|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О роли уполномоченного банка при оформлении паспорта сделки резидента по кредитному договору ("Право и экономика", 2005, N 8)
"Право и экономика", 2005, N 8
О РОЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО БАНКА ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПАСПОРТА СДЕЛКИ РЕЗИДЕНТА ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк РФ может устанавливать единые правила оформления резидентами паспорта сделки в уполномоченных банках при осуществлении валютных операций с нерезидентами.
Данное положение распространяется на любые виды валютных операций резидентов (как физических, так и юридических лиц). Рассмотрим операции по получению резидентами (юридическими лицами) кредитов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше трех лет по кредитным договорам. В настоящее время упомянутые правила содержатся в Инструкции Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". В п. п. 3.5 и 3.14 Инструкции предусмотрено, что перед зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет резидент должен представить в уполномоченный банк в том числе следующие документы <1>: паспорт сделки по форме 2 (форма ОКУД N 0406005);
кредитный договор; свидетельство о государственной регистрации резидента (юридического лица) при создании; свидетельство о постановке резидента (юридического лица) на налоговый учет. ————————————————————————————————<1> За нарушение резидентом данной обязанности установлен административный штраф в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).
Подробный алгоритм представления резидентом упомянутых документов в уполномоченный банк разрабатывается, как правило, самим банком и раскрывается на сайте и (или) в информационных письмах. Данное требование не является ограничением при проведении резидентом валютной операции, поскольку в качестве такового может выступать лишь требование об использовании резидентом специального счета или о резервировании резидентом суммы валютной операции (п. 1 ст. 8 Закона о валютном регулировании), которое в данном случае не применяется (п. 2.3 Инструкции ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов"). Главным среди этих документов выступает паспорт сделки, который служит в целях учета и отчетности, а также контроля валютных операций резидента. Процедура оформления уполномоченным банком паспорта сделки включает в себя следующие этапы: подписание резидентом паспорта сделки; представление резидентом паспорта сделки в уполномоченный банк; проверка уполномоченным банком правильности заполнения резидентом паспорта сделки; подписание уполномоченным банком паспорта сделки или отказ в его подписании. На практике требование об оформлении уполномоченным банком паспорта сделки заблаговременно до зачисления средств на транзитный валютный счет резидента по кредитному договору выполняется далеко не во всех случаях.
Примечание. Так, общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, привлекает от своего единственного иностранного участника крупный процентный заем в иностранной валюте сроком на четыре года по договору, в котором не определен конкретный график платежей по предоставлению и возврату заемных средств, включая проценты. В частности, в договоре указано, что сумма кредита или ее часть переводится заимодавцем на банковский счет заемщика на основании полученного от него уведомления о предоставлении. Возврат указанной суммы кредита или ее части, включая проценты на нее, осуществляется заемщиком путем ее перечисления на банковский счет займодавца на основании полученного от него уведомления о погашении. Подобные договоры характерны для иностранных юридических компаний (их представительств).
В целях учета валютной операции резиденту необходимо представить в уполномоченный банк паспорт сделки, п. п. 6.3 и 6.4 которого должны содержать указание на дату и сумму платежей по предоставлению и возврату кредита, включая проценты по нему. Однако такая информация не может быть внесена ввиду отсутствия графика платежей в кредитном договоре. Единственный выход из положения - внесение соответствующих изменений в кредитный договор. Роль уполномоченного банка, если он связан длительными отношениями с клиентом, заключается в следующем: он зачисляет средства на транзитный валютный счет резидента в момент их поступления, а паспорт сделки подписывает задним числом (благо тот не содержит конкретной даты), а именно в день фактического внесения изменений в кредитный договор. Безусловно, такая ситуация представляет собой аномалию, поскольку нарушает привычный механизм правового регулирования валютных операций. В то же время она свидетельствует и о наличии перегибов в административном воздействии Центрального банка РФ на предпринимательский оборот.
А.Аграновский Подписано в печать 19.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |