Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 13.07.2005> ("Главбух", 2005, N 14)



"Главбух", 2005, N 14

Обзор последних изменений в НК РФ: что было, что будет, когда вступит в силу (с. 10). Налоговики получили право без суда ликвидировать недействующие фирмы (с. 12). Сокращение перечня лицензируемых видов деятельности - головная боль для бухгалтера (с. 13). НДС по "дебиторке": начисляем и списываем вместе с долгом (с. 15). Минфин разъяснил тонкости расчета налога на имущество филиалами (с. 16). Новые наименование и адрес - не повод менять ККТ, даже исключенную из реестра (с. 17). Остаток резерва на выплату неиспользованных отпусков включать в доходы не нужно (с. 17). Минфиновцы уверены, что торговля картами экспресс-оплаты под "вмененку" не подпадает (с. 18).

Очередные изменения в Налоговом кодексе

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
До изменений После изменений Какой документ внес

изменения и с какого

момента он действует

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Единый налог на вмененный доход
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
1. Региональные 1. Местные власти 1. Федеральный закон

власти могли могут переводить на от 18 июня 2005 г.

перевести на ЕНВД ЕНВД как все бытовые N 63-ФЗ. Вступает в

все бытовые услуги услуги, так и лишь силу с 1 января

или оставить их на какие-то из них 2006 г.

общем режиме или

"упрощенке"

2. В Налоговом 2. Теперь в 2. Федеральный закон

кодексе не было Налоговом кодексе РФ от 18 июня 2005 г.

четко прописано, что четко прописано, что N 64-ФЗ. Начинает

фирмам, работающим фирмам, отработавшим действовать с

на "вмененке" на "вмененке" 1 января 2006 г.

неполный месяц, неполный месяц,

субъекты РФ могут местные власти могут

позволить уменьшать позволить уменьшать

ЕНВД ЕНВД

Подробнее об

изменениях в ЕНВД -

на с. 52

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Налог на доходы физических лиц
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
1. Стоимость 1. Стоимость 1. Федеральный закон

выданных выданных от 30 июня 2005 г.

организацией или организацией или N 71-ФЗ. Вступает в

ПБОЮЛ подарков, ПБОЮЛ подарков, силу с 1 января

призов, материальной призов, материальной 2006 г.

помощи, а также помощи, а также

оплата медикаментов оплата медикаментов

не облагались НДФЛ в не облагается НДФЛ в

пределах 2000 руб. в пределах

год 4000 руб. в год

2. Подарки и 2. Не надо платить 2. Федеральный закон

материальная помощь НДФЛ с любых от 30 июня 2005 г.

ветеранам, подарков и помощи в N 71-ФЗ. Вводится с

инвалидам, вдовам пределах 10 000 руб. 1 января 2006 г.

военнослужащих и в год, полученных

другим людям не некоторыми

облагались налогом налогоплательщиками.

только в пределах А именно ветеранами

2000 руб. в год и инвалидами Великой

Отечественной войны;

вдовами

военнослужащих,

погибших во время

Великой

Отечественной войны,

войны в Финляндии

или с Японией;

вдовами инвалидов

Великой

Отечественной войны;

узниками мест

принудительного

содержания в период

Великой

Отечественной войны

3. Подарки и 3. Если подарки или 3. Федеральный закон

материальная помощь помощь указанным от 30 июня 2005 г.

ветеранам, людям выдана в N 71-ФЗ. Вступает в

инвалидам, вдовам 2005 г. в связи с силу с 6 августа

военнослужащих и 60-летием Победы в 2005 г. и

другим людям не Великой распространяется на

облагались налогом Отечественной войне, отношения, возникшие

только в пределах то налогооблагаемый с 1 января 2005 г.

2000 руб. в год доход не возникает.

При этом размер

такой выплаты

значения не имеет.

Излишне удержанный

налог должен быть

возвращен

налогоплательщикам

не позднее чем через

два месяца после

вступления документа

в силу

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
1. С имущества, 1. Отменен налог на Федеральный закон от

полученного в имущество, 1 июля 2005 г.

порядке наследования полученное по N 78-ФЗ вводится с

или дарения, нужно наследству или 1 января 2006 г.

