|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: права и обязанности ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 8)
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 8
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
В 2004 г. в России для создания эффективной системы федеральных органов исполнительной власти Президентом РФ в соответствии с действующим законодательством <1> проведена реформа государственной власти. ————————————————————————————————<1> Статья 112 Конституции РФ (принята 12.12.1993), Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ".
В ходе реформы произошло перераспределение функций существовавших федеральных министерств и ведомств Российской Федерации в пользу созданных федеральных служб и федеральных агентств. После реформы структура федеральных органов исполнительной власти в РФ состоит из 16 министерств, 34 федеральных служб и 33 федеральных агентств. Одним из таких вновь созданных федеральных органов исполнительной власти и стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ (далее - Росфиннадзор). Росфиннадзор образован путем передачи ему от Министерства финансов РФ функций по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере, а также функций органа валютного контроля. Он осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы.
Обязанности
В обязанности Росфиннадзора в соответствии с действующим законодательством <2> входит: 1. Осуществление контроля и надзора: - за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; - за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; - за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; - за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре. 2. Прием граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок. 3. Осуществление в рамках своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ. 4. Представление в установленном порядке в судебных органах прав и законных интересов РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора. 5. Обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Росфиннадзора информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации. 6. Осуществление в соответствии с законодательством РФ работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Росфиннадзора. 7. Взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. 8. Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. ————————————————————————————————<2> Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".
Права
В целях реализации возложенных на него обязанностей Росфиннадзор имеет право: 1. Проводить ревизии и проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, а также в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. На проведение каждой ревизии или проверки участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем Росфиннадзора или его территориального органа, назначившего ревизию, и заверяется печатью. В соответствии с Приказом Минфина России N 42н <3>: Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям: - соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам; - обоснованность расчетов сметных назначений; - исполнение смет расходов; - использование бюджетных средств по целевому назначению; - обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей; - обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств; - соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности; - обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций; - полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; - операции с основными средствами и нематериальными активами; - операции, связанные с инвестициями; - расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; - обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера; - формирование финансовых результатов и их распределение. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. ————————————————————————————————<3> Приказ Минфина России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами министерства финансов российской Федерации" (на момент написания статьи данный документ не утратил своей юридической силы).
2. Получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок. 3. Получать заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных и надзорных мероприятий. 4. Требовать от руководителей проверяемых организаций обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а при обнаружении подлогов, подделок и других злоупотреблений ставить вопрос перед правоохранительными органами об изъятии документов, подтверждающих эти факты. 5. При осуществлении ревизий и проверок проходить во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. 6. Проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка). 7. Направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений. 8. Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств. 9. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора. 10. Заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности. 11. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к определенной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов. 12. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора. 13. Осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля. 14. Организовывать с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ. 15. Формировать и вести единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. 16. Принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, а также давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ. 17. Вносить по результатам ревизий и проверок предложения о взыскании в бесспорном порядке бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, в соответствии с законодательством РФ, и доходов от их использования. Хотелось бы обратить внимание на то, что БК РФ <4> и КоАП РФ <5> дают очень четкое разъяснение о том, что бесспорное списание средств со счетов проверенных организаций происходит в случаях установления фактов использования бюджетных средств не по целевому назначению (и доходов от их использования), а во всех остальных случаях возмещение неправомерно и неэффективно израсходованных бюджетных средств происходит в добровольном порядке или по решению арбитражного суда РФ. ————————————————————————————————<4> Бюджетный кодекс РФ, введен в действие Федеральным законом от 31.07.1998 N 145-ФЗ. <5> Кодекс об административных нарушениях РФ, введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Примечание. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).
18. Осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что на основании ст. 23.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают органы, ответственные за исполнение федерального бюджета. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 22.3 КоАП РФ в случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанного в гл. 23 КоАП РФ органа или территориальных органов подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган или территориальные органы, которым переданы указанные функции. Согласно п. 13 Указу Президента РФ N 314 <6> и п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р Росфиннадзору подчинены контрольно-ревизионные органы Минфина России, которые в соответствии с Приказом Минфина России от 03.12.2002 N 121н уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ. ————————————————————————————————<6> Указ Президента от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Е.Бирюкова Эксперт журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 21.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |