Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Судебная хроника ("Новая бухгалтерия", 2005, N 8)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 8

СУДЕБНАЯ ХРОНИКА

1. Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04)

ЗАО обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о списании с лицевого счета налогоплательщика долга, образовавшегося в период с января 1997 г. по январь 2001 г. За ЗАО числилась недоимка по федеральным, региональным и местным налогам.

Налоговая инспекция на основании п. 1 ст. 59 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам" в списании сумм недоимки отказала.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налоговых органов, указав следующее.

В соответствии со ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

- по федеральным налогам - правительством РФ;

- по региональным налогам - исполнительными органами субъектов РФ;

- по местным налогам - исполнительными органами местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 100, постановлением губернатора Самарской области и постановлением главы г. Самары списание недоимки по федеральным, региональным и местным налогам производится в случае ликвидации организации.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Поэтому у налоговой инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований для исключения из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки по налогам.

2. У налоговой инспекции имеется право на обращение в суд с исками о признании сделок недействительными.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16221/04)

Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора, заключенного между потребительским обществом и ООО, недействительным как сделки, не соответствующей требованиям закона и совершенной с целью, противной основам правопорядка, направленной на неуплату налогов и необоснованное возмещение из бюджета налоговых платежей.

По мнению налогоплательщиков, у налоговых органов отсутствует право на предъявление исков о признании сделок недействительными в силу ст. 31 НК РФ.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, стал на сторону налоговых органов, указав следующее.

Исключение из Налогового кодекса РФ положения о праве налогового органа на обращение в суд с исками о признании сделок недействительными само по себе не означает отсутствие у налоговых органов права на предъявление таких исков.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

В Определениях Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N N 225-О, 226-О, 227-О указано, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Таким образом, у налоговой инспекции имеется право на обращение в суд с исками о признании сделок недействительными.

3. Не подлежит обложению НДФЛ сумма компенсации работодателем работнику путевки в санаторно-курортное учреждение, если выплата производится за счет средств, оставшихся после уплаты единого налога.

Суточные не подлежат включению в облагаемую ЕСН базу, если они выплачиваются в пределах норм, предусмотренных коллективным договором или локальным нормативным актом.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14324/04)

ООО применяет упрощенную систему налогообложения. В 2003 г. оно оплатило стоимость санаторно-курортной путевки работнику из средств, оставшихся после уплаты единого налога, и в силу п. 9 ст. 217 НК РФ не удержало НДФЛ с суммы компенсации.

В 2002 г. ООО выплатило сотрудникам за период нахождения в командировке суточные в пределах, установленных руководителем организации, но сверх 100 руб. в сутки на человека и с выплаченных сумм в силу пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не уплатило ЕСН.

Налоговая инспекция в ходе проведения налоговой проверки ООО сочла, что данные действия ООО образуют недоимку по налогам, за что ООО было привлечено к налоговой ответственности и, кроме того, ему предложено было доплатить соответствующие налоги.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее.

В силу п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, выплачиваемой работодателями своим работникам за счет средств работодателя, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций.

ООО, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль организаций.

Однако ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей. Следовательно, применение данной нормы в зависимости от режима налогообложения организации-работодателя ставит физических лиц, работающих в организациях, применяющих УСН, в неравное положение по отношению к физическим лицам, работающим в организациях с общей системой налогообложения, чем нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения.

Кроме того, применение налогоплательщиком УСН не лишает его права производить выплаты за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты единого налога.

Поэтому п. 9 ст. 217 НК РФ в полной мере распространяется и на организации, применяющие специальные налоговые режимы.

Относительно обложения ЕСН суточных при командировках Президиум ВАС РФ указал следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды предусмотренных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе возмещение командировочных расходов).

Законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к ЕСН не определены. Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен только трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Нормы суточных, установленные постановлениями Правительства РФ, применительно к налогу на прибыль организаций в отношении ЕСН не действуют, поскольку когда законодатель определяет применение нормативов, предусмотренных для целей исчисления одного налога, к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, относящимся к соответствующему налогу. В ст. 238 НК РФ такая отсылка к нормам гл. 25 НК РФ отсутствует.

Следовательно, суточные не подлежат включению в облагаемую ЕСН базу, если они выплачиваются в пределах норм, предусмотренных коллективным договором или локальным нормативным актом.

4. Под недоиспользованной на последний день текущего налогового периода суммой резерва на оплату отпусков понимается разница между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных отпусков, а также расходов на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14295/04)

ЗАО при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2002 г. не включило в состав доходов сумму не использованного на последний день налогового периода резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников. Эта сумма была перенесена на следующий год, и за счет нее выплачивались работникам отпуска, не использованные в прошлом периоде.

Налоговая инспекция в ходе выездной налоговой проверки ЗАО пришла к выводу, что данная сумма подлежала включению в налоговую базу по налогу на прибыль за 2002 г., в связи с чем ЗАО были доначислены налоговые платежи.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее.

Как следует из п. 24 ст. 255 НК РФ, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам относятся к расходам на оплату труда, которые должны осуществляться в порядке, установленном ст. 324.1 НК РФ.

Согласно ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в данный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором приводится расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму ЕСН с этих расходов.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков включаются в состав расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва.

Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы этого резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия "недоиспользованные суммы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков".

Вместе с тем п. 4 ст. 324.1 НК РФ предусмотрено, что указанный резерв должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.

Таким образом, есть основания считать, что под недоиспользованной на последний день текущего налогового периода суммой резерва на оплату отпусков понимается разница между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных отпусков, а также расходов на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков.

Кроме того, из п. 5 ст. 324.1 НК РФ следует, что сумма остатка резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в том случае, если налогоплательщик посчитает нецелесообразным в следующем налоговом периоде формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

По результатам инвентаризации за 2002 г. спорная сумма являлась суммой расходов на оплату отпусков, не использованных работниками в этом налоговом периоде, и поэтому ЗАО продолжало в периоде, следующем за данным налоговым периодом, формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Таким образом, ЗАО обоснованно не включило сумму неиспользованного резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работникам в состав доходов в 2002 г.

Е.Карсетская

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

20.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аванс получил? А чек пробил? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 8) >
Вопрос: ...Организация изготавливает газированную воду и пиво, а также занимается оптовой и розничной торговлей. При проверке налоговый орган указал, что организацией не включены в налогооблагаемую базу по НДС: зарплата, выплаченная работникам продукцией собственного производства; собственная продукция, использованная на ярмарке (есть акты списания при дегустации на ярмарке). Правы ли налоговые органы? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.