|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Раз - и нету фирмы ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 25)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 25
РАЗ - И НЕТУ ФИРМЫ
Налоговики могут праздновать победу. Они наконец-то добились права ликвидировать организации без решения суда. Правда, такое право работает лишь в отношении "брошенных" фирм. Установили законодатели и критерии, по которым действующую организацию можно отличить от организации-"фантома".
О необходимости упрощенной процедуры исключения определенных фирм из ЕГРЮЛ налоговики говорили уже давно. Ведь новый порядок регистрации юрлиц, введенный в 2002 г., как раз и был направлен на то, чтобы избавиться от так называемых мертвых фирм. То есть тех, которые числятся лишь на бумаге и реальной деятельности не ведут. И вот наконец такой упрощенный порядок появился. Он утвержден Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ.
Один на всех
Чтобы понять, в чем упрощенность нового порядка, посмотрим общие правила ликвидации. Если фирма не действовала, решение о ликвидации должны принимать ее учредители (участники). Они обязаны уведомить об этом регистрирующий орган (в Законе о регистрации на это дается три дня). Регистрирующий орган (то есть отделение ФНС России) вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Далее учредители (участники) организации должны сформировать ликвидационную комиссию. Комиссия размещает в печати публикацию о ликвидации юридического лица <*>. После этого в течение как минимум двух месяцев принимаются претензии кредиторов. Кроме этого ликвидационная комиссия и сама принимает меры к выявлению кредиторов, в письменной форме уведомляет их о ликвидации общества, а также занимается получением дебиторской задолженности. ————————————————————————————————<*> Официальный орган печати, где размещают такое объявление, - журнал "Вестник государственной регистрации" (Приказ МНС России от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508).
После окончания срока предъявления требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В него вносятся сведения обо всех требованиях, предъявленных кредиторами, а также о результатах их рассмотрения. О составлении такого баланса надо также уведомить налоговую. Затем погашаются требования перед кредиторами. После завершения расчетов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждают учредители (участники). И наконец, ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации. При этом она предоставляет заявление о государственной регистрации ликвидации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины. И на основании этих документов налоговики вносят в реестр запись о ликвидации юридического лица.
Освободить место в реестре
Вроде бы ничего сложного в этих правилах нет. Но все дело в том, что первые шаги в процессе ликвидации должны выполнять учредители (участники) организаций. А в случае "брошенных" фирм учредители это делать не собирались. Теперь ждать милости от учредителей (участников) не требуется. Из ЕГРЮЛ недействующее юридическое лицо можно исключить и без проведения указанной выше процедуры. Достаточно только решения регистрирующего органа. Вот что служит признаками недействующей фирмы. В течение двенадцати месяцев она не представляет документы налоговой отчетности. Кстати, этот срок будет считаться со дня вступления в силу Закона N 83-ФЗ <**>. То есть даже если на дату вступления Закона в силу организация уже год не представляла отчетность, считать ее недействующей нельзя. Придется подождать еще 12 месяцев (п. 2 ст. 3 Закона N 83-ФЗ). ————————————————————————————————<**> А произойдет это 17.07.2005. Кстати, в Законе специально оговорено, что упрощенный порядок действителен и для тех юридических лиц, которые зарегистрированы как до вступления в силу самого Закона N 83-ФЗ, так и до появления Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Второй признак - лицо в течение года не пользовалось ни одним из банковских счетов. Причем для упрощенного исключения из ЕГРЮЛ надо, чтобы выполнялись оба этих условия.
Квартал на ликвидацию
Обнаружив "бумажную" фирму, регистрирующий орган выносит решение о предстоящей ликвидации. Инспекция обязана в течение трех дней с момента принятия этого решения опубликовать его в "Вестнике государственной регистрации". Там же размещается информация о порядке, в котором должны направлять заявления как само недействующее лицо, так и его кредиторы и другие лица, чьи права и законные интересы будут нарушены исключением организации из ЕГРЮЛ. Естественно, в объявлении указывается и адрес для направления этих заявлений. Принимаются они в течение трех месяцев с даты опубликования решения о предстоящем исключении. Если за три месяца так никто и не отозвался, регистрирующий орган исключает организацию из реестра. Информация об этом, по идее, должна размещаться в официальном органе печати, хотя в законе на это нет специального указания. На наш взгляд, тут должен действовать п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В нем речь идет о ликвидации, которая совершена в обычном порядке. И записано, что регистрирующий орган должен опубликовать информацию о ликвидации. Если за три месяца кто-нибудь появился, то решение об исключении лица из ЕГРЮЛ не принимается. И тогда организацию можно ликвидировать только в общем порядке. Процедура перехода к этому общему порядку в законе не отражена. Поэтому остается неясным, должны ли учредители продолжать процедуру ликвидации или ее можно остановить. Не ясно, и каковы последствия, если требования кредиторов учредителям переданы, а они как не принимали мер к исключению фирмы из реестра, так и продолжают не принимать.
М.В.Бурехина Эксперт "УНП" Подписано в печать 15.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |