Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: права и обязанности ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 8)



"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 8

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

В 2004 г. в России для создания эффективной системы федеральных органов исполнительной власти Президентом РФ в соответствии с действующим законодательством <1> проведена реформа государственной власти.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Статья 112 Конституции РФ (принята 12.12.1993), Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ".

В ходе реформы произошло перераспределение функций существовавших федеральных министерств и ведомств Российской Федерации в пользу созданных федеральных служб и федеральных агентств. После реформы структура федеральных органов исполнительной власти в РФ состоит из 16 министерств, 34 федеральных служб и 33 федеральных агентств.

Одним из таких вновь созданных федеральных органов исполнительной власти и стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ (далее - Росфиннадзор).

Росфиннадзор образован путем передачи ему от Министерства финансов РФ функций по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере, а также функций органа валютного контроля. Он осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы.

Обязанности

В обязанности Росфиннадзора в соответствии с действующим законодательством <2> входит:

1. Осуществление контроля и надзора:

- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

- за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

- за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

2. Прием граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок.

3. Осуществление в рамках своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

4. Представление в установленном порядке в судебных органах прав и законных интересов РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора.

5. Обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Росфиннадзора информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации.

6. Осуществление в соответствии с законодательством РФ работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Росфиннадзора.

7. Взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

8. Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".

Права

В целях реализации возложенных на него обязанностей Росфиннадзор имеет право:

1. Проводить ревизии и проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, а также в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. На проведение каждой ревизии или проверки участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем Росфиннадзора или его территориального органа, назначившего ревизию, и заверяется печатью.

В соответствии с Приказом Минфина России N 42н <3>:

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

- обоснованность расчетов сметных назначений;

- исполнение смет расходов;

- использование бюджетных средств по целевому назначению;

- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

- операции с основными средствами и нематериальными активами;

- операции, связанные с инвестициями;

- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

- формирование финансовых результатов и их распределение.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Приказ Минфина России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами министерства финансов российской Федерации" (на момент написания статьи данный документ не утратил своей юридической силы).

2. Получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок.

3. Получать заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

4. Требовать от руководителей проверяемых организаций обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а при обнаружении подлогов, подделок и других злоупотреблений ставить вопрос перед правоохранительными органами об изъятии документов, подтверждающих эти факты.

5. При осуществлении ревизий и проверок проходить во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

6. Проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).

7. Направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

8. Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.

9. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора.

10. Заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.

11. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к определенной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.

12. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора.

13. Осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

14. Организовывать с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ.

15. Формировать и вести единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

16. Принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, а также давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ.

17. Вносить по результатам ревизий и проверок предложения о взыскании в бесспорном порядке бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, в соответствии с законодательством РФ, и доходов от их использования.

Хотелось бы обратить внимание на то, что БК РФ <4> и КоАП РФ <5> дают очень четкое разъяснение о том, что бесспорное списание средств со счетов проверенных организаций происходит в случаях установления фактов использования бюджетных средств не по целевому назначению (и доходов от их использования), а во всех остальных случаях возмещение неправомерно и неэффективно израсходованных бюджетных средств происходит в добровольном порядке или по решению арбитражного суда РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Бюджетный кодекс РФ, введен в действие Федеральным законом от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

<5> Кодекс об административных нарушениях РФ, введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Примечание. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).

18. Осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.

Следует иметь в виду, что на основании ст. 23.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают органы, ответственные за исполнение федерального бюджета. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 22.3 КоАП РФ в случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанного в гл. 23 КоАП РФ органа или территориальных органов подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган или территориальные органы, которым переданы указанные функции. Согласно п. 13 Указу Президента РФ N 314 <6> и п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р Росфиннадзору подчинены контрольно-ревизионные органы Минфина России, которые в соответствии с Приказом Минфина России от 03.12.2002 N 121н уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Указ Президента от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Е.Бирюкова

Эксперт журнала

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

21.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости от 21.07.2005> ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 8) >
Статья: Платные медицинские услуги: отражение в бюджетном учете (Окончание) ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.