платить договору дарения

соответствующий

налог

2. С имущества, по 2. С недвижимости,

которому был уплачен транспорта, акций,

налог на долей и паев,

наследование или полученных в порядке

дарение, НДФЛ не дарения, придется

исчислялся заплатить НДФЛ по

ставке 13 процентов.

Исключение - подарки

от членов семьи или

близких

родственников:

супругов, детей,

родителей, дедушек,

бабушек, внуков,

братьев и сестер

Подробный

комментарий к этим

изменениям - на

с. 57

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Транспортный налог
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Физические лица Физические лица Федеральный закон от

платили транспортный должны платить 18 июня 2005 г.

налог на основании транспортный налог N 62-ФЗ вводится с

уведомления, которое на основании 1 января 2006 г.

налоговая инспекция уведомления, которое

обязана была вручить налоговая инспекция

не позднее 1 июня вручит в сроки,

установленные

региональными

властями

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Единый сельскохозяйственный налог
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
1. Фирмы, которые 1. Фирмы, которые Федеральный закон от

применяли применяют 29 июня 2005 г.

"вмененку", не могли "вмененку", могут N 68-ФЗ. Начинает

перейти на ЕСХН перейти на ЕСХН действовать с

1 января 2006 г.

2. Организации могли 2. Организации могут

переходить на уплату переходить на уплату

ЕСХН, если доля от ЕСХН, если доля от

реализации своей реализации

сельскохозяйственной сельскохозяйственной

продукции в общем продукции в общем

доходе составляет не доходе составляет не

менее 70 процентов. менее 70 процентов.

Причем это Причем это

соотношение надо соотношение берется

было брать за за год,

9 месяцев года, в предшествующий тому,

котором в котором подавалось

подавалось заявление заявление

3. Расходы на 3. Расходы на

получение получение

специалистами в специалистами в

образовательных образовательных

учреждениях высшего учреждениях высшего

и среднего и среднего

профессионального профессионального

образования образования

налоговую базу по налоговую базу по

ЕСХН не уменьшали ЕСХН уменьшают. Но

при условии, что с

сотрудниками

заключен договор на

обучение, по

которому после

окончания учебного

заведения они должны

отработать в фирме

по полученной

специальности не

менее трех лет

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Акцизы
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   
В ст. 182 Налогового В ст. 182 Налогового Федеральный закон от

кодекса РФ не кодекса РФ уточнено, 30 июня 2005 г.

уточнялось, что что акцизы платятся N 74-ФЗ. Вступает в

акцизы платятся по по операциям с силу 6 июля 2005 г.,

операциям с нефтепродуктами, но вводится с

нефтепродуктами, только если сделки 1 января 2003 г.

только если сделки совершаются в России

совершаются в России

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Недействующим фирмам помогут с ликвидацией

Президент РФ 2 июля 2005 г. подписал Федеральный закон N 83-ФЗ, упростивший ликвидацию недействующих фирм - тех, которые в течение года не представляли отчетность и не осуществляли операций по банковским счетам. Прежде такую организацию могли ликвидировать только по решению ее учредителей или в судебном порядке (ст. 61 Гражданского кодекса РФ). С 6 июля 2005 г. (в этот день вступил в силу Закон N 83-ФЗ) ликвидацией недействующих компаний будут заниматься налоговые инспекции. Обнаружив, что какая-либо фирма не отчитывается в течение 12 месяцев, а также не ведет операций по своим счетам, инспекторы могут самостоятельно исключить ее из ЕГРЮЛ. Такие изменения внесены в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Обратите внимание: с 6 июля налоговики смогут ликвидировать даже ту фирму, которая не отчитывалась в течение года до этой даты.

Решив исключить "мертвую" фирму из госреестра, инспекторы должны в течение трех дней сообщить об этом через журнал "Вестник государственной регистрации". После этого в течение трех месяцев кредиторы ликвидируемой фирмы, а также другие заинтересованные лица, включая владельцев фирмы, могут направить заявления со своими претензиями. Если придет хотя бы одно такое заявление, фирму будут ликвидировать в судебном порядке. Если же таких заявлений не будет, налоговики внесут в ЕГРЮЛ запись о ликвидации фирмы.

В дальнейшем заинтересованные лица могут обжаловать в арбитражном суде ликвидацию своего должника. На это отводится год с того момента, как таким лицам стало известно о ликвидации или они должны были о ней узнать. Очевидно, что этот момент в каждом конкретном случае будут определять судьи.

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса РФ".

Вступает в силу с 6 июля 2005 г.

Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право", 2005, N 25, а также в журнале "Документы и комментарии", 2005, N 14.

Сокращен перечень лицензируемых видов деятельности

В ближайшие два года существенно сократится перечень видов деятельности, которые можно осуществлять только по лицензии. Такие изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ. Так, уже с 17 июля 2005 г. не будут лицензироваться коммерческие перевозки пассажиров на легковых автомобилях, а также перевозки грузов на машинах с грузоподъемностью свыше 3,5 т. С 1 января 2006 г. лицензии не понадобятся, в частности, оценщикам и аудиторам, а с 1 января 2007 г. - туроператорам и турагентам.

Казалось бы, отмена лицензирования - это хорошая новость. Но только для руководителей фирм. А вот бухгалтерам такое нововведение может создать дополнительные проблемы.

Как известно, лицензии выдают на пять лет (ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ). И большинство бухгалтеров в налоговом учете списывают истраченные на лицензирование деньги в течение срока действия лицензии. Ведь именно так рекомендовал поступать Минфин России в Письме от 26 августа 2002 г. N 04-02-06/3/62.

Как же быть с недосписанной частью лицензионных сборов, если в связи с изменениями, внесенными Законом N 80-ФЗ, деятельность фирмы больше не подлежит лицензированию? По мнению налоговиков, в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, "остаточную стоимость" лицензии списать нельзя. Аргумент таков: поскольку лицензия фирме больше не нужна, затраты, связанные с ее получением, уже нельзя считать экономически оправданными. В частности, такая точка зрения высказана в Письме УМНС России по г. Москве от 20 ноября 2003 г. N 26-12/65420.

Из этой ситуации есть два выхода.

Первый выход состоит в том, что фирма, чья деятельность перестала лицензироваться, отстаивает свое право списать в расходы всю стоимость лицензии. Причем задним числом: в том месяце, когда были уплачены лицензионные платежи. Поясним.

Понятие "расходы будущих периодов" в Налоговом кодексе РФ не используется. Единственная норма, требующая списывать расходы равномерно в течение определенного времени, содержится в п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ. Однако там речь идет о договорах, по которым доходы поступают в течение нескольких отчетных периодов. Получая же лицензию, фирма договоров не заключает. А сам лицензионный взнос является государственной пошлиной, которая уплачивается по правилам, прописанным в гл. 25.3 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в ст. 8 Налогового кодекса РФ сказано, что плата за получение лицензии является сбором.

Налоги и сборы, начисленные в порядке, который прописан в Налоговом кодексе РФ, включаются в прочие расходы (пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Причем вся сумма сбора берется в уменьшение налогооблагаемой прибыли единовременно - в том месяце, в котором ее начислили. На это указано в пп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ. Таким образом, ни о каком равномерном списании лицензионного сбора речь идти не может.

Значит, фирма, списывавшая какое-то время лицензионный сбор по частям, вправе представить в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот год, в котором была получена лицензия. В этой декларации можно указать всю уплаченную за лицензию сумму. Правда, в этом случае придется подать "уточненки" и за все последующие годы, когда организация пользовалась лицензией. Из этих деклараций суммы списанных лицензионных платежей надо исключить.

Второй выход проще. В рассматриваемой ситуации ввязываться в спор с налоговиками вовсе не обязательно. Ведь размер лицензионного сбора в большинстве случаев составляет всего лишь 1300 руб. А та его часть, которую фирма не успеет списать к моменту отмены лицензирования, окажется и того меньше. Вступать в конфликт с налоговиками из-за столь незначительной суммы нецелесообразно. Гораздо проще согласиться с инспекторами и не исключать несписанную часть сбора из налогооблагаемой прибыли. Налоговые потери при этом будут мизерными.

Что касается бухгалтерского учета, то там несписанный остаток лицензионного сбора относится в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Если вы решите не списывать этот остаток в налоговом учете, то на него нужно начислить постоянное налоговое обязательство, как того требует п. 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Пример. ООО "Город" в январе 2005 г. получило лицензию на коммерческую перевозку пассажиров легковым транспортом в течение 5 лет. Лицензионный сбор составил 1300 руб. За период с января по июль 2005 г. (7 месяцев) и в бухгалтерском, и в налоговом учете на расходы была списана часть лицензионного сбора, равная 151,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес. х 7 мес.). Таким образом, к тому моменту, когда Закон N 80-ФЗ отменил лицензирование пассажирских перевозок на легковых автомобилях, несписанный остаток сбора составил 1148,33 руб. (1300 - 151,67).

