сразу купили ему билеты в оба конца. Однако по приказу директора командировка была продлена на неделю. И обратный билет пришлось сдать. За это с нас удержали комиссию. Могу я учесть эту комиссию при налогообложении прибыли? - Можете. Этот расход у вас связан с командировкой и экономически обоснован. Поэтому при наличии документов, подтверждающих размер комиссии и основание ее взимания, вы можете учесть эту сумму в качестве расхода при налогообложении прибыли.
* * *
- Мы занимаемся профессиональным хранением товаров. По договорам с поклажедателями мы обязаны застраховать имущество, принимаемое на хранение. Для этого я заключаю договоры со страховыми компаниями. Взносы по договору предусмотрены двумя платежами - раз в полугодие. Как мне учитывать эти платежи в расходах? - Вы должны равномерно распределить стоимость страховки на срок действия договора. - Но ведь в ст. 272 НК РФ это правило предусмотрено только для случаев, если страховой взнос перечисляется разовым платежом. А у нас два платежа... - Это значения не имеет. Платежи по договорам страхования всегда распределяются на период страховки и учитываются равномерно.
* * *
- У нас заключен договор страхования строительных рисков. Он действует не только на период строительства объекта, но и на период его гарантийной эксплуатации. Могу ли я поставить в расходы все затраты по такой страховке? - Какие риски вы страхуете в гарантийный период? - От нанесения ущерба третьим лицам, возникшего из-за дефектов, вызванных некачественными работами. - В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 263 НК РФ на расходы можно отнести затраты на добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ. Как видите, речь идет о рисках, возникающих у организации непосредственно во время проведения строительно-монтажных работ. - А мы страхуем риски, возникающие уже после завершения строительства... - Правильно. Поэтому расходы на страхование рисков после завершения строительно-монтажных работ нельзя учесть для целей налогообложения. - Может, эти расходы можно провести по какому-нибудь другому основанию? - Нет. Расходам на страхование посвящена ст. 263 НК РФ. И перечень видов добровольного страхования имущества, расходы на которые можно учесть при налогообложении прибыли, носит исчерпывающий характер. А такого вида, как страхование риска ответственности от причинения ущерба третьим лицам, возникшего из-за дефектов, вызванных некачественными работами, в ст. 263 НК РФ не названо.
* * *
- Заключили договор аренды на срок 40 лет. Но прежде, чем передать здание арендатору, мы должны обновить фасад, установить систему видеонаблюдения и пожарную сигнализацию. Такая обязанность прописана в договоре. Скажите, это будет модернизация или обычный ремонт? - Обновление фасада - это не модернизация и не реконструкция. Это обычный ремонт. Установка различных систем - видеонаблюдения, пожарной сигнализации также не относится к модернизации и реконструкции. Нельзя признать это и ремонтом. Поэтому вы списываете их просто в составе прочих расходов. - А замена перегородок внутри помещения? - Площадь помещения у вас меняется из-за замены перегородок? - Нет, площадь остается той же. - Тогда под определение реконструкции ваши действия не попадают. Поэтому расходы на замену перегородок можно учесть как затраты на ремонт.
* * *
- Должен ли доверительный управляющий в отдельном балансе и, соответственно, в декларации отражать операции с ценными бумагами? Ведь для учредителя все доходы и расходы по доверительному управлению входят в состав внереализационных... - Для ценных бумаг в Налоговом кодексе предусмотрены специальные правила учета. И эти правила действуют в том числе и при передаче ценных бумаг в доверительное управление. Поэтому доверительный управляющий должен вести отдельный учет операций с ценными бумагами. - А где в Налоговом кодексе об этом говорится? - Такое требование вытекает из ст. 332 НК РФ. В ней прямо сказано, что доходы и расходы у доверительного управляющего отражаются в том же порядке, который прописан в предыдущих статьях НК РФ. А в ст. 280 Кодекса для операций с ценными бумагами приведены специальные правила. Они требуют считать налоговую базу по ценным бумагам отдельно. И доверительный управляющий должен эти требования соблюдать.
* * *
- На складе, принадлежащем нашему предприятию, произошел пожар. Есть документ из МЧС России, подтверждающий факт пожара, а также то, что причины возгорания не установлены. Могу ли я при таких обстоятельствах списать на расходы стоимость сгоревшего товара? - Потери от пожара учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. В составе этих расходов вы можете списать на расходы и стоимость сгоревшего товара. Но для этого одного документа из МЧС мало. - А что еще нужно, не подскажете? - Подскажу. У вас должны быть документы, подтверждающие факт наличия товаров на складе во время пожара. Кроме того, потребуется акт о проведенной после пожара инвентаризации.
* * *
- При инвентаризации выявили неучтенные товарно-материальные ценности. Включили их в доходы. Какую сумму я могу поставить в расходы при списании этих ТМЦ - ту, по которой они числятся в учете, или только сумму уплаченного налога? - Расходами у нас признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Вы не можете документально подтвердить затраты на приобретение ТМЦ, излишек которых выявлен в результате инвентаризации. Поэтому стоимость таких ценностей не относится к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли. - Спасибо, всего доброго!
"Горячую линию" подготовили А.Е.Смирнов Заместитель главного редактора "УНП"
А.В.Кононова Менеджер по работе с авторами "УНП" Подписано в печать 22.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |