Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Оформление основных документов аудитора (Начало) ("Аудиторские ведомости", 2005, N 8)



"Аудиторские ведомости", 2005, N 8

ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ АУДИТОРА

В своей работе аудиторам приходится готовить множество различных документов. В статье рассматриваются возможности оптимизации процедур оформления этих документов.

Обязательный минимум аудиторской документации, адресованной внешнему пользователю, включает:

- письмо о проведении аудита (далее - письмо);

- договор возмездного оказания аудиторских услуг (далее - договор);

аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - заключение);

- письменную информацию (отчет) по результатам проведения аудита (далее - отчет).

В качестве разъяснения отметим, что под оформлением документа в соответствии с определением ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28) мы будем рассматривать наличие определенного набора необходимых реквизитов (т.е. обязательных элементов оформления документа), установленных правилами документирования для каждого вида документа. При этом особое внимание будет уделено формированию требований по оформлению текста аудиторских документов в связи с тем, что он является их основным реквизитом.

Оформление письма, договора и заключения, как правило, не вызывает особых трудностей. Очевидно, это связано как с особенностями самих документов (они имеют незначительный объем, минимально индивидуализированы и весьма статичны в своем состоянии), так и с жесткой регламентацией их содержания (вплоть до приведения примеров текстов) Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности N 12 "Согласование условий проведения аудита" (далее - Федеральный стандарт N 12) и N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696, в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 405 и от 07.10.2004 N 532). Это позволило подавляющему большинству аудиторских организаций создать и использовать для подготовки этих документов соответствующие файлы-шаблоны. Поэтому в качестве основного направления совершенствования оформления письма, договора и заключения можно выделить необходимость обеспечения их стилевого единообразия путем закрепления во внутрифирменном "законодательстве" конкретной аудиторской организации сложившихся правил оформления указанных документов.

Сложнее с подготовкой и оформлением отчета.

Заметим, что в настоящее время даже сама необходимость существования этого документа поставлена под вопрос. Дело в том, что до недавнего времени Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25.12.1996, Протокол N 6, далее - Стандарт "Письменная информация"), регламентирующим содержание, формы, принципы и порядок подготовки этой информации, была предусмотрена обязательность ее подготовки во всех случаях при проведении обязательного аудита, а в ряде случаев и инициативного аудита. Однако ситуация изменилась, и теперь Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696, в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2005 N 228, далее - Федеральный стандарт N 22, призванное установить единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита (в том числе определить получателей информации, формы и сроки ее сообщения, а также сведения, подлежащие сообщению), предоставляет право выбора между устной и письменной формами передачи этой информации, делая, таким образом, подготовку письменной информации необязательной. Причем этот выбор, как указано в данном Стандарте, должен осуществляться с учетом размера, структуры, организационно-правовой формы и технического обеспечения аудируемого лица, характера, важности и особенностей информации, полученной по результатам аудита, а также существующих договоренностей между аудитором и аудируемым лицом и принятых между ними форм взаимодействия. Причем выбор устной формы передачи информации согласно требованиям указанного стандарта не освобождает аудитора от необходимости документального отражения этой информации в форме копий протоколов обсуждений и иных письменных подтверждений в отношении любых устных сообщений аудиторов, однако в данной статье процедуру подготовки этих документов мы рассматривать не будем.

В связи со сложившейся ситуацией возникает вопрос, произошло ли полное поглощение "старого" Стандарта "новым". Остановимся лишь на общих моментах, касающихся темы нашей статьи. Хотя эти документы и отличаются друг от друга, но в них практически нет противоречий (за исключением указанного разногласия), и, более того, в некоторых аспектах они дополняют друг друга. Таким образом, говорить о полной замене одного Стандарта другим нельзя. Действительно, разница между ними заложена уже в их названиях: в заголовок "старого" Стандарта было вынесено словосочетание "письменная информация", а ключевой фразой, вынесенной в заголовок Федерального стандарта N 22, является "сообщение информации". Очевидно, что письменная информация является частью всей информации, сообщаемой по результатам аудита, соответственно "новый" Стандарт отличается от "старого" широтой подхода к рассматриваемым вопросам. Вероятно, отличие форматов этих Стандартов и послужило причиной того, что в Федеральном стандарте N 22 совершенно не затронуты вопросы оформления письменной информации по результатам аудита (возможно, разработчики посчитали их слишком частными). Поэтому нам представляется, что при подготовке письменной информации по результатам аудита не следует совсем отказываться от рекомендаций "старого" Стандарта в части оформления отчета, поскольку они не противоречат положениям "нового" Стандарта, а лишь дополняют его.

Следующий вопрос возникает с выбором названия документа, фиксирующего результаты аудита. Так, в Стандарте "Письменная информация" было указано, что руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита предоставляется письменная информация (отчет) аудитора. Согласно Федеральному стандарту N 12 соответствующему представителю высшего руководства аудируемого лица в дополнение к аудиторскому заключению может быть представлено отдельное письмо (отчет, письменная информация). А в соответствии с положениями Федерального стандарта N 22 документ, передаваемый надлежащим получателям информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица, вероятно, должен именоваться как "информация по результатам аудита", поскольку никаких более конкретных формулировок данный Стандарт не предлагает. Как видим, единообразия в названии этого документа в нормативных актах по аудиту нет.

Также нет единообразия и в его оформлении, неслучайно, некоторые аудиторы, переходя на новое место работы, забирают с собой образец отчета и представляют его на собеседовании вместе со своим резюме.

Проблема, на наш взгляд, заключается в следующем. Во-первых, следует учитывать, что такой вид документа, как отчет, вообще сложно регламентировать, поскольку слишком ощутимы черты индивидуализации каждого отчета, и, кроме того, он, как правило, является сложным по структуре и значительным по объему документом. Во-вторых, несмотря на то, что подготовка отчета изначально регламентировалась Стандартом "Письменная информация", а теперь регулируется и Федеральным стандартом N 22, ни тот, ни другой документ нельзя использовать "напрямую", т.е. необходимы адаптация, дополнение и конкретизация предъявляемых требований с учетом специфики работы каждой аудиторской организации. Недаром Стандартом "Письменная информация" была определена необходимость разработки единых (внутрифирменных) требований по форме подготовки отчета, призванных обеспечить аккуратное и единообразное оформление данного документа. Также на необходимость создания внутреннего стандарта, регламентирующего подготовку письменной информации аудитора, и включения его в группу стандартов, устанавливающих порядок формирования выводов и заключений аудиторов, указывает Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20.10.1999, Протокол N 6). Однако далеко не все аудиторские организации к этим требованиям относятся с должным вниманием.

Поэтому ситуация, когда внутрифирменный стандарт по подготовке отчета аудиторской организацией либо вообще не разработан, либо качество этого документа оставляет желать лучшего, не является редкостью. Иными словами, каждый аудитор пишет в отчете то, что считает нужным и как считает нужным, и, перефразируя известное выражение, можно сказать, что "сколько аудиторов - столько и их отчетов".

Действительно, нет предела разнообразию как по содержанию, так и по оформлению аудиторских отчетов. Объем некоторых таких документов не дотягивает и до десятка страниц, а объем других с лихвой превышает сотню. Можно встретить отчеты не только с вертикальной, но и с горизонтальной ориентацией листа, напечатанные как шрифтом 10-го, так и 20-го размера. В одних документах текст может идти без разбиения на разделы и абзацы, а в других - от абзацев, символов, графиков и рисунков рябит в глазах, и сам отчет больше напоминает красочный буклет.

Правописание и стиль отчетов аудиторов также часто несовершенны. Кроме того, кто-то из аудиторов пишет лаконично и безапелляционно, ограничиваясь простыми предложениями, не предлагая при этом никаких комментариев и аргументов. Есть любители таких пространных формулировок, что конец написанного ими предложения уже никак не связан с началом, а оно само занимает половину листа.

Возможности оптимизации оформления

аудиторских документов

путем унификации и стандартизации

Существует несколько способов достижения единого стилевого и качественного оформления аудиторских документов, единообразия структуры отчета, минимизации в нем количества ошибок правописания и нивелирования разницы стилей. Так, одним из вариантов является привлечение к правке подготовленных аудиторами отчетов соответствующих специалистов (журналистов, редакторов, корректоров, учителей русского языка и т.п.). Однако более предпочтительным нам представляется другой вариант, который заключается в максимальной унификации (т.е. установлении единообразия в составе и формах документов, создаваемых в процессе осуществления однотипных функций и задач) и стандартизации (т.е. документальном закреплении результатов унификации путем создания единых обязательных норм и правил, типовых образцов и форм) аудиторских документов. Именно эти методы позволят, по нашему мнению, сделать так, чтобы отчет был подготовлен при минимуме трудовых и временных затрат и чтобы клиент остался доволен качеством отчета.

Дело в том, что в управленческой деятельности, как правило, решаются задачи двух типов: оригинальные и однотипные, повторяющиеся. Оригинальные задачи нельзя унифицировать и стандартизировать в полном объеме. Для них могут быть стандартизированы только принципы решения. А вот для повторяющихся однотипных задач в большинстве случаев целесообразно унифицировать и стандартизировать не только технологию их решения, но и формы представления информации.

В нашем случае объектом унификации и стандартизации является аудиторская документация. Нормативную базу, используемую в ходе унификации и стандартизации оформления аудиторской документации, составляют документы, регламентирующие как аудит, так и делопроизводство. В первую очередь это правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" и ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст, далее - ГОСТ Р 6.30-2003). Кроме того, естественно, должны учитываться требования аудиторских стандартов, определяющих порядок подготовки конкретных аудиторских документов.

В качестве документов, закрепляющих результаты унификации и стандартизации, осуществляемых аудиторской организацией, могут быть ее организационно-правовые документы, носящие инструктивный характер (инструкции, правила, положения) и, конечно, ее внутрифирменные стандарты.

Унификация аудиторских документов

Унификация документации в свою очередь предполагает унификацию состава и форм документов. Здесь речь пойдет об унификации форм документов, результатом которой является создание эталонных образцов унифицированных форм документов, представляющих собой совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации. Разработка таких форм документов позволит:

- создать формализованные электронные документы (файлы-шаблоны), являющиеся первоосновой для подготовки окончательных вариантов документов;

- упорядочить документальный массив информации, вести учет и совершенствовать формы существующих документов, а также разрабатывать на их основе новые;

- увеличить совместимость форм документов и обеспечить их единое стилевое оформление;

- снизить трудоемкость подготовки документов и сократить время на их оформление.

Для того чтобы создать эталонные образцы унифицированных форм письма, договора и заключения, достаточно:

- определить информацию, необходимую для решения конкретных задач;

- установить оптимальный набор реквизитов, а также совокупность приемов форматирования для каждой формы документа;

- выделить из текстов постоянную информацию и зафиксировать ее в унифицированной форме документа (при этом формой представления унифицированного текста могут быть трафарет, таблица, анкета);

- закрепить созданные образцы унифицированных форм документов во внутрифирменном "законодательстве", а затем корректировать их по мере необходимости.

Отметим, что при выборе формы представления текста следует учитывать особенности каждого документа. Так, оптимальной для письма, договора и заключения формой текста является трафарет (представляющий собой грамматически связный текст, содержащий постоянную информацию и пробелы, предназначенные для заполнения их переменной информацией). Такой же алгоритм действий по унификации формы документа подходит и для создания унифицированной формы отчета. Однако специфика этого документа, основным и бесспорно главенствующим реквизитом которого является текст, требует применения дополнительных приемов унификации.

Особенности унификации текста отчета

Как указывалось выше, жесткой регламентации ни по содержанию, ни по оформлению отчета не существует, и, следовательно, каждой аудиторской организации приходится создавать ее самостоятельно. При этом особое внимание к себе требует унификация не формы отчета, а его текста, в ходе которой необходимо:

- определить типовую структуру текста отчета;

- максимально использовать формы представления унифицированного текста отчета (трафарет, таблица, анкета);

- выделить однотипные повторяющиеся элементы текста отчета (слова и словосочетания) и установить правила их использования;

- сформировать единые требования к стилю текста отчета.

При создании типовой структуры текста отчета сначала следует определить порядок структурирования текста. Это связано с необходимостью разделения текстов большого объема на составные части, которыми могут быть: главы, разделы и подразделы, пункты и подпункты и т.п. Причем каждая из этих частей должна иметь собственный номер, включающий номера соответствующих частей более высоких ступеней деления.

Формировать типовую структуру текста отчета нам представляется целесообразным на основе типовой программы аудиторской проверки, разработанной аудиторской организацией с учетом специфики своей деятельности. Дело в том, что использование для этой цели структуры отчета, предложенной Стандартом "Письменная информация", нецелесообразно по причине ее очевидной схематичности, а рекомендации, предлагаемые на этот счет Федеральным стандартом N 22, хотя и должны учитываться при создании структуры отчета, но не могут стать непосредственно его основой в силу их слишком общего характера.

Созданную типовую структуру следует закрепить в форме типового оглавления отчета (его фрагмент приведен ниже в качестве примера). Отметим, что такое типовое оглавление должно обязательно корректироваться с учетом особенностей программы каждой аудиторской проверки.

Типовая форма оглавления отчета

Введение

Часть 1. Общая информация

Глава 1.1. Сведения о сторонах договора

Глава 1.2. Оценка системы внутреннего контроля

Часть 2. Проблемы в бухгалтерском и налоговом учете

Глава 2.1. Бухгалтерская и налоговая учетная политика

Раздел 2.1.1. Недостатки учетной политики

организационно-технического характера

Раздел 2.1.2. Недостатки и ошибки учетной политики

методологического характера

Глава 2.2. Учет основных средств

Раздел 2.2.1. Собственные основные средства

Подраздел 2.2.1.1. Основные средства, приобретенные за плату

Подраздел 2.2.1.2. Основные средства, полученные в счет вклада

в уставный капитал

Подраздел 2.2.1.3. Основные средства, полученные безвозмездно

Подраздел 2.2.1.4. Основные средства, полученные по бартерным

сделкам

Подраздел 2.2.1.5. Основные средства, переданные по договорам

аренды

Подраздел 2.2.1.6. Основные средства, переданные по договорам

финансовой аренды (лизинга)

Подраздел 2.2.1.7. Восстановление основных средств

Подраздел 2.2.1.8. Выбытие основных средств

Раздел 2.2.2. Арендованные основные средства

... ...

Глава 2.N. ...

... ...

Глава 2.13. Бухгалтерская и налоговая отчетность

Раздел 2.13.1. Бухгалтерская отчетность

Подраздел 2.13.1.1. Бухгалтерский баланс

Подраздел 2.13.1.2. Отчет о прибылях и убытках

Подраздел 2.13.1.3. Отчет об изменениях капитала

Подраздел 2.13.1.4. Отчет о движении денежных средств

Подраздел 2.13.1.5. Приложение к бухгалтерскому балансу

Подраздел 2.13.1.6. Пояснительная записка к бухгалтерской

отчетности

Раздел 2.13.2. Налоговая отчетность

Подраздел 2.13.2.1. НДС

Подраздел 2.13.2.2. Налог на прибыль

... ...

Часть 3. Рекомендации по совершенствованию организации

бухгалтерского и налогового учета

Глава 3.1. Бухгалтерская и налоговая учетная политика

Раздел 3.1.1. Рекомендации общего характера

Раздел 3.1.2. Порядок оформления и содержание документа

о бухгалтерской и налоговой учетной политике

Глава 3.2. Калькулирование себестоимости продукции

(работ, услуг)

... ...

Глава 3.N. ...

... ...

Заключение

Приложения

Далее, следуя от общего к частному, имеет смысл также определить порядок изложения материала непосредственно в самой структурированной единице. Схематично это можно представить в виде блок-схемы, показанной ниже:

Блок-схема изложения материала в каждом разделе

(подразделе) части 2 отчета

"Проблемы в бухгалтерском и налоговом учете"

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                  Проблема N J (J = 1 ... N)                    |
   L———————————————————————————————T—————————————————————————————————
   
¦
     
   ————————————————————————————————+————————————————————————————————¬
   |                      Ситуация (А ... Я)                        |
   L—————T—————————————————T————————————————T————————————————T———————
   
¦ ¦ ¦ ¦
     
   ——————+————¬      ——————+————¬     ——————+————¬     ——————+——————¬
   |Ситуация А|      |Ситуация Б|     |Ситуация В|     |Ситуация ...|
   L—————T—————      L—————T—————     L—————T—————     L—————T———————
   
¦ ¦ ¦ ¦
     
   ——————+—————————————————+————————————————+————————————————+——————¬
   |    Недостатки, нарушения и возможные финансовые последствия    |
   L———————————————————————————————T—————————————————————————————————
   
¦
     
   ————————————————————————————————+————————————————————————————————¬
   |                Существенность величины ошибки                  |
   L———————————————————————————————T—————————————————————————————————
   
¦
     
   ————————————————————————————————+————————————————————————————————¬
   |                        Решение проблемы                        |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Однако мало унифицировать структуру текста отчета - следует еще унифицировать сам текст. В первую очередь это можно осуществить путем максимального использования форм представления унифицированного текста, причем не только формы трафарета (примененного нами при унификации текста письма, договора и заключения), но и таких форм, как таблица и анкета. Первая из них - это форма представления унифицированного текста, содержащая информацию, являющуюся характеристикой ряда объектов по определенному набору признаков, а вторая - форма, содержащая характеристику одного объекта по определенному набору признаков (причем постоянной информацией в анкете являются обобщенные наименования признаков, а конкретной - их показатели). Отметим, что наиболее эффективным при создании текста отчета будет являться использование сочетаний этих форм.

Так, какую-то часть информации можно представить в отчете в форме анкеты. По нашему мнению, в такой форме удобно изложить сведения о состоянии системы внутреннего контроля, наличие которых в отчете было определено требованиями Стандарта "Письменная информация", а теперь определено положениями Федерального стандарта N 22.

Тест оценки системы внутреннего контроля

     
   ——————————————————————————————T————T—————————————————————————————¬
   |      Наличие параметра      | Да/|         Комментарий         |
   |                             | Нет|                             |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Организационно—управленческая| ...|Документ (название) утвержден|
   |структура                    |    |(чем, кем, когда)            |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Штатное расписание           | ...|Документ (название) утвержден|
   |                             |    |(чем, кем, когда)            |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Документы, регламентирующие  | ...|Документ (название) утвержден|
   |документооборот              |    |(чем, кем, когда)            |
   |Документы, регламентирующие  |    |                             |
   |право подписи и визирования  |    |                             |
   |договорных документов,       |    |                             |
   |подписи счетов—фактур и      |    |                             |
   |различных первичных учетных  |    |                             |
   |документов                   |    |                             |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |...                          | ...|...                          |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Документы об инвентаризации  | ...|Документ (название) утвержден|
   |имущества и финансовых       |    |(чем, кем, когда)            |
   |обязательств                 |    |                             |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Договоры о материальной      | ...|...                          |
   |ответственности работников   |    |                             |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Охрана имущества             | ...|Осуществляется структурным   |
   |                             |    |подразделением               |
   |                             |    |(ответственным лицом) и      |
   |                             |    |(или) сторонней организацией |
   |                             |    |(ОАО (ЗАО, ООО) "XYZ" на     |
   |                             |    |основании договора от        |
   |                             |    |ДД.ММ.ГГГГ N...)             |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |...                          | ...|...                          |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Ограничение права доступа к  | ...|...                          |
   |информации на бумажных       |    |                             |
   |носителях                    |    |                             |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Ограничение права доступа к  | ...|...                          |
   |вычислительной и оргтехнике, |    |                             |
   |компьютерным программам      |    |                             |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |...                          | ...|...                          |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |Ревизионная комиссия         | ...|...                          |
   |(ревизор)                    |    |                             |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |...                          | ...|...                          |
   +—————————————————————————————+————+—————————————————————————————+
   |                                                                |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |                             Выводы                             |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |..                                                              |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Использование табличных форм, дополненных трафаретами, при описании договора и хозяйственной операции в блоке "Ситуации" (см. Блок-схему изложения материала...) может значительно сократить описательную часть отчета и облегчить восприятие информации:

Типовая форма описания договора между аудируемым лицом

(предприятием) и его контрагентом,

а также хозяйственной операции,

совершенной согласно условиям договора

     
   —————T—————T—————————————————————————————T———————————T———————————¬
   |Дата|Номер|   Наименование контрагента  |  Функция  |  Функция  |
   |    |     |    и его место нахождения   |контрагента|предприятия|
   +————+—————+—————————————————————————————+———————————+———————————+
   |... |...  |ООО "ABC" (г. Москва)        |Заказчик   |Исполнитель|
   +————+—————+—————————————————————————————+———————————+———————————+
   |                  Предмет               |     Срок действия     |
   +————————————————————————————————————————+———————————————————————+
   |                    ...                 |          ...          |
   +————————————————————————————————————————+———————————————————————+
   |             Цена продукции (товаров, работ, услуг)             |
   |                      (ненужное исключить)                      |
   +——————————————————T——————————————————T——————————————T———————————+
   |  Без учета НДС,  |        НДС       | С учетом НДС,|  Порядок  |
   | (тыс. руб., USD, |  (не облагается, |  (тыс. руб., |определения|
   |   Euro, у. е.)   |   0%, 10%, 18%)  |  USD, Euro,  |           |
   |     (ненужное    |     (ненужное    |    у. е.)    |           |
   |    исключить)    |    исключить)    |   (ненужное  |           |
   |                  | (тыс. руб., USD, |  исключить)  |           |
   |                  |   Euro, у. е.)   |              |           |
   |                  |     (ненужное    |              |           |
   |                  |    исключить)    |              |           |
   +——————————————————+——————————————————+———T——————————+———————————+
   |        ...                ...       |...|          ...         |
   +—————————————————————————————————————+———+——————————————————————+
   |Порядок оплаты продукции (товаров, работ,|   Порядок передачи   |
   |                  услуг)                 | и принятия продукции |
   |            (ненужное исключить)         |   (товаров), сдачи   |
   |                                         |    и приемки работ   |
   |                                         |        (услуг)       |
   |                                         | (ненужное исключить) |
   +—————————————————————————————————————————+——————————————————————+
   |                    ...                  |          ...         |
   +—————————————————————————————————————————+——————————————————————+
   |                         Обязательства                          |
   +—————————————————————————T———————————————————————————T——————————+
   |         Сторона         |     Вид обязательства     |   Срок   |
   |                         |                           |исполнения|
   +—————————————————————————+———————————————————————————+——————————+
   |Контрагент или           |Оплата продукции (товаров, |    ...   |
   |предприятие              |работ, услуг)              |          |
   |(ненужное исключить)     |(ненужное исключить)       |          |
   +—————————————————————————+———————————————————————————+——————————+
   |Контрагент или           |Передача продукции         |    ...   |
   |предприятие              |(товаров), сдача работ     |          |
   |(ненужное исключить)     |(услуг)                    |          |
   |                         |(ненужное исключить)       |          |
   +—————————————————————————+———————————————————————————+——————————+
   |Контрагент или           |Принятие продукции         |    ...   |
   |предприятие              |(товаров), приемка работ   |          |
   |(ненужное исключить)     |(услуг)                    |          |
   |                         |(ненужное исключить)       |          |
   +—————————————————————————+———————————————————————————+——————————+
   |         ...             |          ...              |    ...   |
   +—————————————————————————+———————————————————————————+——————————+
   |                   Иные существенные условия                    |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |                               ...                              |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |Содержание хозяйственной операции, совершенной согласно условиям|
   |                            договора                            |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |                               ...                              |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   | Первичный учетный документ, служащий основанием для отражения  |
   |                 хозяйственной операции в учете                 |
   +——————T————T—————T—————————T————————————————————————————————————+
   |Наиме—|Дата|Номер|Унифици— |   Величина хозяйственной операции  |
   |нова— |    |     |рованная |        в денежном выражении        |
   |ние   |    |     |форма    +————————————T———————————T———————————+
   |      |    |     |первичной|  Без учета |  НДС (не  |  С учетом |
   |      |    |     |учетной  |    НДС,    |облагается,|    НДС,   |
   |      |    |     |докумен— | (тыс. руб.,|  0%, 10%, |(тыс. руб.,|
   |      |    |     |тации    | USD, Euro, |    18%)   | USD, Euro,|
   |      |    |     |         |   у. е.)   | (ненужное |   у. е.)  |
   |      |    |     |         |  (ненужное | исключить)| (ненужное |
   |      |    |     |         | исключить) |(тыс. руб.,| исключить)|
   |      |    |     |         |            | USD, Euro,|           |
   |      |    |     |         |            |   у. е.)  |           |
   |      |    |     |         |            | (ненужное |           |
   |      |    |     |         |            | исключить)|           |
   +——————+————+—————+—————————+————————————+———————————+———————————+
   |  ... | ...| ... |   ...   |     ...    |    ...    |    ...    |
   +——————+————+—————+—————————+————————————+———————————+———————————+
   |                 Отражение в бухгалтерском учете                |
   +————————————————————————————————T———————————————————————————————+
   |      По данным предприятия     |       По мнению аудитора      |
   +—————————————T——————————T———————+—————————————T——————————T——————+
   |    Запись   |  Сумма,  |  Дата |    Запись   |  Сумма,  | Дата |
   +—————T———————+ тыс. руб.|       +—————T———————+ тыс. руб.|      |
   |Дебет| Кредит|          |       |Дебет| Кредит|          |      |
   |счета| счета |          |       |счета| счета |          |      |
   +—————+———————+——————————+———————+—————+———————+——————————+——————+
   | ... |  ...  |    ...   |  ...  | ... |  ...  |    ...   |  ... |
   L—————+———————+——————————+———————+—————+———————+——————————+———————
   

Кроме того, информацию, требующую унификации, можно оформить в отчете и путем объединения всех форм представления унифицированного текста. В такой форме имеет смысл представить обязательные и дополнительные сведения об аудиторе и экономическом субъекте (аудируемом лице), сгруппированные под заголовками "Паспорт аудитора" и "Паспорт предприятия", фрагмент последнего приведен ниже.

Паспорт предприятия

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |           Свидетельство о государственной регистрации          |
   +——————————————————T————————————————————————T————————————————————+
   |     Кто выдал    |   Номер свидетельства  |  Дата регистрации  |
   +——————————————————+————————————————————————+————————————————————+
   |        ...       |           ...          |         ...        |
   +——————————————————+————————————————————————+————————————————————+
   | Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр|
   |юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля|
   |                             2002 г.                            |
   +——————————————————T————————————————————————T————————————————————+
   |     Кто выдал    |Основной государственный|Дата внесения записи|
   |                  |  регистрационный номер |                    |
   +——————————————————+————————————————————————+————————————————————+
   |        ...       |           ...          |         ...        |
   +——————————————————+————————————————————————+————————————————————+
   | Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр|
   |    юридических лиц о государственной регистрации изменений,    |
   |      вносимых в учредительные документы юридического лица      |
   +——————————————————T————————————————————————T————————————————————+
   |     Кто выдал    |     Государственный    |Дата внесения записи|
   |                  |  регистрационный номер |                    |
   +——————————————————+————————————————————————+————————————————————+
   |        ...       |           ...          |         ...        |
   +——————————————————+————————————————————————+————————————————————+
   |     Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе      |
   |       юридического лица, образованного в соответствии с        |
   | законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на |
   |                 территории Российской Федерации                |
   +——————————————————T———————————T————————————T————————————————————+
   |     Кто выдал    |    ИНН    |     КПП    |     Дата выдачи    |
   +——————————————————+———————————+————————————+————————————————————+
   |        ...       |    ...    |     ...    |         ...        |
   +——————————————————+———————————+————————————+————————————————————+
   |                        Место нахождения                        |
   +—————————————————————————————————T——————————————————————————————+
   |Согласно учредительным документам|              ...             |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Фактическое (почтовый адрес)     |              ...             |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |                               ...                              |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |        Руководители высшего и среднего звена управления        |
   +——————————————————————————————————T————————T————————————————————+
   |             Должность            |Фамилия,|  Трудовой договор  |
   |                                  |инициалы+————T—————T—————————+
   |                                  |        |Дата|Номер|   Срок  |
   |                                  |        |    |     |окончания|
   +——————————————————————————————————+————————+————+—————+—————————+
   |Генеральный директор              |   ...  | ...| ... |   ...   |
   +——————————————————————————————————+————————+————+—————+—————————+
   |Финансовый директор               |   ...  | ...| ... |   ...   |
   +——————————————————————————————————+————————+————+—————+—————————+
   |                ...               |   ...  | ...| ... |   ...   |
   +——————————————————————————————————+————————+————+—————+—————————+
   |Главный бухгалтер                 |   ...  | ...| ... |   ...   |
   +——————————————————————————————————+————————+————+—————+—————————+
   |                ...               |   ...  | ...| ... |   ...   |
   +——————————————————————————————————+————————+————+—————+—————————+
   |                               ...                              |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |                   Обособленные подразделения                   |
   +————————————————————————————————T———————————————————————————————+
   |             Филиалы            |       Представительства       |
   +——————————————T—————————————————+——————————————T————————————————+
   | Наименование | Место нахождения| Наименование |Место нахождения|
   +——————————————+—————————————————+——————————————+————————————————+
   |      ...     |       ...       |      ...     |       ...      |
   +——————————————+—————————————————+——————————————+————————————————+
   |                               ...                              |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                            Лицензии                            |
   +——————————————————————————————T——————————T——————T———————————————+
   |Лицензируемый вид деятельности| Кто выдал| Номер|Период действия|
   +——————————————————————————————+——————————+——————+———————————————+
   |              ...             |    ...   |  ... |      ...      |
   +——————————————————————————————+——————————+——————+———————————————+
   |                               ...                              |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |     Программное обеспечение финансово—бухгалтерской службы     |
   +—————————————————————————T——————————————————————T———————————————+
   |Структурное подразделение|     Наименование     |   Вид версии  |
   |                         | программного продукта|  программного |
   |                         |                      |    продукта   |
   |                         |                      |  (локальная,  |
   |                         |                      |    сетевая)   |
   +—————————————————————————+——————————————————————+———————————————+
   |Планово—экономическое    |          ...         |      ...      |
   +—————————————————————————+——————————————————————+———————————————+
   |Бухгалтерское            |          ...         |      ...      |
   +—————————————————————————+——————————————————————+———————————————+
   |Финансовое               |          ...         |      ...      |
   +—————————————————————————+——————————————————————+———————————————+
   |...                                                             |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |             Право подписи (визирования) документов             |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |                     Договорная документация                    |
   +——————————————————————T—————————T—————————————————T—————————————+
   |     Вид документа    |Должность|Фамилия, инициалы|Право подписи|
   |                      |         |                 |(визирования)|
   |                      |         |                 | и основание |
   +——————————————————————+—————————+—————————————————+—————————————+
   |          ...         |   ...   |       ...       |     ...     |
   +——————————————————————+—————————+—————————————————+—————————————+
   |                      Банковские документы                      |
   +——————————————————————T—————————T—————————————————T—————————————+
   |        Подпись       |Должность|Фамилия, инициалы|  Основание  |
   +——————————————————————+—————————+—————————————————+—————————————+
   |Первая                |   ...   |       ...       |     ...     |
   |                      +—————————+—————————————————+—————————————+
   |                      |   ...   |       ...       |     ...     |
   +——————————————————————+—————————+—————————————————+—————————————+
   |Вторая                |   ...   |       ...       |     ...     |
   |                      +—————————+—————————————————+—————————————+
   |                      |   ...   |       ...       |     ...     |
   +——————————————————————+—————————+—————————————————+—————————————+
   |                               ...                              |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

(Окончание см. "Аудиторские ведомости", 2005, N 12)

Ю.Ю.Костылева

Независимый управленческий консультант

В.А.Костылев

Начальник отдела аудита

и управленческого консалтинга

ООО "Аудиторская фирма "ГРОСС-АУДИТ"

Подписано в печать

18.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Анализ налоговых последствий предоставления скидок и премий ("Налоговед", 2005, N 8) >
Вопрос: Организация заключила договор с комитетом рекламы, информации и оформления города на размещение средств наружной рекламы и информации в г. Москве. В соответствии с договором она приобрела за плату право на размещение информации, содержащей название организации и характер ее деятельности, в месте, предназначенном для распространения наружной рекламы. Вправе ли организация применять систему налогообложения в виде ЕНВД? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.