Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Доставка работников на служебном транспорте ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3)



"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3

ДОСТАВКА РАБОТНИКОВ НА СЛУЖЕБНОМ ТРАНСПОРТЕ

Из-за удаленности предприятия от населенных пунктов или его расположения в неудобном с точки зрения транспортного сообщения месте руководство предприятия организует доставку сотрудников до работы на служебном транспорте. Из п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ следует, что такие расходы организация может учесть в целях налогообложения прибыли, если они предусмотрены в трудовом или коллективном договоре.

Но, как оказывается на практике, не все так просто: с налоговой точки зрения подобные расходы вызывают массу вопросов, даже все по тому же налогу на прибыль, НДФЛ и ЕСН. Поговорим об этом подробнее.

Налог на прибыль

По логике вещей, если организация прописала "проездные" расходы в трудовом или коллективном договоре (или еще лучше - в обоих договорах), она может учесть их в целях налогообложения прибыли. Лучше потому, что минфиновцы заменили "или" на "и", считая, что расходы по доставке работников учитываются при налогообложении, если они прописаны и в трудовом, и в коллективном договоре (Письмо от 15 февраля 2002 г. N 04-02-06/1/18).

А вот налоговики думают по-другому, считая, что в целях налогообложения прибыли такие расходы не принимаются (см., к примеру, Письмо УМНС России по г. Москве от 23 января 2003 г. N 26-12/4832).

Примечание. Какими разъяснениями пользоваться?

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ предоставление разъяснений по вопросам применения налогового законодательства отнесено к компетенции Минфина России. Поэтому его разъяснения теперь имеют приоритетное значение, нежели разъяснения налоговиков.

Правда, арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. В качества примера можно привести решения судов, зафиксированные в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2003 г. N А65-1167/03-СА1-32, Уральского округа от 17 марта 2004 г. N Ф09-972/04-АК и от 27 января 2005 г. N Ф09-6065/04-АК. При этом суды указывают на то, что подобные расходы можно учесть в целях налогообложения, если проезд сотрудников до места работы и обратно на общественном транспорте невозможен из-за особенностей территориального расположения предприятия (его удаленности) или, к примеру, низкой пропускной способности существующих линий общественного транспорта.

Таким образом, если вы решили учитывать "проездные" расходы в целях налогообложения прибыли, вам нужно обосновать их экономическую оправданность (ведь это одно из условий, при которых расходы принимаются в целях налогообложения прибыли по ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Для этого нужно указать в документах, что такие расходы просто необходимы из-за удаленности предприятия от места жительства работников, невозможности добраться до работы на общественном транспорте и т.д.

А уж если вы организовали доставку работников до комбината, который расположен у ближайшей остановки, куда можно легко добраться несколькими видами транспорта, такие расходы вам придется оплачивать из собственного кармана. Даже если вы и пропишете такие расходы во всех договорах.

Налог на доходы физических лиц

Стоимость доставки сотрудников до места работы и обратно может быть расценена налоговиками как выплаты в пользу физических лиц в натуральной форме.

Соответственно налоговики потребуют, чтобы сумму указанных расходов организация включила в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.

Однако чтобы начислить налог, организация должна точно установить количество перевозимых работников за каждый рейс, а также размер полученного дохода в натуральной форме на каждого конкретного работника. Иначе исчислить налог невозможно - подчеркнул Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 12 июля 2001 г. N А11-456/2001-К2-411.

Однако, по моему мнению, предприятие не обязано ежедневно составлять списки лиц, доставленных к месту работы и обратно. А без этого просто невозможно определить, какие сотрудники получили доход в натуральной форме.

Вместе с тем можно с уверенностью предположить, что подобная позиция послужит основанием для конфликта с налоговыми органами.

ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

В соответствии с п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ при начислении ЕСН (а значит, и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ) учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу работников, независимо от того, в какой форме они осуществляются.

Причем выплаты и вознаграждения в натуральной форме учитываются по рыночным ценам, а при государственном регулировании цен (тарифов) - по государственным регулируемым розничным ценам на товары, работы, услуги (п. 4 ст. 237 Налогового кодекса РФ).

Услуги по доставке работников к предприятию и обратно скорее всего будут расценены налоговиками как вознаграждение в натуральной форме.

Соответственно налоговые органы потребуют включить сумму этих расходов в облагаемую базу по ЕСН, а также страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.

Однако в указанной ситуации, так же как и в случае с налогом на доходы физических лиц, невозможно определить конкретных лиц, пользующихся услугой по доставке до места работы и обратно, поскольку количество и состав перевозимых сотрудников могут меняться каждый день.

К примеру, в понедельник работник может воспользоваться транспортом предприятия, а в остальные дни поехать на работу на собственной машине или взять такси. Но опять же такую точку зрения, по всей видимости, предприятию придется доказывать в суде.

Но, конечно, если предприятие организует доставку работников за счет средств, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то на стоимость такой доставки начислять ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не нужно (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ).

О.В.Принц

Консультант

отдела бухгалтерского

и налогового консультирования

ООО "РайтОН Аудит"

Подписано в печать

18.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Если у предприятия нет денег на зарплату ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3) >
Статья: Производственная травма ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.