Бухгалтер ООО "Город" решил не включать эту сумму в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход. А в бухгалтерском учете он сделал такие проводки:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 97

- 1148,33 руб. - списан остаток лицензионного сбора;

Дебет 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- 275,60 руб. (1148,33 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство на остаток лицензионного сбора, не учтенного при расчете налогооблагаемой прибыли.

Обратим внимание еще на одно новшество, введенное Законом N 80-ФЗ. Этот документ ввел повышенные административные штрафы за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензиями по некоторым видам деятельности. Так, фирму, осуществляющую деятельность в области защиты информации, за грубое нарушение лицензионных условий могут оштрафовать на 10 000 - 15 000 руб., а индивидуального предпринимателя и руководителя фирмы - на 1000 - 1500 руб. При этом штраф могут заменить тем, что предприниматель или компания лишатся права заниматься деятельностью в области защиты информации на 90 суток. Такое изменение внесено в ст. 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заметьте, что в Кодексе не сказано, какое нарушение лицензионных условий считается грубым. Понятие "грубое нарушение" применительно к конкретному виду деятельности должно определить Правительство РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ.

Вступает в силу с 17 июля 2005 г.

Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 25, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии", 2005, N 14.

Конституционный Суд о безнадежных долгах и НДС

Конституционный Суд РФ рассмотрел порядок, в котором следует рассчитывать НДС, когда организация списывает со своего баланса долг покупателя. Этой ситуации посвящено недавно обнародованное Определение от 12 мая 2005 г. N 167-О, где судьи пришли к двум выводам. Один из них не слишком обрадует налогоплательщиков, другой же, напротив, их поддерживает.

Обо всем по порядку.

Первым выводом суда является то, что фирма, списавшая задолженность партнера, должна начислить НДС на стоимость неоплаченных товаров, работ или услуг.

Заявитель, который обратился в Конституционный Суд РФ, настаивал на том, что п. 5 ст. 167 Налогового кодекса РФ противоречит Основному закону Российской Федерации. Эта норма - указывал налогоплательщик - требует от фирм, которые списывают сомнительную дебиторскую задолженность, уплачивать НДС за счет собственной прибыли. Тогда как НДС по своей природе налог косвенный.

Судьи заявителя не поддержали. В своем вердикте они напомнили, что указанная норма ставит в равное положение налогоплательщиков, выбравших разные способы определения выручки для целей исчисления НДС. Ведь те, кто платит налог "по отгрузке", начисляют его, не дожидаясь оплаты товаров (работ, услуг). Поэтому организации, которые выбрали способ "по оплате", должны уплатить НДС либо в момент получения денег, либо когда долг покупателя списывается с баланса. Суд уточнил: тот факт, что оплата от покупателя так и не поступила, "не исключает возможность взимания налога на добавленную стоимость, который, как и другие налоги, в принципе должен уплачиваться за счет собственных средств налогоплательщика...".

Но судьи пошли дальше и сделали второй вывод. Организация вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы на сумму убытков от сомнительной задолженности, включая и НДС.

То есть когда организация списывает долг на расходы, она вправе списать также и сумму начисленного НДС. Таким образом, судьи установили возможность компенсировать потери налогоплательщика - он заплатит меньше налога на прибыль. К подобному выводу приходили и арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 17 марта 2004 г. по делу N Ф09-943/04-АК), и Минфин России (Письмо от 7 октября 2004 г. N 03-03-01-04/1/68).

Обратите внимание: пока не истек срок исковой давности, списать с баланса можно только безнадежную задолженность - поясняет п. 2 ст. 266 Налогового кодекса РФ.

Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 167-О.

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право", 2005, N 24.

Разъяснены тонкости расчета налога

на имущество филиалами

Минфин России выпустил письмо, которое проясняет механизм расчета налога на имущество обособленными подразделениями. Причем разъяснения коснулись как движимого имущества, так и недвижимости.

