Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения, внесенные Федеральным законом N 58-ФЗ ("Аудиторские ведомости", 2005, N 8)



"Аудиторские ведомости", 2005, N 8

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 58-ФЗ

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон) внесен ряд изменений в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, но большая часть Закона посвящена изменениям и дополнениям к гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Большинство внесенных изменений связано с тем, что практика применения гл. 25 НК РФ показала необходимость уточнения отдельных ее норм с целью облегчения ее применения налогоплательщиками, сближения налогового и бухгалтерского учета, "открытия" перечня прямых расходов, а также решения ряда других вопросов. В статье рассматриваются указанные изменения и дополнения.

Основная часть положений Закона вступает в силу с 1 января 2006 г. Однако ряд норм действует уже через месяц после официального опубликования документа и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Кроме того, отдельные положения вступят в силу только с 1 января 2007 г. (например, перенос убытков на будущее в полном объеме), а отдельные положения, касающиеся небольшого числа налогоплательщиков, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Положения, распространяющиеся на правоотношения,

возникшие с 1 января 2005 г.

Расходы вновь созданных и реорганизуемых налогоплательщиков. Такими расходами признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. При этом стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных НК РФ, и убытки), предусмотренные ст. ст. 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 НК РФ, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 НК РФ.

Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения). Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в общеустановленном порядке.

Резервы по сомнительным долгам. Пункт 1 ст. 266 НК РФ дополнен положением, что в расчет будет включаться только часть задолженности, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Передача имущества в уставный (складочный) капитал. Существенные поправки внесены в ст. 277 НК РФ, которая определяет особенности расчета налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) организации, а именно имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) исчисляется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

При внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Стоимость имущества (имущественных прав), полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей настоящей главы по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета.

Сближение норм бухгалтерского и налогового учета. Перечень прямых расходов, установленных ст. 318 НК РФ, "открывается", т.е. налогоплательщику предоставляется право самостоятельно разделять затраты на прямые и косвенные. Кроме того, ст. 319 НК РФ уточняется: налогоплательщик теперь самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Этот порядок устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, то налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Положения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Расходы. Изменения в ст. 252 НК РФ уточняют ряд расходных статей. Так, для целей налогообложения будут учитываться расходы, произведенные за пределами территории Российской Федерации и подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств. Напомним, что в настоящее время для целей налогообложения прибыли признаются только расходы, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Технологические потери. Существенное дополнение внесено в ст. 254 НК РФ в части определения технологических потерь. Прежде всего вводится понятие "технологические потери". Так, под технологическими потерями при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг) будут пониматься потери, обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Напомним, что потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей принимаются в соответствии с нормами естественной убыли, которые утверждены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 исполнительным органам власти было поручено разработать такого рода нормы. Но не все органы исполнительной власти успели это сделать. До утверждения новых норм естественной убыли применяются ранее утвержденные соответствующими органами исполнительной власти нормы.

Расходы на НИОКР. Новая редакция ст. 262 НК РФ изменяет порядок списания расходов организаций на НИОКР. Снимается ограничение по размеру списания расходов на НИОКР, которые не дали положительного результата (сейчас этот норматив составляет 70%). Кроме того, сокращается с 3 до 2 лет срок списания таких расходов.

Расходы по договору лизинга. Статья 264 НК РФ дополнена положением, что в случаях, когда имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, у него это будут арендные (лизинговые) платежи за вычетом сумм начисленной амортизации, а у лизингодателя - расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.

Расходы на объекты общественного питания. В пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ внесена поправка, уточняющая, что расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, учитываются в составе прочих расходов только в случае, если они не учтены в составе расходов, связанных с использованием обслуживающих производств и хозяйств согласно ст. 275.1 НК РФ.

Проценты по долговым обязательствам. В ст. 269 НК РФ внесено уточнение, регламентирующее, что проценты по долговым обязательствам в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (по долговым обязательствам в рублях), будут приниматься к вычету из налоговой базы в следующем порядке:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Амортизация по капитальным вложениям в арендованное имущество. Изменения в п. 1 ст. 258 НК РФ вводят следующий порядок амортизации капитальных вложений, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ:

капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;

капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

"Амортизационная премия". Статья 259 НК РФ дополнена п. 1.1, который предоставляет налогоплательщику возможность включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Внереализационные расходы. Пункт 1 ст. 265 НК РФ дополнен положениями, которые позволяют учитывать в составе внереализационных расходов премии, выплаченные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Расходы на цели социальной защиты инвалидов. Общественные организации инвалидов и организации, более 50% работников которых - инвалиды и доля расходов на оплату труда составляет не менее 25% общего фонда оплаты труда, смогут создавать резерв предстоящих расходов на обеспечение социальной защиты инвалидов. В этих целях гл. 25 НК РФ дополняется ст. 267.1 "Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов". Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет.

Налогоплательщик - общественная организация инвалидов на основании программ, разработанных и им утвержденных, самостоятельно принимает решение о создании такого резерва, что отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации этих программ, производятся за счет такого резерва. Размер создаваемого резерва определяется планируемыми расходами (сметой) на реализацию утвержденных налогоплательщиком программ.

Сумма отчислений в этот резерв включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последний день отчетного (налогового) периода.

Предельный размер отчислений в резерв не может превышать 30% полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва. Если сумма созданного резерва оказалась меньше суммы фактических расходов на цели социальной защиты инвалидов, то разница между указанными суммами включается в состав внереализационных расходов. Сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком в течение запланированного периода, подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики, формирующие резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в налоговые органы о целевом использовании этих средств по окончании налогового периода. При нецелевом использовании средств они подлежат включению в налоговую базу того налогового периода, в котором было произведено их нецелевое использование.

Особенности налогообложения при наличии обособленных подразделений. Содержание ст. 288 НК РФ дополнено положением, что если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете. Кроме того, теперь удельный вес (доля) налога, приходящийся на обособленное подразделение, будет определяться в целом за отчетный период, а не на конец отчетного периода.

Налог на доходы физических лиц. Отменяется имущественный налоговый вычет по доходам от операций с ценными бумагами. Ныне действующий порядок предполагает, что если гражданин продает ценные бумаги, находившиеся в его собственности более трех лет, он не платит НДФЛ со всего дохода, а если бумаги находились в его собственности менее трех лет, он имеет право на вычет в сумме 125 000 руб. Также изменена редакция п. 2 ст. 212 НК РФ - теперь материальная выгода будет определяться одинаково как по заемным, так и по кредитным средствам. Ранее действовавшая редакция не определяла, как исчислять материальную выгоду по заемным средствам.

Положения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Из ст. 283 НК РФ снимается ограничение, что совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ. Отметим, что согласно ст. 5 Закона в 2006 г. действует особый порядок: совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного п. 2 ст. 283, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.

Ю.М.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

18.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Какие документы нужны для принятия расходов в налоговом учете? ("Московский налоговый курьер", 2006, N 4) >
Вопрос: ...Объект амортизируемого имущества, права на который подлежат госрегистрации, введен в эксплуатацию 02.02.2004. Документы на регистрацию поданы 30.04.2004. Сумма амортизации за один месяц составляет 600 000 руб. Можно ли за апрель 2004 г. начислить амортизацию в сумме 600 000 руб. или только в сумме 20 000 руб., учитывая, что объект включен в состав амортизационной группы 30.04.2004? ("Аудиторские ведомости", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.