|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Доставка работников на служебном транспорте ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3)
"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3
ДОСТАВКА РАБОТНИКОВ НА СЛУЖЕБНОМ ТРАНСПОРТЕ
Из-за удаленности предприятия от населенных пунктов или его расположения в неудобном с точки зрения транспортного сообщения месте руководство предприятия организует доставку сотрудников до работы на служебном транспорте. Из п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ следует, что такие расходы организация может учесть в целях налогообложения прибыли, если они предусмотрены в трудовом или коллективном договоре. Но, как оказывается на практике, не все так просто: с налоговой точки зрения подобные расходы вызывают массу вопросов, даже все по тому же налогу на прибыль, НДФЛ и ЕСН. Поговорим об этом подробнее.
Налог на прибыль
По логике вещей, если организация прописала "проездные" расходы в трудовом или коллективном договоре (или еще лучше - в обоих договорах), она может учесть их в целях налогообложения прибыли. Лучше потому, что минфиновцы заменили "или" на "и", считая, что расходы по доставке работников учитываются при налогообложении, если они прописаны и в трудовом, и в коллективном договоре (Письмо от 15 февраля 2002 г. N 04-02-06/1/18). А вот налоговики думают по-другому, считая, что в целях налогообложения прибыли такие расходы не принимаются (см., к примеру, Письмо УМНС России по г. Москве от 23 января 2003 г. N 26-12/4832).
Примечание. Какими разъяснениями пользоваться? Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ предоставление разъяснений по вопросам применения налогового законодательства отнесено к компетенции Минфина России. Поэтому его разъяснения теперь имеют приоритетное значение, нежели разъяснения налоговиков.
Правда, арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. В качества примера можно привести решения судов, зафиксированные в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2003 г. N А65-1167/03-СА1-32, Уральского округа от 17 марта 2004 г. N Ф09-972/04-АК и от 27 января 2005 г. N Ф09-6065/04-АК. При этом суды указывают на то, что подобные расходы можно учесть в целях налогообложения, если проезд сотрудников до места работы и обратно на общественном транспорте невозможен из-за особенностей территориального расположения предприятия (его удаленности) или, к примеру, низкой пропускной способности существующих линий общественного транспорта. Таким образом, если вы решили учитывать "проездные" расходы в целях налогообложения прибыли, вам нужно обосновать их экономическую оправданность (ведь это одно из условий, при которых расходы принимаются в целях налогообложения прибыли по ст. 252 Налогового кодекса РФ). Для этого нужно указать в документах, что такие расходы просто необходимы из-за удаленности предприятия от места жительства работников, невозможности добраться до работы на общественном транспорте и т.д. А уж если вы организовали доставку работников до комбината, который расположен у ближайшей остановки, куда можно легко добраться несколькими видами транспорта, такие расходы вам придется оплачивать из собственного кармана. Даже если вы и пропишете такие расходы во всех договорах.
Налог на доходы физических лиц
Стоимость доставки сотрудников до места работы и обратно может быть расценена налоговиками как выплаты в пользу физических лиц в натуральной форме. Соответственно налоговики потребуют, чтобы сумму указанных расходов организация включила в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. Однако чтобы начислить налог, организация должна точно установить количество перевозимых работников за каждый рейс, а также размер полученного дохода в натуральной форме на каждого конкретного работника. Иначе исчислить налог невозможно - подчеркнул Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 12 июля 2001 г. N А11-456/2001-К2-411. Однако, по моему мнению, предприятие не обязано ежедневно составлять списки лиц, доставленных к месту работы и обратно. А без этого просто невозможно определить, какие сотрудники получили доход в натуральной форме. Вместе с тем можно с уверенностью предположить, что подобная позиция послужит основанием для конфликта с налоговыми органами.
ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ
В соответствии с п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ при начислении ЕСН (а значит, и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ) учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу работников, независимо от того, в какой форме они осуществляются. Причем выплаты и вознаграждения в натуральной форме учитываются по рыночным ценам, а при государственном регулировании цен (тарифов) - по государственным регулируемым розничным ценам на товары, работы, услуги (п. 4 ст. 237 Налогового кодекса РФ). Услуги по доставке работников к предприятию и обратно скорее всего будут расценены налоговиками как вознаграждение в натуральной форме. Соответственно налоговые органы потребуют включить сумму этих расходов в облагаемую базу по ЕСН, а также страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. Однако в указанной ситуации, так же как и в случае с налогом на доходы физических лиц, невозможно определить конкретных лиц, пользующихся услугой по доставке до места работы и обратно, поскольку количество и состав перевозимых сотрудников могут меняться каждый день. К примеру, в понедельник работник может воспользоваться транспортом предприятия, а в остальные дни поехать на работу на собственной машине или взять такси. Но опять же такую точку зрения, по всей видимости, предприятию придется доказывать в суде. Но, конечно, если предприятие организует доставку работников за счет средств, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то на стоимость такой доставки начислять ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не нужно (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ).
О.В.Принц Консультант отдела бухгалтерского и налогового консультирования ООО "РайтОН Аудит" Подписано в печать 18.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |