|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Амортизационная политика как элемент регулирования экономики ("Право и экономика", 2005, N 8)
"Право и экономика", 2005, N 8
АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Амортизационная политика является составной частью экономической политики государства. Это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее отдельных хозяйствующих субъектов.
Для постоянного совершенствования производственного аппарата, технического развития и внедрения высокотехнологического оборудования субъектам хозяйствования необходимы значительные инвестиционные ресурсы. В определенной степени решить эту проблему позволят инвестиционные фонды развития производства, величина которых во многом зависит от амортизационной политики государства. Для того чтобы предприятия имели возможность осуществлять, в основном за счет собственных средств, необходимую замену оборудования и проводить другие мероприятия по техническому перевооружению производства, чтобы инвестиционный фонд стал важным фактором экономического развития производства, он не должен находиться в прямой зависимости от финансовых результатов. Поэтому использование амортизационных отчислений в качестве источника формирования фонда развития производства обусловлено тем, что начисление амортизации имеет непрерывный и постоянный характер и обеспечивает создание устойчивых инвестиционных ресурсов для замены физически и морально устаревшего оборудования. Но для того чтобы амортизация превратилась в стимул ускорения обновления основных производственных фондов и повышения эффективности их использования, необходимы оптимизация уже имеющихся инструментов амортизационной политики, а также разработка и внедрение новых и наиболее эффективных методов. В целях стимулирования инвестиционных процессов целесообразно внести ряд изменений в действующий режим применения налога на прибыль организаций. В частности, назрела необходимость сближения налогового и бухгалтерского законодательства в части начисления амортизации. В настоящее время хозяйствующим субъектам дано право использовать методы начисления амортизации, приведенные в таблице.
Таблица
Методы начисления амортизации
———————————————————————————T——————————————————T—————————————————¬ | Методы начисления |Бухгалтерский учет| Налоговый учет | | амортизации | (Приказ Минфина | (гл. 25 | | | России от | Налогового | | | 30.03.2001 N 26н)| кодекса | | | | Российской | | | | Федерации) | +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Линейный | есть | есть | +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Нелинейный | нет | есть | +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Способ уменьшаемого | есть | нет | |остатка | | | +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Способ списания стоимости | есть | нет | |по сумме чисел лет срока | | | |полезного использования | | | +——————————————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Способ списания стоимости | есть | нет | |пропорционально объему | | | |продукции (работ) | | | L——————————————————————————+——————————————————+—————————————————— Формально действующим законодательством предусмотрена многовариантность подходов к начислению амортизации. Но, как видно из приведенной таблицы, только линейный метод начисления амортизации установлен как в бухгалтерском, так и в налоговом законодательстве. При использовании иных методов возникает необходимость корректировки данных бухгалтерского и налогового учета в части начисления амортизации. И именно по этой причине линейный метод наиболее часто используется организациями. Сближение бухгалтерского и налогового законодательства по вопросам учета амортизации, разработка унифицированных методов начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета предоставят субъектам хозяйствования дополнительные возможности управления амортизационными отчислениями, и у налогоплательщиков появится возможность более эффективно использовать различные методы начисления амортизации и учитывать специфику производства. В качестве дополнительных мер, направляемых на стимулирование инвестиционной активности, Минфин России предлагает введение "инвестиционной премии", а именно - списание до 10% стоимости оборудования, амортизируемых основных средств в момент ввода объектов основных средств в эксплуатацию. По сути это один из способов ускоренной амортизации. По расчетам Минфина России, данная мера позволит сохранить в распоряжении хозяйствующих субъектов значительные средства, предположительно 49 млрд руб. Предложение Минфина России заслуживает внимания, но если просто расширять возможности отчисления амортизации, не заботясь о фактическом использовании данных средств, это приведет лишь к увеличению себестоимости продукции. Увеличение амортизационных отчислений оправданно в том случае, если эти средства получат статус целевых инвестиционных фондов развития производства, с обязанностью расходования их на обновление объектов производственного назначения и реализацию программ технологического перевооружения. Отечественных промышленников необходимо заинтересовать в направлении инвестиционных ресурсов на технологическое перевооружение производства. При этом основной целью амортизационной политики должно быть внедрение образцов высокотехнологичного оборудования российского производства, для этого необходимо создание сферы внутреннего заказчика, в первую очередь, в виде крупной промышленности. Следовательно, средства, полученные как "инвестиционная премия", должны быть израсходованы исключительно на приобретение технологического оборудования, произведенного в России. При этом необходимо учитывать, что величина амортизационных отчислений прямо пропорциональна себестоимости продукции. Увеличение амортизационных отчислений приведет к увеличению себестоимости продукции, и она обратно пропорциональна инвестиционной привлекательности организации. В рамках амортизационной политики должна быть предусмотрена возможность снижения себестоимости продукции посредством регулирования амортизационных отчислений. Хозяйствующие субъекты, заинтересованные в привлечении внешних инвестиций, стремятся уменьшить свои расходы, связанные с производством продукции. Наиболее простой и доступный способ снижения затрат на производство - уменьшить среднегодовой объем амортизационных отчислений. Это возможно сделать через механизм установления срока полезного использования объектов основных средств. Согласно действующему законодательству срок полезного использования определяется организацией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Амортизируемые основные средства объединяются в 10 амортизационных групп: первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно; вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно; третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно; четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно; пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно; шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно; седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно; восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно; девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно; десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет. Как видим, в пределах каждой амортизационный группы установлены минимальный и максимальный срок полезного использования. Определение минимального срока полезного использования в пределах амортизационной группы закономерно. Но целесообразно ли установление максимального срока? Ведь в этом случае снижается возможность регулирования объема амортизационных отчислений, тем самым диапазон использования механизмов амортизации уменьшается. При установлении только минимальных сроков полезного использования в пределах амортизационных групп хозяйствующим субъектам будут предоставлены дополнительные возможности управления размерами амортизационных отчислений. Важными условиями для проведения амортизационной политики являются ее стабильность, предсказуемость, системность, а также эффективность тех средств и механизмов, посредством которых она выражается. Результатами проводимой государством амортизационной политики являются стабильное и поступательное экономическое развитие России, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
Л.А.Васильева Зам. начальника отдела Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, преподаватель кафедры "Налогообложение организаций и физических лиц" Всероссийской государственной налоговой академии МНС России Подписано в печать 19.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |