Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Разграничение ответственности по НК РФ и КоАП РФ за непредставление сведений для налогового контроля ("Налоговед", 2005, N 8)



"Налоговед", 2005, N 8

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО НК РФ И КОАП РФ

ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Наиболее актуальной проблемой квалификации противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена как в НК РФ, так и в КоАП РФ, является проблема разграничения административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, по ст. ст. 126, 129.1 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ.

Административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, предусмотрена в ст. 126 НК РФ, ст. 129.1 НК РФ и в ст. 15.6 КоАП РФ. В связи с этим возникают проблемы правовой квалификации правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений налоговому органу. В случае неправильной квалификации, то есть неправильного применения нормы НК РФ или КоАП РФ, лицо считается привлеченным к административной ответственности незаконно. На этом основании суд должен отказать налоговому органу в удовлетворении иска о взыскании штрафа по НК РФ.

Правильность такого подхода подтверждается Постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2002 по делу N А26-4687/02-29 и от 23.01.2003 по делу N А13-6253/02-08. В этих Постановлениях суд кассационной инстанции отмечает, что при неправильной квалификации правонарушения, ответственность за которое предусмотрена НК РФ, у налогового органа отсутствует право на переквалификацию по другой статье НК РФ и применение санкции, указанной в решении о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На этом основании суд кассационной инстанции делает вывод, что при таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в иске о взыскании штрафа по НК РФ законно и обоснованно.

При применении административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для проведения налогового контроля, часто возникают вопросы: при каких обстоятельствах применяется ответственность по той или иной статье НК РФ и КоАП РФ, где предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений налоговым органам и может ли в таких случаях одновременно применяться ответственность и по НК РФ, и по КоАП РФ?

В законодательстве и в судебной практике разграничение административной ответственности за непредставление сведений налоговым органам проводится следующим образом.

Разграничение ответственности

за непредставление документов (сведений)

между НК РФ и КоАП РФ

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано следующее разъяснение арбитражным судам при решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и части первой НК РФ:

"Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ".

Из этого следует, что при непредставлении организациями документов (сведений), необходимых для налогового контроля, организации привлекаются к ответственности по ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ, а виновные в непредставлении таких документов (сведений) должностные лица этих организаций одновременно привлекаются к ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ.

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что по общему правилу индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица организаций, если законом не установлено иное. В примечании к ст. 15.3 КоАП РФ предусмотрено исключение из этого общего правила для индивидуальных предпринимателей: ответственность, предусмотренная в ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ, применяется только к должностным лицам организаций.

Из этого можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели при непредставлении ими документов (сведений), необходимых для налогового контроля, привлекаются к административной ответственности по НК РФ, а не по КоАП РФ.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), необходимых для налогового контроля, между Налоговым кодексом РФ (ст. ст. 126 и 129.1) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.6) проводится только по кругу лиц, привлекаемых к ответственности. К ответственности за непредставление документов (сведений) по НК РФ (ст. ст. 126 и 129.1) привлекаются организации и индивидуальные предприниматели, а по КоАП РФ (ст. 15.6) - должностные лица организаций и, как указано в п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей.

Разграничение ответственности

за непредставление документов (сведений),

предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 126 НК РФ

По кругу участников налоговых правоотношений:

- к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ привлекаются организации и индивидуальные предприниматели - налогоплательщики или налоговые агенты;

- к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ привлекаются иные организации - не налогоплательщики и не налоговые агенты, а также не банки, представляющие документы в налоговые органы по их требованию.

Такой подход в разграничении ответственности подтверждается судебной практикой. Согласно Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 22.11.2001 по делу N А82-126/2001-А/9 ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ применяется к налогоплательщикам и налоговым агентам и не может применяться к депозитариям. В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2002 по делу N А05-10154/01-529/12 штраф за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по п. 2 ст. 126 НК РФ к налогоплательщику не применяется.

По содержанию обязанностей, за нарушение которых наступает ответственность. Ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ применяется к налогоплательщикам или налоговым агентам за непредставление документов об уплате налогов или обязанностях налогового агента:

- при непредставлении в налоговый орган документов, когда эта обязанность должна исполняться без требования налоговых органов о представлении документов;

- при нарушении установленного законом срока представления в налоговый орган документов, когда эта обязанность должна исполняться без требования налоговых органов.

(Исключения из этих правил составляют случаи непредставления налоговых деклараций и сведений об открытии и закрытии счетов в банке. В этих случаях ответственность наступает соответственно по ст. ст. 119 и 118 НК РФ - данные нормы являются специальными по сравнению с общей нормой п. 1 ст. 126 НК РФ.);

- при непредставлении в налоговый орган документов по требованию налогового органа;

- при представлении по требованию налогового органа документов с недостоверными сведениями.

В соответствии с п. 19 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации <1>, несвоевременное уведомление организацией-налогоплательщиком налогового органа о внесении изменений в учредительные документы данной организации влечет взыскание с соответствующей организации штрафа в однократном размере по п. 1 ст. 126 НК РФ. Обязанность организации-налогоплательщика по уведомлению налогового органа об изменениях в уставных документах в 10-дневный срок с момента регистрации таких изменений предусмотрена в п. 3 ст. 84 НК РФ. Эта обязанность должна исполняться организацией без какого-либо запроса налогового органа.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

Из Постановлений ФАС Московского округа от 19.11.2001 по делу N КА-А40/6695-01, ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2002 по делу N А 05-12744/01-688/19 следует, что при отсутствии в законе прямой обязанности налогоплательщика или налогового агента представлять определенные документы в налоговый орган в установленный законом срок ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ применяется только в случае, если соответствующие документы были истребованы у налогоплательщика налоговым органом.

Ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ применяется к организациям, за исключением налоговых агентов и банков, у которых истребуются документы о других налогоплательщиках:

- при непредставлении в налоговый орган документов по запросу налогового органа;

- при представлении документов с недостоверными сведениями.

Из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2001 по делу N Ф04/1341-237/А03-2001 следует, что ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ применяется в случаях непредставления в налоговый орган документов по запросу налогового органа.

В целом необходимо отметить, что из содержания ряда постановлений ФАС различных судебных округов следует, что отсутствие у лица истребуемых и запрашиваемых налоговым органом документов исключает его привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2002 по делу N КА-А40/7033-02; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.01.2002 по делу N Ф03-А73/01-2/2800; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2001 по делу N Ф04/1341-237/А03-2001).

Разграничение ответственности

за непредставление документов (сведений),

предусмотренных статьями 126 и 129.1 НК РФ

В п. 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ указал, что в силу п. 1 ст. 129.1 НК РФ лицо может быть привлечено к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений, которые оно в соответствии с Налоговым кодексом РФ должно сообщить, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Исходя из этого ответственность по ст. 129.1 НК РФ применяется в случаях, не предусмотренных ст. 126 НК РФ.

К ответственности по ст. 129.1 НК РФ привлекаются организации, за исключением налоговых агентов и банков, на которых Налоговым кодексом РФ возложены обязанности представлять в налоговый орган в установленный срок документы (сведения), связанные с исполнением обязанностей уплаты налогов другими налогоплательщиками, без запроса налогового органа.

Ответственность по ст. 129.1 НК РФ наступает для этих лиц по истечении срока, установленного НК РФ.

Фактически эта ответственность наступает в случаях, когда обязанность представления сведений и срок ее исполнения прямо предусмотрены НК РФ. Так, в ст. 85 НК РФ указано, что организации, ведущие государственную регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей, недвижимого имущества, транспортных средств, а также физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать об этом в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10 дней. Организация обязана представить такие сведения в установленный законом срок без запроса налогового органа. За неисполнение обязанности применяется ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Это подтверждается в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2002 по делу N А56-6946/02, которым удовлетворен иск налогового органа о взыскании с УВД Выборгского района Ленинградской области штрафа в размере 5 тыс. руб. по п. 2 ст. 129.1 НК РФ за неоднократное несвоевременное сообщение в налоговый орган сведений о регистрации физических лиц по месту жительства.

Исключение из этого правила составляют случаи привлечения к ответственности организаций за непредставление ими сведений в порядке налогового контроля за расходами физического лица, обязанность представления которых без запроса налогового органа предусмотрена в ст. 86.2 НК РФ. Эти организации привлекаются к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Разграничение ответственности

за непредставление документов (сведений),

предусмотренных частями 1 и 2 статьи 15.6 КоАП РФ

В ч. 1 и 2 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность:

- за непредставление в налоговые органы в установленный законом срок документов (сведений), необходимых для налогового контроля;

- за представление в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля, в неполном объеме;

- за представление в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля, в искаженном виде.

В ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за отказ от представления в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля. Причем ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ наступает в случаях, когда эта обязанность предусмотрена законом как без запроса налогового органа, так и по его запросу.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений) по п. п. 1 и 2 ст. 15.6 КоАП РФ фактически проводится только по кругу лиц.

К административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ привлекаются:

- физические лица - налогоплательщики, за исключением индивидуальных предпринимателей (см. примечание к ст. 15.3 КоАП РФ);

- должностные лица организаций - налогоплательщиков, налоговых агентов. (Исключение составляют случаи непредставления налоговых деклараций и сведений об открытии и закрытии счетов в банке. В этих случаях к должностным лицам организаций-налогоплательщиков применяется ответственность соответственно по ст. ст. 15.5 и 15.4 КоАП РФ, так как указанные нормы являются специальными по сравнению с общей нормой п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.);

- должностные лица других организаций, на которые возложена обязанность представления документов (сведений) в налоговый орган, за исключением должностных лиц, перечень которых предусмотрен в ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ.

К административной ответственности по ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ привлекаются:

- должностные лица органа, проводящего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- должностные лица органа, выдающего физическим лицам лицензии на право занятия частной практикой;

- должностные лица органа, проводящего регистрацию лиц по месту жительства;

- должностные лица органа, регистрирующего акты гражданского состояния;

- должностные лица органа, ведущего учет и регистрацию имущества и сделок с ним;

- нотариусы или должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия.

Штрафы по ст. ст. 126 и 129.1 НК РФ и по ст. 15.6 КоАП РФ взыскиваются в судебном порядке (п. 7 ст. 114 НК РФ; ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела о взыскании штрафов по ст. ст. 126 и 129.1 НК РФ рассматриваются в арбитражных судах (гл. 26 АПК РФ), а дела о взыскании штрафов по ст. 15.6 КоАП РФ - мировыми судьями, при отсутствии мировых судей - судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

Сложность юридической техники при регламентации административной ответственности за непредставление сведений для налогового контроля и важность сравнительного анализа каждой из норм об установлении такой ответственности в НК РФ и в КоАП РФ для правильной квалификации противоправных деяний свидетельствуют о необходимости унификации административной ответственности за правонарушения в налоговой сфере, имеющие одинаковые объект и объективную сторону.

Е.В.Овчарова

К. ю. н.,

старший юрист

юридической компании

"Пепеляев, Гольцблат

и партнеры"

Подписано в печать

18.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Корректировка НДС с учетом суммовых разниц ("Налоговед", 2005, N 8) >
Статья: Обзор судебной практики по налоговым спорам ("Налоговед", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.