Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Амортизационная политика как элемент регулирования экономики ("Право и экономика", 2005, N 8)



"Право и экономика", 2005, N 8

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Амортизационная политика является составной частью экономической политики государства. Это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее отдельных хозяйствующих субъектов.

Для постоянного совершенствования производственного аппарата, технического развития и внедрения высокотехнологического оборудования субъектам хозяйствования необходимы значительные инвестиционные ресурсы. В определенной степени решить эту проблему позволят инвестиционные фонды развития производства, величина которых во многом зависит от амортизационной политики государства.

Для того чтобы предприятия имели возможность осуществлять, в основном за счет собственных средств, необходимую замену оборудования и проводить другие мероприятия по техническому перевооружению производства, чтобы инвестиционный фонд стал важным фактором экономического развития производства, он не должен находиться в прямой зависимости от финансовых результатов. Поэтому использование амортизационных отчислений в качестве источника формирования фонда развития производства обусловлено тем, что начисление амортизации имеет непрерывный и постоянный характер и обеспечивает создание устойчивых инвестиционных ресурсов для замены физически и морально устаревшего оборудования.

Но для того чтобы амортизация превратилась в стимул ускорения обновления основных производственных фондов и повышения эффективности их использования, необходимы оптимизация уже имеющихся инструментов амортизационной политики, а также разработка и внедрение новых и наиболее эффективных методов.

В целях стимулирования инвестиционных процессов целесообразно внести ряд изменений в действующий режим применения налога на прибыль организаций. В частности, назрела необходимость сближения налогового и бухгалтерского законодательства в части начисления амортизации.

В настоящее время хозяйствующим субъектам дано право использовать методы начисления амортизации, приведенные в таблице.

Таблица

Методы начисления амортизации

     
   ———————————————————————————T——————————————————T—————————————————¬
   |     Методы начисления    |Бухгалтерский учет|  Налоговый учет |
   |        амортизации       |  (Приказ Минфина |     (гл. 25     |
   |                          |    России от     |    Налогового   |
   |                          | 30.03.2001 N 26н)|     кодекса     |
   |                          |                  |    Российской   |
   |                          |                  |    Федерации)   |
   +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Линейный                  |       есть       |       есть      |
   +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Нелинейный                |        нет       |       есть      |
   +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Способ уменьшаемого       |       есть       |       нет       |
   |остатка                   |                  |                 |
   +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Способ списания стоимости |       есть       |       нет       |
   |по сумме чисел лет срока  |                  |                 |
   |полезного использования   |                  |                 |
   +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Способ списания стоимости |       есть       |       нет       |
   |пропорционально объему    |                  |                 |
   |продукции (работ)         |                  |                 |
   L——————————————————————————+——————————————————+——————————————————
   

Формально действующим законодательством предусмотрена многовариантность подходов к начислению амортизации. Но, как видно из приведенной таблицы, только линейный метод начисления амортизации установлен как в бухгалтерском, так и в налоговом законодательстве. При использовании иных методов возникает необходимость корректировки данных бухгалтерского и налогового учета в части начисления амортизации. И именно по этой причине линейный метод наиболее часто используется организациями.

Сближение бухгалтерского и налогового законодательства по вопросам учета амортизации, разработка унифицированных методов начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета предоставят субъектам хозяйствования дополнительные возможности управления амортизационными отчислениями, и у налогоплательщиков появится возможность более эффективно использовать различные методы начисления амортизации и учитывать специфику производства.

В качестве дополнительных мер, направляемых на стимулирование инвестиционной активности, Минфин России предлагает введение "инвестиционной премии", а именно - списание до 10% стоимости оборудования, амортизируемых основных средств в момент ввода объектов основных средств в эксплуатацию. По сути это один из способов ускоренной амортизации.

По расчетам Минфина России, данная мера позволит сохранить в распоряжении хозяйствующих субъектов значительные средства, предположительно 49 млрд руб.

Предложение Минфина России заслуживает внимания, но если просто расширять возможности отчисления амортизации, не заботясь о фактическом использовании данных средств, это приведет лишь к увеличению себестоимости продукции.

Увеличение амортизационных отчислений оправданно в том случае, если эти средства получат статус целевых инвестиционных фондов развития производства, с обязанностью расходования их на обновление объектов производственного назначения и реализацию программ технологического перевооружения.

Отечественных промышленников необходимо заинтересовать в направлении инвестиционных ресурсов на технологическое перевооружение производства. При этом основной целью амортизационной политики должно быть внедрение образцов высокотехнологичного оборудования российского производства, для этого необходимо создание сферы внутреннего заказчика, в первую очередь, в виде крупной промышленности.

Следовательно, средства, полученные как "инвестиционная премия", должны быть израсходованы исключительно на приобретение технологического оборудования, произведенного в России. При этом необходимо учитывать, что величина амортизационных отчислений прямо пропорциональна себестоимости продукции. Увеличение амортизационных отчислений приведет к увеличению себестоимости продукции, и она обратно пропорциональна инвестиционной привлекательности организации.

В рамках амортизационной политики должна быть предусмотрена возможность снижения себестоимости продукции посредством регулирования амортизационных отчислений.

Хозяйствующие субъекты, заинтересованные в привлечении внешних инвестиций, стремятся уменьшить свои расходы, связанные с производством продукции. Наиболее простой и доступный способ снижения затрат на производство - уменьшить среднегодовой объем амортизационных отчислений. Это возможно сделать через механизм установления срока полезного использования объектов основных средств.

Согласно действующему законодательству срок полезного использования определяется организацией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Амортизируемые основные средства объединяются в 10 амортизационных групп:

первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;

вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Как видим, в пределах каждой амортизационный группы установлены минимальный и максимальный срок полезного использования.

Определение минимального срока полезного использования в пределах амортизационной группы закономерно. Но целесообразно ли установление максимального срока? Ведь в этом случае снижается возможность регулирования объема амортизационных отчислений, тем самым диапазон использования механизмов амортизации уменьшается.

При установлении только минимальных сроков полезного использования в пределах амортизационных групп хозяйствующим субъектам будут предоставлены дополнительные возможности управления размерами амортизационных отчислений.

Важными условиями для проведения амортизационной политики являются ее стабильность, предсказуемость, системность, а также эффективность тех средств и механизмов, посредством которых она выражается. Результатами проводимой государством амортизационной политики являются стабильное и поступательное экономическое развитие России, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.

Л.А.Васильева

Зам. начальника отдела

Департамента бюджетной политики

Министерства финансов РФ,

преподаватель кафедры

"Налогообложение организаций

и физических лиц"

Всероссийской государственной

налоговой академии МНС России

Подписано в печать

19.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства ("Право и экономика", 2005, N 8) >
Вопрос: Налогоплательщик является собственником земельного участка. Имеет ли он право учитывать эти расходы по уплате налога на землю в целях налогообложения прибыли? ("Право и экономика", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.