Налог с движимого имущества филиала. В Письме от 7 июня 2005 г. N 03-06-05-04/156 Минфин России разъяснил, как платить налог на имущество, если филиал фирмы владеет движимым имуществом. Филиал должен перечислять налог самостоятельно только в том случае, если он выделен на отдельный баланс. А вот что скрывается за термином "отдельный баланс", чиновники в своем Письме не пояснили. Но ответ можно найти в прошлогодних разъяснениях финансового ведомства.

Определение понятия "отдельный баланс" на сегодняшний день не закреплено ни в одном нормативном документе. А раз так, то организация вправе самостоятельно установить конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения. Это подтверждают Письма Минфина России от 29 марта 2004 г. N 04-05-06/27 и от 3 июня 2004 г. N 03-05-06/62. Согласны с этим и налоговики (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 9 июня 2004 г. N 23-10/1/38453).

Следовательно, если организация в своих учетных документах не предусмотрит обязанность филиала формировать показатели, характеризующие его имущественное и финансовое положение, платить налог на имущество и отчитываться по нему по местонахождению движимого имущества филиала не придется.

Налог с недвижимости филиала. В своем Письме N 03-06-05-04/156 Минфин России также рассмотрел случай, когда недвижимость, учтенная на отдельном балансе филиала, фактически находится на территории головной организации. Тогда платить налог и отчитываться по нему нужно по местонахождению головного предприятия.

И это логично. Ведь по общему правилу, если у фирмы есть недвижимое имущество, расположенное вне места расположения самой организации или ее филиалов, платить налог и отчитываться по нему нужно по его местонахождению. Такое требование выдвигает ст. 385 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: для предприятий г. Москвы, имеющих на балансе недвижимость, расположенную в различных административно-территориальных районах города, местные налоговики сделали исключение. Они перечисляют налог, а также сдают отчетность только по местонахождению головной организации (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 27 февраля 2004 г. N 23-01/1/12408).

Письмо Минфина России от 7 июня 2005 г. N 03-06-05-04/156.

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право", 2005, N 22.

Новые поблажки для старых кассовых машин

Кассовые аппараты, исключенные из госреестра протоколом ГМЭК, можно применять, пока не истек нормативный срок их службы. А в Письме ФНС России от 20 мая 2005 г. N 22-3-11/908 уточнено, что исключенные из реестра кассы можно использовать, даже когда фирма меняет юридический адрес или коммерсант - место жительства. Не влияет на работу аппарата и смена наименования организации или Ф.И.О. предпринимателя.

Понятно, что когда фирма или ПБОЮЛ начинает торговать в новой точке, но на территории, подведомственной все той же налоговой инспекции, то проблем не бывает. Ведь тогда аппарат не перерегистрируется.

Но, сменив адрес, предприниматель, равно как и фирма, может перейти под контроль другой ИФНС. Соответственно в новой инспекции надо будет заново регистрировать кассовый аппарат. И если речь идет о модели ККТ, которая исключена из реестра, то тут могут возникнуть проблемы. Аналогичная ситуация складывается, когда фирма меняет название (или предприниматель - фамилию). В своем Письме чиновники из ФНС успокоили: старую кассу можно по-прежнему использовать. Однако тут же возникает вопрос: а как именно доказать новой инспекции, что ККТ используется уже давно? Об этом налоговики в своем Письме умолчали. Поэтому мы обратились за помощью в отдел оперативного контроля и применения ККМ УФНС России по г. Москве. И вот что там посоветовали.

Примечание. Комментирует Чернышов Владислав Александрович, советник налоговой службы II ранга:

- Из старой инспекции в новую должен быть сообщен пароль фискальной памяти кассового аппарата. Иногда эти сведения передают через налогоплательщика (в запечатанном конверте), иногда налоговики обходятся без посредника. Пароль и подтвердит, что ККТ уже использовалась. При этом новый инспектор может попросить фирму или предпринимателя представить еще и документы на покупку аппарата, карточку по форме N ОС-1 и журнал кассира-операциониста.

Что касается ситуации, когда фирма поменяла название: новое юридическое лицо не появляется, не меняется и ИНН. То же касается предпринимателя, пожелавшего сменить фамилию, - регистрироваться заново ему не придется. В этих случаях достаточно обратиться в свою налоговую инспекцию и попросить, чтобы чиновники заменили карточку регистрации ККТ. При этом, как говорится в Письме N 22-3-11/908, кассовый аппарат с учета не снимается. А потому опасаться, что инспекторы запретят его дальнейшую эксплуатацию, не нужно. В кассе просто исправят фискальную память, то есть на чеке будут отпечатываться новые реквизиты фирмы или коммерсанта.

Письмо ФНС России от 20 мая 2005 г. N 22-3-11/908.

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право",2005, N 25.

Остаток резерва под неиспользованные отпуска

доходом не является

Президиум ВАС РФ от 26 апреля 2005 г. N 14295/04 разъяснил, какую сумму организация должна включать в налогооблагаемые доходы, если резерв на оплату отпусков использован не до конца. Налог на прибыль нужно заплатить с разницы между суммой созданного резерва и величиной выданных отпускных, а также расходов на предстоящую оплату еще не использованных, но законодательно предусмотренных отпусков.

В конце года бухгалтер проверяет, сколько осталось от резерва. Проводить такую инвентаризацию обязывает ст. 324.1 Налогового кодекса РФ. А п. 3 статьи уточняет, что делать, если оказалось, что отпускных выплатили меньше, чем зарезервировали. В таком случае оставшуюся сумму включают в состав доходов (разумеется, если в новом году фирма не собирается опять создавать резерв). Именно по поводу "недоиспользованного" резерва и вышел спор с налоговиками. Чиновники были уверены, что весь остаток надо включать в доходы и соответственно облагать налогом на прибыль. Однако судьи фискалов не поддержали, указав, что законодательство не раскрывает понятия "недоиспользованные суммы резерва". Более того, п. 4 ст. 324.1 предписывает в конце года корректировать сумму резерва исходя из количества дней отпусков, которые сотрудники еще не отгуляли, а также среднего заработка и ЕСН.

Приняв все это во внимание, судьи сделали вывод: в налогооблагаемую базу не надо включать ту часть резерва, которая предназначена для пока не использованных, но уже предусмотренных отпусков. Эту сумму нужно вычесть из остатка резерва и налогом облагать лишь разницу. Допустим, работник отгулял 14 дней из положенных 28. Так вот: сумма, зарезервированная для последних двух недель отпуска, в доходы фирмы включаться не должна. Погашать же резерв бухгалтер будет по мере того, как работники полностью отгуляют свои отпуска.

Постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2005 г. N 14295/04.

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право", 2005, N 25.

Минфин против ЕНВД с продажи карт экспресс-оплаты

По мнению Минфина России, продажа карт экспресс-оплаты не подпадает под "вмененку". Такую точку зрения сотрудники финансового ведомства высказали в своем Письме от 22 июня 2005 г. N 03-06-05-04/173. Чиновники рассуждали следующим образом. На ЕНВД переводится розничная торговля (пп. 4 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ). А таковой является продажа товаров за наличный расчет.

Однако карточки экспресс-оплаты, с точки зрения минфиновцев, товарами не являются. Телефонные карты фискалы считают средством авансовой оплаты услуг связи. А значит, их продажа "вмененной" деятельностью не является.

Но мнение чиновников невыгодно организациям. Дело в том, что магазины и салоны связи, которые реализуют карты экспресс-оплаты, продают еще и другие товары и чаще всего платят с этого бизнеса "вмененный" налог. Получается, если они согласятся с аргументами финансового ведомства, то им придется помимо ЕНВД перечислять общие налоги с карт экспресс-оплаты, а также вести раздельный учет этих видов деятельности.

Однако суды уже не раз опровергали доводы фискалов. Примерами являются Постановления ФАС Центрального округа от 18 марта 2005 г. N А68-294/15-04 и ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2003 г. N А56-5841/03. Судьи посчитали, что карты экспресс-оплаты не являются товарами, только если их реализует оператор связи. А вот салоны связи и магазины, выступающие при продаже карт посредниками, переводятся на "вмененку". Ведь услуги связи дилеры не оказывают, и поэтому карточки являются для них обычными товарами.

Письмо Минфина России от 22 июня 2005 г. N 03-06-05-04/173.

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право", 2005, N 25, а также в журнале "Документы и комментарии", 2005, N 13.

Подписано в печать

13.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: "Упрощенка" и ЕНВД: неглобальное потепление ("Главбух", 2005, N 14) >
Статья: Отчитываемся по налогу на прибыль с учетом поправок в Налоговый кодекс ("Главбух", 2005, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.